Роскошные здания, которыми город гордился в прошлом – это и сегодня достопримечательности Саратова, мимо которых не проходит ни один турист. Все эти дореволюционные здания может и не являются знаменитыми шедеврами архитектуры, но именно они составляют особое обаяние любимого многими старого Саратова. Кликнув по названию Вы сможете прочитать подробную статью о истории и особенностях каждого здания и объекта, а так же увидеть больше фотографий и расположение на карте города.
1. Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория
Псевдоготическое здание консерватории было возведено в 1902 году на участке, выделенном на углу Немецкой и Никольской улиц хлопотами княгини Мещерской, по проекту городского архитектора Александра Ягна (1848-1922) для размещения музыкального училища, основанного в городе в 1885 году. Через десять лет на его базе была создана Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (в честь царевича Алексея), ставшая третьей в России после Санкт-Петербурга и Москвы. После того как И. Ю. Славин убедил Русское музыкальное общество открыть третью в стране консерваторию именно в Саратове (а не в Воронеже), здание было основательно реконструировано. Само здание, с самого начала вызывавшее недовольство и критику.
На конкурсной основе был выбран проект С. А. Каллистратова, предложившего продолжить локальные традиции (здание тогда находилось между католической и лютеранской кирхами) и сделать из училища средневековый готический замок с башнями и поющими химерами на фасаде (реконструкция была завершена к осени 1912 года). В перестроенном виде оно стало одной из доминант центра города и его визитной карточкой. Неоготическое здание Саратовской консерватории, украшенное поющими химерами, окнами-розетками с изображениями сов и виноградных гроздьев, оценивается в наше время как памятник истории и художественной культуры города.
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова — высшее музыкальное учебное заведение в Саратове, третья по счёту консерватория в России. Основана в 1912 году на базе музыкального училища, первая в провинции консерватория (третья после Санкт-Петербурга и Москвы). Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. Сегодня Саратовская государственная консерватория им.Л.В.Собинова – инновационный вуз, мощный образовательный центр музыкального искусства и культуры. На протяжении своей вековой истории консерватории удалось сохранить и преумножить традиции русского академического художественного образования. Саратов театральный. Все театры Саратова.
2. Здание гимназии, где преподавал Н.Г. Чернышевский
Здание гимназии, где в 1851–1853 годы преподавал писатель-революционер Чернышевский Н. Г. Здесь в 1858–1863 годы учился физик-электротехник Яблочков П.Н. Здание построено в 1811–1812 годах, как главный корпус усадьбы саратовского губернатора А.Д. Панчулидзева. В конце 1814 года здание было сильно повреждено случившимся пожаром. В дальнейшем вся усадьба была продана городу для устройства в ней мужской гимназии. Средства на покупку были собраны местным дворянством, пожертвованы из оброчных сумм городского общества, а также из личных капиталов частных лиц. Работы по перестройке и приспособлению зданий усадьбы под гимназический комплекс велись под руководством казанского архитектора И.А. Мари и саратовского архитектора В.И. Суранова и были завершены в 1818 году. Фасад его украшал портик и колоннада. Главное здание было двухэтажным.
В 1860-х годах к главному зданию гимназии был выполнен ряд пристроек. Сегодня оно представляет собой трёх-четырех этажное кирпичное строение сложной формы с вальмовой кровлей, крытой оцинкованной сталью. Под частью здания находятся подвальные помещения. В здании размещается Волжский районный суд, а также районные отделения службы судебных приставов и службы исполнения наказаний. Здесь же находятся многочисленные офисы адвокатов, институт «Саратовоблпроект» и другие организации. Состояние здания удовлетворительное. Оно подключено ко всем инженерным системам. В подвальном помещении располагаются индивидуальный тепловой пункт и водомерный узел. Объект культурного наследия федерального значения.
3. Здание биржи
В 1889 году академик архитектуры Ф.И. Шустер составляет проект здания биржи для саратовских купцов, предпринимателей, фабрикантов, деловая активность которых в “столице Поволжья” настойчиво искала выхода. Весной этого же года состоялась закладка здания на углу Московской и Никольской, а 7 сентября 1890 года торжественно открылось новое здание биржи — двухэтажное, довольно красивое. Биржа называлась товарной: предметом сделки являлся товар, продающийся по стандартам или образцам; заключались контракты (договоры) на его поставку по заранее обговоренной цене, в нужном количестве и определенный срок.
Входной портал этого храма коммерсантов представляла торжественная лоджия с широкой лестницей, витиеватыми чугунными решетками, фонарями, лепными украшениями. Главный вход был с Московской улицы, второй - с Театральной площади. Первоначальный объем здания был небольшим — примерно вполовину нынешнего и, как оказалось, недостаточным, чтобы “держать” угол двух центральных, самых представительных в городе улиц.
4. Центральные номера Очкина
Это массивное трёхэтажное здание появилось на углу бывших улиц Александровской и Малой Казачьей в 1880-х годах. Принадлежало оно крупному саратовскому предпринимателю Очкину, который открыл в нём "Центральные" номера, известные также как гостиница "Центральная", позже "Бристоль". Бывшая гостиница "Центральная" – архитектурная и историческая достопримечательность Саратова. Дом находится на углу улиц Горького и Яблочкова.
5. Памятник Н. Г. Чернышевскому
Памятник располагается на одноимённой площади (в прошлом Новособорной) у входа в парк Липки, на пересечении улиц Радищева, Волжской и проспекта Кирова. Является объектом культурного наследия Саратова федерального значения. Торжественное открытие памятника, впоследствии ставшего одним из символов Саратова, было приурочено к празднованию 125-летия Чернышевского и состоялось 26 июля 1953 года. За создание скульптуры Н.Г. Чернышевского А.П. Кибальникову была присуждена Государственная премия СССР. В статье "Работа над памятником Н. Г. Чернышевскому" Кибальников писал: "Чернышевский показан в расцвете сил, со взглядом, устремленным в далекое будущее. В правой руке он держит свиток своего литературного произведения - главного оружия, которым он боролся за счастье народа". В Саратове также имеется Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского в которой Чернышевский родился и прожил в общей сложности более двадцати лет.
