С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или по-другому «ремесло». Эта форма сочетала производство повседневных, необходимых для жизни, предметов быта, с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских разнообразных промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились многие столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Сама история ремесла восходит к началу производственной деятельности человека, все начиналось с домашнего ремесла, в условиях натурального хозяйства, из-за необходимости производить предметы быта для себя, своей семьи, рода. Потом изготовление домашней утвари разрасталось, появлялись дополнительные средства производства, примитивные станки, приспособления и ремесло начинало предлагать продукцию на заказ, это происходило уже в условиях разложения натурального хозяйства. Следующей фазой стал выход ремесла на рынок и образование предприятий изготовляющих определенный вид продукции для продажи. Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - ремесленников.
История возникновения гончарного ремесла
Еще недавно историки датировали возникновение гончарного ремесла десятью тысячелетиями. Но, сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет! А, первый обожженный сосуд относится уже к эпохе мезолита, среднему каменному веку - периоду между палеолитом и неолитом, около 10-5 тыс. лет до н. э. Хотя, что интересно, первоначально умельцы использовали глину не как материал для посуды, а как природное податливое «тесто» для лепки статуэток и фигурок людей и животных. Скорее всего, они носили ритуальный характер, принадлежали к тотемам и оберегам.
Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29—25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно, Чехия. Найденные в 1993 году горшки из пещеры Сяньжэньдон в провинции Цзянси на юго-востоке КНР были слеплены 20—19 тыс. лет назад. Черепки от остроконечного сосуда, найденные в пещере Юйчаньянь в провинции Хунань на юго-востоке Китая, датируются возрастом 18,3—17,5 тыс. лет назад. Китайские гончары много дали мировому искусству: практически вся дальневосточная керамика имеет китайские корни. Для формовки сосудов в качестве шаблонов использовались камни или деревянные болванки, на них набивалась пластичная глиняная масса.
Неолитические культуры Восточного Китая можно по праву считать одним из самых крупных в мире центров древнего гончарства. Мастера изготовляли емкости разных форм и назначения. Зачатки искусства можно отнести к 5 тыс. до н.э. (культура Хэмуду). Это своеобразная живопись на керамике в виде прочерченных изображений животного мира, растений. Появление гончарного круга в Китае связано с культурой Луньшань (3- начало 2 тыс. до н. э.). Гончарный круг ручного типа делал процесс формовки сосудов более быстрым, а изделия приобретали удивительную четкость контура и совершенство пропорций. Настоящий фарфор был впервые получен в 70-х годах 6 века нашей эры в провинции Хэнань. Мастера в разных городах и уездах столетиями делали фарфоровую чайную посуду, отличающуюся друг от друга техникой производства, цветами глазури и мотивами росписи.
Наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре Дземон (13 000 лет до н. э. -300 лет до н. э.) на территории Японии. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Эта культура получила название от термина «дзёмон» (дословно — «след от веревки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок «догу» шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Считается, что керамика распространялась из двух центров инноваций: Восточной Азии (около 16000 лет до настоящего времени) и Северной Африки (около 12000 лет до настоящего времени). Первые горны диаметром 80 см появились на Ближнем Востоке, на рубеже 6-5 тысячелетия до н.э. Горн состоит из топочного канала, где горят дрова, и обжиговой камеры, куда помещаются сосуды. Чтобы топливо не соприкасалось с изделиями, две части разделены плиткой с отверстиями, через которые и поступает нагретый воздух. Температура в горне может достигать 900-950 градусов. В такой раскаленной среде сосуды находятся 8-10 часов. В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Точное время изобретения гончарного круга неизвестно, однако у ветхозаветного пророка Иеремии (жил ок. 655 г. до н. э.) написано: «вступил в дом гончара, а он работал на кругу».
