Саратовская глиняная игрушка наравне с
саратовской гармошкой является брендом Саратовской области.
Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как
производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.
На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.
По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В
Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в
Саратовском областном музее краеведения, представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.
Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.
Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.
Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.
У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.
В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.
2015 год. Технология изготовления Саратовской глиняной игрушки занесена в реестр области как объект нематериального культурного наследия (ОНКН). Информация напечатана на сайте Саратовского областного центра народного творчества. С этих же пор саратовская глиняная игрушка участвует во всех фестивалях и ярмарках, проводимых в городе.