6. Особняк А.Э. Бореля
Особняк А.Э. Бореля представляет собой шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века, одно из красивейших зданий Саратова. Новый отрезок пешеходной зоны по улице Волжской подарил возможность неторопливо рассмотреть во всех деталях этот красивейший дом купеческого Саратова. Изначально двухэтажный особняк на пересечении Армянской и Гимназической улиц (ныне Вольской и Некрасова) принадлежал купеческой чете Аносовых. Семён Исаевич и его жена Елена Александровна заказали себе этот дом в стиле модерн у архитектора П. М. Зыбина, построен он был в 1901 году. Благодаря красоте своей хозяйки дом был известен как "замок Елены Прекрасной". После развода Аносовых в 1909 году особняк был продан П. И. Карепанову, который через год перепродал его представителю рода крупных саратовских мукомолов Александру Эммануиловичу Борелю.
Дом на Волжской, привлекает балконами, окнами различной формы, филенками, угловой лоджией и выступающими карнизами крыши, использованными как элементы декора. Внутри особняк очень просторен и даже велик. Элементы интерьера, хоть и осовремененные, держат модерновый колорит. Дубовая изгибающаяся лестница играет ключевую роль в организации внутреннего пространства. Вытянутые, особого изящества формы царят и в оформлении внутренних помещений: библиотеки, каминного зала, гостиных. Камин, отделка стен, оформление окон, светильники, даже дверные ручки – всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и фасадом здания. Сейчас особняк, один из лучших особняков "чистого" модерна в Саратове - объект культурного наследия федерального значения.
7. Дом семьи Чернышевских
В 1826 году Гаврила Иванович Чернышевский выстроил дом с флигелями и хозяйственными службами для своей семьи. В строительстве помогал материалами и людьми губернатор А.Д. Панчулидзев. Им подписан план на постройку дома и флигеля. Семья Чернышевских заняла свой дом в начале 1830-х годов (до этого его снимали квартиранты, а Чернышевские жили вместе с П.И. Голубевой и ее дочерью Александрой в доме Голубевых (Пыпиных).
Николай Гаврилович Чернышевский в родительском доме жил до 17-летнего возраста и после возвращения из Петербурга, где он учился в университете, с 1851 по 1853 г.г. После свадьбы Николай Гаврилович и Ольга Сократовна Чернышевские уехали жить в Петербург. В саратовском доме оставались овдовевший Гаврила Иванович и Пыпины. По завещанию Г. И. Чернышевского дом передавался сыну Николаю, но поскольку он с семьей жил в Петербурге, дом поручался "в полное и безотчетное распоряжение родственникам и благодетелям" Н.Д. и А.Е. Пыпиным и их детям.
8. Здание Художественно-исторического музея
В 1877 году профессор живописи А. П. Боголюбов предложил Саратову передать в дар коллекцию произведений искусства и основать в городе музей, назвав его в память своего деда А. Н. Радищева. После нескольких лет обсуждений и проектирований было решено открыть музей и построить для него новое здание, закладка которого состоялась в мая 1883 года на Театральной площади. Разработанный петербургским архитектором И. В. Штромом проект здания был лично утверждён императором Александром III, который также передал музею ряд полотен из своей коллекции. Строительством руководил А. М. Салько, окончательно закончено и открыто ныне знаковое для Саратова двухэтажное здание было 29 июня 1885 года. За первый год после открытия музей посетили 62 тысячи посетителей. Коллекция пополнялась экспонатами из Петербургской академии художеств и Эрмитажа, в 1897 году при музее начала работу художественная школа.
9. Городской крытый рынок
Крытый рынок — рынок в центре Саратова, построенный в 1916 году по проекту архитектора В. А. Люкшина. Здание занимает квартал от проспекта Кирова до улицы Василия Люкшина (до 29 декабря 2016 года — улица Сакко и Ванцетти); главный фасад обращён на улицу Чапаева. Строительство нового рынка цели имело простые: Благоустроить город и избавить его от антисанитарии. Переместить уличную торговлю в специально предназначенные для этой цели удобные здания. Саратовские власти долго решали, что для этого лучше подходит — отдельные корпуса или единое здание, выбрали вариант единого вместительного крытого рынка. В 1907 году за подготовку проекта берется Василий Люкшин, ему в это время сорок лет, он городской инженер-архитектор. В его подчинении целый штат специалистов. Совместно с представителем Саратовской думы Люкшин объехал Одессу, Ригу, Санкт-Петербург и Москву где осматривал рынки, на что ушло три года. В 1911—1912 году шло проектирование здания, строительство велось в 1914—1916 годах.
Крытый рынок строился под влиянием передовых конструктивных тенденций того времени: каркасная система, использование стальных ферм, новые материалы. Этот образец архитектурной и инженерной мысли предполагал центральное отопление, использование электрического освещения, установку мощных холодильников в подвалах здания и лифтовых подъемников с электроприводом. Сочетание стекла входных и оконных проемов с железобетонными конструкциями придаёт выразительность и лёгкость зданию. Благодаря разнице в высоте крыши и стеклянному куполу — фонарю получилось осветить торговый зал полным дневным светом и создать впечатление простора.
10. Женская гимназия А. Д. Куффельд
Женская гимназия Куффельд - одно из красивеших зданий Саратова. "Женская гимназiя" – три четверти века красовалось на фризе этого дома. Частную прогимназию в 1899 году основала деятельница народного просвещения Анны Куфельд. До переезда в 1914 году в нынешнее здание учебное заведение размещалось в разных точках города. Строительство здания шло впечатляющими темпами. Оно было построено всего за один год. Спустя некоторое время после открытия женская гимназия Куффельд изменила свое название и стала 2-й женской минестерской гимназией. Членами попечительского совета гимназии были представители торговых домов Рейнеке, купчиха Анна Чирихина, братья Шмидт и другие богатые саратовцы.
Архитектором здания женской гимназии Куффельд стал известный саратовский зодчий Семен Акимович Каллистратов. Открытое в 1914 году на Царицынской (ныне Первомайской) улице, неподалеку от Художественного музея им. А. Радищева, здание женской гимназии А.Д. Куфельд – одна из четырех саратовских построек С.А. Каллистратова, выдержанных в духе неоклассицизма. Неоклассицизм, как стиль архиректуры, часто представляется скованным, банальным, вторичным по отношению к своему родителю. В оформлении здания гимназии Каллистратов показал свое увлечение творчеством итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио, посредством использования «колоссального» ордера. Центральный ризалит украшают шесть хорошо прорисованных колонн коринфского ордера, установленных на высоком первом этаже и поднимающихся на высоту двух верхних этажей. В итоге колонны составляют портик, завершенный треугольным фронтоном. Остальная плоскость фасада отделана полуколоннами ионического ордера. Нисколько не умаляя достоинств ее собратьев, двух школ-дворцов и собственного особняка архитектора – ныне соответственно средние школы №2 (улица Мичурина,16) и №99 (улица Университетская,44); бывшая школа-интернат слепых детей (улица Вольская,30) – это здание полнее других выражало творческую манеру зодчего.
11. Городской общественный банк
Здание бывшего банка представляет собой причудливое сочетание дореволюционного классицизма и советской скульптуры послевоенного периода. История Саратова знает это здание как «Городской общественный банк». Находится на Театральной площади в Волжском районе города. В настоящее время известно как Дворец творчества детей и молодёжи имени О.П.Табакова, или Дворец пионеров Саратова. Городской общественный банк Саратова был открыт в 1864 г. и в течение полувека он не имел своего помещения. Только в XX в. было решено возвести для банка отдельное здание. В 1910 г. для застройки был приобретён участок по адресу Театральная улица, 13, на котором располагался дом Мокшанцева. Был объявлен конкурс на проект здания, на который свои работы представили такие известные архитекторы, как В. А. Люкшин, А. М. Салько, П. М. Зыбин и др. В итоге победителем стал П. М. Зыбин, который и получил первую премию.
Строительные работы начались в 1911 г., были возведены стены здания, а в 1912 г. уже начались отделочные работы. Лепные и скульптурные работы внутри здания выполнили художники Казанцев и Поздников. Скульптурная композиция, ставшая главным украшением фасада здания, выполнялась отдельно скульптором В. Федосеевым. Осенью 1913 г. работы были завершены. Уже в октябре того же года городской общественный банк начал совершать операции в новом здании. Городской общественный банк полностью переехал сюда в январе 1914 г. Клиентами банка являлись саратовские купцы и промышленники, получая в нём краткосрочные кредиты и долгосрочные ссуды под залог городской недвижимости. Банк также сопровождал биржевые и торговые сделки.
12. Императорский Николаевский университет
В истории Саратова большую роль сыграло появление университета. Императорский Николаевский университет был открыт 6 декабря 1909 года, став десятым и последним университетом царской России. Университетский городок был построен по проекту архитектора Карла Людвиговича Мюфке в 1909 – 1915 годы в квартале между улицами Московская/Большая Казачья и Университетская/Астраханская. Корпуса №1, №2, №3, №4 образуют ансамбль дореволюционного университета в стиле модерн. Архитектурный комплекс является объектом культурного наследия Саратова федерального значения. Корпус № 5, построенный в 1952 г., архитектором П. К. Усовым и здание научной библиотеки построенное в 1955 г., архитектором С.В. Истоминым относятся к объектам культурного наследия Саратова регионального значения.
Идея о его создании возникла ещё в середине XIX века. В 1858 году саратовский губернатор А.Д. Игнатьев отправил в Министерство внутренних дел отчёт, в котором говорилось о желательности открытия в Саратове университета. Процесс был долгим, менялись пожелания по профилю будущего университета. Но варианты создания филиалов и открытия собственного университета отметались до 1908 года, когда комиссия по народному образованию Государственной думы наконец одобрила законопроект об открытии университета в Саратове. 10 июня 1909 года Николай II на борту императорской яхты «Штандарт» подписал закон о его открытии.
13. Архитектурный комплекс клинического городка
Первый в истории Саратова университет был открыт в 1909 году, став первым за 20 лет и последним в истории Российской империи. Проектировал университетский городок архитектор Карл Людвигович Мюфке, приглашённый для этого из Казани первым ректором университета – В.И.Разумовским. Университет был открыт в составе единственного медицинского факультета, и для подготовки будущих врачей была необходима хорошая лечебная база. Для строительства лечебной базы для подготовки студентов было решено отвести каменистые, безлесные пустыни на северо-западных склонах между Лысой и Алтынной горами.
В сентябре 1912 г., во время пребывания на должности ректора профессора В. И. Разумовского, был заложен фундамент здания факультетской хирургической клиники, осенью 1913 г. -- здание терапевтической клиники, летом 1915 г. -- здание клиники болезней уха, горла и носа, в 1916 г. -- здание нервно-психиатрической клиники. Начавшееся было строительство резко оборвалось во время империалистической и гражданской войн. Осенью 1917 г. здание хирургической клиники было наиболее готово к эксплуатации, но требовало внутренней отделки, проведения водопровода, внутренней канализации и электрического освещения.
14. Троицкая соборная церковь
Свято-Троицкий собор в Саратове (полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы) - первый каменный собор Саратова, один из самых старых храмов в Нижнем Поволжье; памятник нарышкинского барокко. Является объектом культурного наследия Саратова федерального значения Троицкую соборную церковь построили в 1674-1675 годах по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения. Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. На следующий год храм был возобновлён деревянной церковью по благословлению Астраханского митрополита Савватия. В 1695 году началось строительство каменного храма. По преданию, на строительные леса собора восходил тогдашний царь Пётр I, бывший в Саратове проездом в Азов.
В 1712 году в Саратове снова произошёл пожар, огонь причинил вред и Троицкой церкви. При реконструкции к ней были пристроены трапезные и открытая галерея вокруг верхнего храма. В 1722 году Саратов вновь посетил Пётр I. По преданию, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора. В 1723 году строительство колокольни было завершено, а в середине XVIII века на ней установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.
У храма есть свой музей занимающий две комнаты в административном корпусе.
15. Автогараж С. И. Соколова и З. И. Иванова.
Здание построено в 1887 году и принадлежало до 1913 года владельцам зеркальной фабрики Н.И.Седову и П.П.Борисову-Морозову. «Оконное стекло: богемское, полубелое, цветное, матовое, мозаичное, рифленое, морозовое, прессованное. Зеркала и фантазии!» — гласила реклама мастерской. Но последние разорились и вынуждены были продать здание фабрики владельцам автомобильного дела С.И.Соколову и. З.И.Иванову, которые устроили здесь автомобильный гараж. В 1914 году один из владельцев гаража С.И.Соколов был призван в армию и хозяином всего дела стал Захарий Иванович Иванов, по имени которого и стал называться гараж - гараж Иванова.
Иванов произвел реконструкцию здания и скульптурное оформление его фасада. С тех пор он украшен фигурками ангелов и барельефом мчащегося автомобиля. Авторами скульптурной композиции были ученицы Боголюбовского художественного училища С.Резцова и Н.Хлестова. В 1925 году З. И. Иванов занялся сдачей автомобилей в прокат. И вскоре жители Саратова увидели старый автомобиль у невысокого полосатого столба, на котором висела надпись — «Биржа автомобилей». Это же видимо увидел и корреспондент известной тогда газеты «Гудок» Илья Ильф. Таким образом, Захарий Иванович Иванов стал прообразом шофера Адама Козлевича и оказался на страницах романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок».
16. Могила Н. Г. Чернышевского
Похоронен Чернышевский у главного входа на кладбище, к могиле ведёт просторная еловая аллея. Умерший от кровоизлияния в мозг 29 октября 1889 года Николай Гаврилович Чернышевский был похоронен в фамильной могиле, над которой была установлена небольшая часовня. Впоследствии она была перенесена на территорию дома-музея писателя, а на могиле (точнее возле неё, на месте алтаря разрушенной Воскресенской церкви) к 50-летию со дня смерти Чернышевского 30 октября 1939 года был установлен памятник работы архитектора М. В. Крестина и известного саратовского скульптора П. Ф. Дундука. Выполнен памятник в виде арки из красного камня и чёрного обелиска с барельефным портретом Чернышевского под её сводами.
17. Гостиница Астория
Астория — гостиница в центре Саратова. Один из архитектурных символов города. Памятник архитектуры начала XX века, образец позднего модерна, является старейшей гостиницей Саратова. Строгий чёткий силуэт гостиницы, геометрически безукоризненные несколько острые линии фасада. В этой постройке нет ничего манерно-готического, переусложненного. Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых величественно застыли средневековые рыцари-риттеры, открытая галерея четвертого этажа, непривычная для саратовских домов мансарда — все это заимствовано из европейской строительной практики начала века. В России же эти приемы использовались разве только в Москве и Петербурге. Оттого-то и вид у "Астории" получился столичный.
В 1911 году известный торговец недвижимостью купец 1-й гильдии Д.В. Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е. Куткина на Немецкой улице. Эту улицу дореволюционные репортеры справедливо окрестили местным "Невским проспектом". Чистая, мощеная, с роскошными витринами богатых магазинов, в три квартала, она производила тогда, как и сейчас, сильное впечатление. С 1908 года по Немецкой улице курсировал трамвай, а теперь это пешеходная зона. После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы. Новое здание предполагалось обустроить на лучшем для тому времени уровне – с рестораном, электрическим освещением, душевыми и ванными комнатами, подъемными электрическими машинами. Первый камень был заложен весной 1914 года.
18. Особняк К. К. Рейнеке
Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке – один из самых красивых домов в Саратове, его считают лучшим творением в стиле модерн на территории города. Время возведения дома на Соборной – 1909-1911 годы. Над постройкой усадебного дома Рейнеке, работал Ф.О. Шехтель, автор таких шедевров архитектуры, как особняк Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго, индивидуальный почерк архитектора легко узнается на всех уровнях, например, особенностью данного особняка является то, что у него нет одного главного фасада. Главный фасад, обращенный на Соборную улицу – броский и асимметричный, он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды. В общем, можно долго ходить вокруг особняка Рейнеке, открывая все новые повороты и углы. Весь он наполнен множеством деталей, которые заставляют рассматривать его вновь и вновь.
Над парадным входом располагается большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука (с картины «Танцовщицы» (1898). Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. Керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина. Незатейливый лепной орнамент, изящные кронштейны карниза, оригинальный водосток, глазурованные лицевые кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица – все это придает особняку некий торжественный и благородный вид.
19. Памятник Борцам революции 1905 года
Один из старейших и наиболее ярких саратовских монументов Памятник борцам революции 1905 года, находится у входа в городской парк, в сквере Борцам революции 1905 года (бывшая площадь 1905 года, угол улиц Рахова и 2-й Садовой). Величественная фигура рабочего, выполненная из черного гранита (высотой 4,4 метра), с молотком в руке застыла на высоком ступенчатом гранитном постаменте сложной конструкции из серых гранитных блоков (высотой 7,5 метров), олицетворяя мужество рабочего класса.
На общероссийской волне забастовок и стачек 16 (29) декабря 1905 года на Институтской площади Саратова по инициативе городского Совета рабочих депутатов состоялся двухтысячный митинг. По распоряжению губернских властей к месту событий были стянуты войска, призывавшие народ мирно разойтись. В ответ на этот призыв из толпы раздались выстрелы, завязалась драка, со стороны казаков последовал ответный огонь. Этот день унёс жизни 15 участников участников демонстрации, несколько десятков человек получили ранения. Еще одиин центральный памятник посвященный Борцам революции 1917 года находится в сквере Радищевского музея напротив театра оперы и балета, между Большой Казачей улицей и Театральной площадью, называвшейся в советские годы площадью Революции в честь похороненных в братской могиле.
20. Особняк М.А Устинова
Известный саратовский купец М.А. Устинов в конце 18 века построил два дома. Но, в начале 19 века, купец решил соединить эти два здания воедино, тем самым соорудив один большой особняк в классическом стиле. В 1813 году из Петербурга в Саратов, в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора, приехал архитектор И.Ф. Колодин – выпускник Императорской академии художеств, ученик и помощник знаменитого архитектора А.Н. Ворохина. М.А. Устинов обратился к известному архитектору со своим заказом, в ответ Колодин предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Планы архитектора не изменились и в этот же год особняк М.А. Устинова в своем новом обличие был готов.
21. Особняк купца Ф.В. Котенева (Духовная православная семинария)
Здание в стиле русского классицизма было построено на северной части Старо-Соборной площади, в 1810 году, по проекту губернского архитектора Василия Ивановича Суранова, как большой особняк для купца Федова Васильевича Котенева. Огромный двухэтажный особняк выделялся среди деревянных построек, расположенных вокруг Троицкого собора. Появление такого роскошного строения на старой торговой площади, облик которой определяли ветхие деревянные лавки, сподвигло губернатора А.Д. Панчулидзева заняться ее благоустройством и убрать базарные постройки. В исторической части Саратова можно увидеть много замечательных зданий – памятников архитектуры, построенных в различные периоды. Каждый из них по-своему прекрасен и уникален, а, в общем, все эти здания составляют единую композицию площади – ныне Музейной.
«Строгая, простая пластика аркад убедительно организовывала Старую Соборную площадь. Что же до катеневского особняка, то он как бы имеет два плана, два лица. Одно общее оно работает на площадь и принадлежит ей: арки, квадраты и прямоугольники окон, уравновешенный симметрией силуэт. Здесь не видны, да и не нужны мелкие детали. Второе лицо для тех, кто не спешит, пришел сюда не случайно, кому нужен именно этот дом. Вблизи вдруг возникает тонкий рисунок профилей карнизов, проступают декоративные наличники окон. Два лица особняка неразделимо дополняют друг друга. Из массивных столбов аркады вырастают восемь стройных колонн, распускаясь вверху соцветиями коринфских капителей. Чуть выдвинутый вперед портик своей вертикальной устремленностью прерывает монотонность аркады. Главный вход выделен более крепкой аркой, двойным окном второго этажа и полуциркулярным – третьего, увенчан фронтоном». – пишет в своей книге «Века и камни» (1990 год) саратовский архитектор Сергей Терехин.
22. Усадьба вице-губернатора Александровского
Это городская усадьба с надворными постройками, расположенными за высоким каменным забором, главное здание которой – одноэтажный с антресолями каменный особняк дворцового типа в стиле русского классицизма с большим фронтоном и шестиколонным портиком коринфского ордера. Дом выглядит монументально - шестиколонный портик коринфского ордера, поднятый на два этажа, покоится на несколько непропорциональном ему цоколе. Фасад богат игрой светотеней от колоннады портика и остальных его архитектурных рельефов, примененных с большим вкусом. Первоначально это дворовое место со всеми строениями принадлежало дворянину Святославу Михайловичу Скибиневскому, с 10 марта 1831 г. По 23 декабря 1839г. занимавшего должность Саратовского губернского предводителя дворянства, который и выстроил этот дом. Двух этажный усадебный дом С. Н. Скибиневского, построен в 1847 году. Во время службы в городе Саратове здесь жил Василий Павлович Александровский (1818 — 1878), который был вице-губернатором в Саратове с 1 января 1856 года до 9 февраля 1862 года. Затем затем Александровский уехал в Пензу, где служил пензенским губернатором с декабря 1862 года по июль 1867 года.
После смерти уездного предводителя дворянства Скибиневского его наследники продают дом. Новым владельцем стал председатель саратовского отделения императорского общества правильной охоты, Беклешев. Помещик, слывший заядлым картежником, в 1880 году продает особняк крупному саратовскому солепромышленнику Аносову. Купец Петр Васильевич Аносов, появивлся в Саратове в 1830 годах. Состояние им было нажито выработкой и продажей соли. Ни сын его Ефим Петрович, ни внуки Фёдор, Иван и Исай Ефимовичи не только не преумножили миллионы старика купца, но разорились и в 1887 году были вынуждены продать усадьбу купцу Ивану Герасимовичу Кузнецову за 55 000 рублей вместе с обстановкой.
23. Усадьба Д.М. Вакурова
В 1830-х годах купец Дмитрий Максимович Вакуров покупает у артиллерийского поручика Н. Логинова дом “деревянный на каменном фундаменте, обложенный кирпичом с жилыми внизу покоями и выходом к надворным строениям”. Дом находился на Московской улице и боковым фасадом смотрел на площадь. Внутри, по воспоминаниям современников, “комнаты были по тому времени роскошно отделаны: паркет, дорогие обои на стенах, потолки, расписанные цветами и амурами, по стенам портреты, картины. В зале находился большой орган со значительным количеством валов. В спальнях и кабинете стояли большие киоты с массой икон и образов в дорогих ризах и окладах”. Заслуга Д.М. Вакурова в том, что он открыл первую в губернском центре книжную лавку, где продавалась художественная литература, учебники, книги с хозяйственными, кулинарными, медицинскими наставлениями и советами, религиозно-богословские издания. Покупателей было много.
24. Дом жилой, кон. ХVIII — нач. ХIХ вв.
Представляет собой здание, выстроенное на рубеже XVIII-XIX в.в. на важном градостроительном участке – центральной улице, ведущей к архитектурному комплексу Музейная площадь. Которая также признана как объект культурного наследия, но только регионального значения. Здание двухэтажное, прямоугольное в плане на высоком белокаменном цоколе, главным фасадом выходит на ул. Московскую. Здание встроено в общий ряд, стена к стене между усадьбой Д.М.Вакурова и домом ранее имевшим такую же этажность и видимо такое же время возведения, но позже надстроенный до четырех этажей, дом номер 13. Памятник представляет архитектурный интерес, как один из элементов «образцовой» архитектуры, формировавших градостроительные ансамбли провинциальных русских городов в ранне-классический период.
25. Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина
На месте приземления первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина расположился уникальный мемориально-образовательный комплекс под открытым небом, в 27 км к югу от Энгельса, в районе села Смелока, центром которого стал монумент первому космонавту. В 2020 году комплекс был обновлен дополнен новыми объектами, такими, как инфоцентр и кедровая аллея ("Кедр" был позывным Гагарина). История развития данного места примечательна. В 1965 году на официальном месте приземления воздвигли 27-метровый обелиск в форме взлетающей в небо ракеты. В 1981 году на постаменте обелиска был установлен скульптурный памятник Гагарину. От магистральной дороги к месту приземления вела узкая асфальтированная дорога, окаймленная пирамидальными тополями. В 2011 году к 50-летию полета комплекс дополнили барельефами работы скульптора Александра Рожникова видных деятелей освоения космоса, в частности Циолковского, Королёва, Титова.
В 2020 году к сложившемуся годами комплексу были добавлены современная архитектура, подсветка, выверенное озеленение, проложена велодорожка из Квасниковки, заменены опоры освещения, они имеют уникальный дизайн, среди них встречаются ещё и "умные", которые имеют USB-зарядки, Wi-Fi, видеокамеру. Центральное место - инфоцентр, где представлены различные экспонаты связанные с космосом и Юрием Гагариным, а так же можно посмотреть на макет парка со всеми его элементами. Здесь установлены элемент ограды, отлитый группой Гагарина, когда он учился на литейщика в Саратовском ремесленном, самолёт, на котором он учился летать, макет капсулы, в которой он спускался к Земле. Сам центральный памятник был капитально отреставрирован. Добавлена вторая часть парка - место приземления спускаемого аппарата. Футуристичные лавочки, панорамный вид на саратовскую степь. Здесь можно увидеть её такой, какой её видел Гагарин, отделившись от аппарата, когда спускался на парашюте. Здесь находится спускаемая капсула, конечно не та самая, а та, что стояла раньше рядом со стелой.
26. Здание присутственных мест
В начале 19 века центр города было решено перенести на новое место, тогда окраину города. Поэтому в 1807 году здесь по проекту столичного архитектора А. Захарова строится здание присутственных мест. Саратовский губернский архитектор X. Лоссе внес свои изменения (например, несколько удлинил здание) и начал постройку. А закончил ее В.И. Суранов, сменивший Лоссе на этом посту. Двухэтажное Ш-образное в плане здание размещалось необычно: на улицу выходил второстепенный фасад; главный же (тот, украшенный портиком) обращался к большому, занятому огородами пустырю, явно предполагая здесь площадь с постройками, достойными гyбepнcкого центра. Это было рабочее помещение самого губернатора (до 1903 года) и губернской канцелярии, а также многочисленных губернских присутствий и управ, ведавших той или иной сферой деятельности. В 60 комнатах на трёх этажах располагались шесть десятков комнат – суды, палаты, казначейство, типография, канцелярии. «Огромный дом с большим парадным крыльцом, обращенным в сторону площади, лестницей, ведущей на второй этаж, колонным портиком и украшениями в стиле классицизма вполне соответствовал своему назначению. Внутри здание было скучное: длинный коридор с комнатами налево и направо, где сидели (присутствовали) чиновники». Во время большого пожара 1811 года здание сгорело. После этого В.И. Суранов составил проект возобновления присутственных мест "о трех этажах". Таким здание сохранилось до сегодняшнего дня.
27. Городская усадьба Осипа Карзанова
Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – бывшая городская усадьба и учебно-заработный дом, архитектурная и историческая достопримечательность города (главный дом, флигель, ворота). Городская усадьба, построенная в конце XVIII века, привлекает взоры прохожих своим ярким цветом, четырехколонным портиком тосканского ордера, наличниками, украшающими оконные проемы. У входа во двор с обеих сторон стоят колонны.
Бывший учебно-заработный дом Благотворительного Союза - двухэтажное каменное здание, со сводчатыми подвалами, в стилистике классицизма, с флигелем, дворовыми службами и каменными воротами (портик главного входа тосканского ордера). Здесь поначалу располагалась Контора иностранных поселенцев, сильно пострадавшая во время пожара 1800 года. С 1901 года по 1917 г. здесь размещался «Женский учебно-заработный дом».
28. Дом купца С.К. Корнилова
Чуть выше Музейной площади, на углу улиц Московской и Чернышевского, стоит бывший особняк купца Степана Корнилова. Построен он в первой трети XIX в. по проекту губернского архитектора Г. Петрова − ученика В. Суранова, развившего традиции саратовского классицизма. Достоинством автора было стремление избежать архитектурного штампа. Двухэтажный особняк надежно закрепил перекресток двух центральных улиц города. Боковые крылья особняка напоминают типовые проекты той поры. Корниловский особняк выделялся среди окружающей застройки размерами, качеством отделки и представительной колоннадой. Дом Корнилова вошел в 2019 г. в новую программу Вячеслава Володина по сохранению памятников историко-культурного наследия. Это перечень объектов историко-культурного наследия, требующих срочной реставрации и которые будут спасать от разрушения.
Особняк С.К. Корнилова – одна из лучших работ архитектора Петрова. Поставленный на углу двух - центральных в то время улиц, – этот дом прочно закрепил перекресток. Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Выразительная композиция обращает на себя взгляды многих прохожих. Внимание привлекает некая миниатюрность и игрушечность дома. Сейчас особняк смотрится именно так, но 170 лет назад постройка выделялась своими размерами, представительной колоннадой и качеством отделки по сравнению с окружающими дома. Полтора же столетия назад корниловский особняк выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.
29. Усадьба Тюльпиных
Усадьба Тюльпиных – на сегодняшний день данная усадьба является образцом провинциального классического строительства. Под усадьбой Тюльпиных подразумевается целый комплекс построек, которые находятся на внутреннем дворе. Сегодня в комплекс памятника архитектуры регионального значения Усадьба Тюльпиных входит главный дом, флигель, дом во дворе, ворота и ограда. Усадьба Тюльпиных была построена в 1840-х годах на деньги купца первой гильдии Петра Фёдоровича Тюльпина. Существуют догадки, что архитектором усадьбы стал И. Бессонов, но это не доказано. Основным украшением фасада здания был шестиколонный портик тосканского ордера, воспроизведенный со скрупулезной точностью, от баз колонн до череды триглифов на фризе и сухариков, обрамляющих пологий фронтон, прекрасно сохранившийся до наших времён.
Главный полутораэтажный дом выходит парадным фасадом на Большую Сергиевскую улицу (ныне ул. Чернышевского), его украшения небогаты, однако во всем чувствуется добротный профессионализм: в уравновешенности пропорций, ясности композиции, строгости деталей. Дальше по этой же улице с каменной оградой и воротами, оно соединяется с каменным двухэтажным флигелем. Он был перестроен через 30 лет после покупки здания, так как предыдущий пострадал от пожара. Во внутренний дворик можно попасть через массивные трехчастные каменные ворота, которые служили аркой для проезда экипажей, и через две боковые калитки, одна из калиток в настоящее время заложена. Сегодня здание является примером городского усадебного классицизма, выполненного по всем правилам.
Усадьба Тюльпиных вошла в 2019 г. в новую программу Вячеслава Володина по сохранению памятников историко-культурного наследия. Это перечень объектов историко-культурного наследия, требующих срочной реставрации и которые будут спасать от разрушения.
30. Дом князя Баратаева И. М.
Дом князя И.М. Баратаева, постройки начала ХIX века. Изначально на этом месте было городское ограждение, которое состояло изо рвов и валов. Однако в восемнадцатом веке такие укрепления сочли непригодными и территорию сравняли. Тайный советник, князь Иван Михайлович Баратаев построил свою усадьбу на месте развалин бывшего городского крепостного вала в тридцатые годы XIX века. Именно когда наконец-то появился великолепный дом, это место было названо «Князевским». Это было невообразимо красивое место для строительства усадьбы, так как ее окна выходили на красоты Волги. Да и сама усадьба была окутана фруктовыми садами. Но не только это великолепие вызывало восторг горожан, потому что сам дом был невероятно красив. Ведь построили его на возвышенности, что придавало какую-то воздушность и легкость.
Однако единственным украшением усадьбы были колонны, так как не было никаких барельефов, лепнины. Но этот дом по сей день притягивает к себе восторженные взгляды, хотя находится эта историческая достопримечательность за бетонным забором. Один из объектов культурного наследия федерального значения в Саратове . И.М. Баратаев был известен тем, что в 1804-1806 годах был губернским предводителем дворянства, в чьи обязанности входило решение внутренней жизни дворянского общества. В Саратовской губернии эта должность просуществовала с 1780 по 1863 год. Эта почётная общественная должность не оплачивалась, поэтому предводителем дворянства старались избрать человека богатого, влиятельного и что было немаловажным хлебосольного и гостеприимного.
31. Главное Народное училище
Когда в Саратове был получен указ Екатерины II об открытии народных школ для обучения российской грамоте, письму и арифметике желающих, саратовские жители не обратили на этот указ внимания и решили обучать своих детей, как и прежде, нанимая домашних учителей. Только через пять лет, 22 сентября 1786 года, в Саратове открылось Главное народное училище. Екатерина II утвердила устав, согласно которому во всех губернских городах, к которым относился и Саратов, ко дню памяти её коронации должны были открыться Главные народные училища. До начала XIX века училище не имело собственного здания - занятия проходили в арендуемых неудобных помещениях. Не хватало учителей, пособий, что сказывалось на качестве образования. Доходило до того, что родители забирали детей до окончания курса училища.
В 1799 году на Старособорной площади было начато строительство здания для училища. Проект подготовил губернский архитектор Х.И. Лоссе. Во время саратовского пожара 1800 года строящееся здание сильно пострадало, что задержало окончание строительства. Лишь в 1801 году отделочные работы были завершены, и занятия в здании училища начались.
Здание Народного училища, построенное в классическом стиле, фасадом выходит на бывшую Гостиную площадь. Оно построено без излишков: прямые, ровные углы, такие же окна, никакой лепнины, фасады таких зданий напрочь лишены всяческих изысков. На фасаде семь окон, а в центре, на ширину трех окон выступает ризолит, от основания дома до карниза крыши. Здание этого училища, которое располагалось в то время на Гостиной площади (ныне Музейная площадь), сохранилось до наших дней. Это здание не только памятник архитектуры, но и памятник народного образования в Саратове, ведь в нем, начиная с конца XVIII века и до середины XX века размещались различные учебные заведения. Сейчас в здании бывшего Народного училища находится детский сад №35.
32. Дом саратовских губернаторов
Дом саратовских губернаторов – это надстроенное вторым этажом и перестроенное под казенные нужды бывшее жилое здание на дворовом месте купца К. К. Рейнеке на углу Вольской и Мало‑Сергиевской (Мичурина), купленных МВД под размещение саратовских губернаторов. Всего было приобретено 4 дворовых места позже составленные в одно. В этом доме с 1903 по 1906 годы жил и работал выдающийся государственный деятель России, саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин. Осенью 1903 года П. А. Столыпин перешел жить в новый дом, который окончательно был достроен к осени 1904 года. «В здании несколько комнат были отведены под рабочие кабинеты губернатора, причем один кабинет был решен в Декадентском стиле, второй в Мавританском. Одна комната была отделана в стиле Немецкий Ренессанс, потолки: Аравийский Мавританский и т. д. Особенно роскошно выглядела «Зеркальная зала». В 1904-1905 гг было выстроено соседнее здание комплекса по улице Вольской - Губернская канцелярия. В него переехали канцелярия, Губернское по воинской повинности присутствие, Губернский статистический комитет, Губернское присутствие. В архитектурный ансамбль "Усадьба саратовских губернаторов" входит несколько объектов, расположенные на едином земельном участке, кроме жилого дома губернатора и канцелярии в него включены еще кухня с галереей, каретник с хозяйственными службами, ограда и ворота.
33. Губернская канцелярия
Губернская канцелярия была построена на месте дома врача К.П. Лециуса на углу Вольской и Крапивной в 1905 году архитектором Д.Ф. Стерлиговым при участии А.Н. Клементьева (перестроившего годом раньше соседний особняк Карла Рейнеке под резиденцию губернатора). Здесь в 1830-1840-е годы располагалась губернская канцелярия. Губернская канцелярия входит в архитектурный ансамбль "Усадьба саратовских губернаторов" состоящий из несколько объектов, расположенные на едином земельном участке, куда кроме Губернской канцелярии включены еще жилий дом губернатора П.А. Столыпина, кухня с галереей во дворе, каретник с хозяйственными службами, ограда и ворота. Здание признано объектом культурного наследия федерального значения. В 1930-х годах здесь была открыта поликлиника для партийных работников, сейчас в нем располагается саратовская городская поликлиника №14.
34. Здание Крестьянского банка
В 1910 году на ул. Константиновской, в квартале между Ильинской и Вольской, было построено монументальное здание Дворянского и Крестьянского поземельного банка. Архитектором его был Ю.Н.Терликов (1864 - 1914 гг.), а возводилось здание под руководством инженера-строителя И.И. Рабиновича. Здание в Саратове, специально построенное для банка, до сих пор производит впечатление своими роскошными когда-то интерьерами и архитектурой главного фасада. По завершении строительства здание заняли банковские службы, производившие финансовые операции с клиентами дворянского происхождения (службы Дворянского банка), и с земством, представлявшим интересы крестьян Саратовской губернии.
35. Дом причта Казанской церкви
Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери. В северо-восточной части Старособорной (ныне - Музейной) площади некогда находилась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь была одним из старейших саратовских храмов. По преданию, деревянная Казанская церковь была разобрана и самой первой из всех строений перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов, где воздвигнута ещё в первой половине XVII века (город был основан в 1590 году).
36. Дом Волкова-Бабушкина
Дом Волкова-Бабушкина построен предположительно в конце 18 века, на месте губернаторской усадьбы, в стиле классицизма, основной его фасад был обращён к Волге (в сторону Глебучева оврага) и со стороны улицы Челюскинцев на первый взгляд дом очень простой и даже неказистый, но на самом деле получается не так прост. Однако если зайти со стороны двора, там, где раньше был сад с оранжереей, беседками, дорожками и отсюда можно было увидеть Волгу с Зелёным островом, то перед нами откроется П-образный фасад с колоннами и каменными подвалами, дубовыми лестницами и открытой верандой. Ныне вид на Волгу и сад застроены. Подвалы те так по сей день являются "нулевым" этажом дома. Под "подвалами" есть собственно подвалы. Дом Волкова-Бабушкина сегодня является самым старым жилым домом Музейной площади и одним из старейших саратовских каменных строений. Памятник федерального значения. Стоял дом даже в те времена, когда у Троицкого собора была пушка, а вместо здания управления РУЖД был старый гостиный двор.
37. Дом Дьяконова
Среди небоскрёбов и старых частных домов в районе Предмостовой (Славянской) площади спрятался один уникальный дом. По адресу ул. Лермонтова, 65, во дворах в тени ЖК "Панорама", находится неприметный двухэтажный домик. С обветшалым фасадом, который того и гляди развалится. Однако при этом дом имеет самый высокий статус – объект культурного наследия федерального значения! Он известен, как дом Дьяконова, самый старый жилой дом в Саратове. Считается, что построили его в первой половине 18 века. В ходе более глубокого изучения выявлено, что есть все основания полагать, что строение является самым старым частным каменным домом в Саратове, который уже существовал к 1796 году. Из существующих ныне зданий, тогда был построен лишь Троицкий собор. По сведениям краеведов, здесь располагалась таможня или тюрьма.
Дом расположен на склоне, отчего по юго-юго-восточному фасаду имеет два этажа, по задней стороне — один этаж. Слева деревянная пристройка с двумя смежными дверьми, одна ведёт на первый этаж, другая — на второй, лестница в пристройке. Основное здание кирпичное, оштукатуренное и побеленное. Фасад увенчан карнизом мелкого профиля и обрамлен пилястрами. Перекрытия первого этажа сводчатые.
38. Могила декабриста П.П. Беляева
Могила декабриста Беляева Петра Петровича участвовавшего в восстании на Сенатской площади, является объектом культурного наследия федерального значения. Предмет охраны захоронение и его местоположение в структуре кладбища; художественное решение плиты из черного гранита Текст мемориальной надписи на плите: БЕЛЯЕВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ УЧАСТНИК ДЕКАБРЬСКОГО ВОССТАНИЯ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ В ПЕТЕРБУРГЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825 ГОДА ЧЛЕН СЕВЕРНОГО ОБЩЕСТВА 1805-1865
Беляев Петр Петрович (1805-1864) - декабрист, с 1824 г. член "Гвардейского экипажа"; на 14 декабря 1925 г. был мичманом. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в Сибири - 12 года каторги; с ноября 1832 г. на поселении. С декабря 1839 г. служил на Кавказе, в 1846 г. вышел в отставку. Жил под надзором в Саратове.
39. Сад "Липки"
Парк "Сад Липки", в отличие от городского парка, с самого начала был задуман не в качестве частных владений, а как доступный общественный сад. Кстати сказать, он стал одним из первых общественных садов в России. В память победы над Наполеоном в августе 1815 года был заложен в центре Саратова собор Александра Невского. В марте 1824 года Саратовская Городская Дума приняла решение об устройстве около Александро-Невского собора бульвара "с посажением липок и с приличной огородкою". Все это происходило при живейшей поддержке саратовского губернатора А.Д. Панчулидзева. Через год на Ново-Соборной площади (ныне площадь им. Чернышевского) был разбит бульвар. Он занимал большую часть площади вокруг собора и составлял с ним единый архитектурно-ландшафтный ансамбль.
Первоначальной основой бульвара стали молодые деревца липы. В парке мещанином М. Смирновым и крестьянином Н. Федоровым было высажено 1080 липок. В честь собора бульвар назывался Александровским. Позже, когда липы разрослись, саратовцы окрестили бульвар "Липками". Естественно, кроме лип были высажены и другие деревья: из местных - клен, вяз, береза, рябина, калина, а из пород иноземного происхождения - пирамидальный тополь, белая и желтая акация, бирючина. За более чем 170-летнюю историю бульвара его, конечно же, неоднократно дополняли новыми деревьями и кустариниками. Например, в 1876 году здесь были высажены еще две тысячи экземпляров различных древесных пород. Посреди новой пешеходной зоны на улице Волжской рядом с одним из входов в парк «Липки» в качестве арт-объекта установлен исторический трамвай "Семён". Один из символов Саратова Памятник Н. Г. Чернышевскому располагается на одноимённой площади (в прошлом Новособорной) у входа в парк Липки.