В Древней Греции гончарное ремесло стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. Искусные художники изображали на своих изделиях всевозможные сцены из повседневной жизни, сюжеты мифологии, спортивные состязания. Сам термин «керамика» произошел от греческого слова «керамос», что означает глина. В Древнем Риме, синтезировавшем керамические традиции всего Средиземноморья, была распространена так называемая terra sigillata - посуда с гладкой или рельефной поверхностью ярко-оранжевого цвета с твёрдой облицовкой, цветная поливная керамика, украшенная рельефом керамика. В Средние Века мирового признания достигли керамические изделия Средней Азии и Персии. Ценились разноцветные глазурованные вазы, блюда, расписанные затейливыми орнаментами «арабесками». Стоит заметить, что в этих краях керамическая производство было широко развито в связи с тем, что мусульманская религия запрещала использовать быту посуду из металла. В Европе второе рождение керамики приходится на эпоху Ренессанса. В связи с ввозом испано-мавритской художественной керамики итальянские мастера стали создавать свои прекрасные вазы, блюда, картины, расписанные яркими пейзажами и сценами из Библии. В это время свое развитие получил такой вид итальянской керамики, как майолика. Цветная декоративная майолика украсила многие сооружения, храмы, дворцы.
История гончарного промысла на Руси
Искусство русской художественной керамики одно из самых древних в мире — древнее ее только китайская керамика. Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно. Ученые выяснили, что древние люди добавляли в глину органические вещества (навоз, молоко, яйцо, кровь, бульон) для уменьшения усадки изделия. Найдено много керамики с минеральными примесями. Для увеличения огнестойкости материала гончары снабжали глину шамотом, дресвой - дробленым камнем (кварцем, тальком, известняком). Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.
На территории современной России обжиговые конструкции начали распространяться в конце 1 тысячелетия до н э. Гончарный круг той эпохи представлял собой элементарный механизм с ручным управлением. Большой деревянный диск с углублением в центре надевался на стержень, прикреплённый к краю деревянной же скамьи. Сверху зачастую насаживали дополнительный диск небольшого диаметра – равного диаметру будущего сосуда. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари. До изобретения гончарного круга, изготовление посуды было в основном женским делом, после переходя в разряд ремесла, постепенно стало почетным мужским делом и памятники письменности Киевской Руси свидетельствуют исключительно о мужчинах-гончарах. Занимались гончарством преимущественно зимой, то есть в свободное от земледельческих забот время.
Постепенно качество гончарных изделий улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые инструменты. Рос коммерческий спрос на керамические изделия. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался.
Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить. Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей, позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое. Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее.
На Руси наиболее выдающейся была так называемая поливная (глазурованная) керамика, традиции изготовления которой закладывались в Киевской Руси начиная с X века. Её возникновение обусловлено принятием христианства и привлечением византийских «мастеров от грек» к строительству храмов на территории Руси. Переняв иноземные технологии, древнерусские мастера не ограничились слепым подражанием и стали развивать собственные. Без глазури сегодня невозможно представить отечественное гончарное искусство. Глазурью называют тонкое стекловидное покрытие, которое наносят поверх изделия из глины. Керамическая глазурь может быть глухой и прозрачной, блестящей и матовой, цветной и бесцветной. Татаро-монгольское нашествие нарушило развитие керамического производства, вследствие чего практически полностью исчезли поливная керамика, перегородчатая эмаль и прочие изыски. Утварь постепенно становилась грубее и примитивнее. Лишь после избавления от ига гончарное искусство получило своё второе рождение. На Руси в бытовой керамике с XVI века распространилось «чернение» (достигалось ограничением доступа кислорода на последней стадии обжига) и лощение. С XV века в архитектурном декоре использовали керамические плиты и изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные, жёлтые, коричневые - «муравленые», позднее - полихромные - «ценинные»).
В старину гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла. Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн. Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой. У каждой уважающей себя гончарной мастерской непременно имелось собственное клеймо, по которому можно было узнать происхождение изделия. Керамика различались не только стилем, разнились техники изготовления и способы декорирования, обжига.
К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет. Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве. Долгое время сохранялись и передавались из поколения в поколение архаичные техники и технологии производства. Рецепты изготовления глиняного теста варьировались от региона к региону и от одной гончарной школы к другой. Начиная с XIII столетия подавляющее большинство ремесленников стало производить керамику из достаточно чистой белой глины без заметных невооружённым глазом примесей.
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал.» Эту загадку в старые годы мог отгадать житель любого села. Герой загадки — обычный печной горшок. На примере загадки можно проследить весь путь, который про¬ходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали нога¬ми, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «по¬жар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы гор¬шок не впитывал влагу, он должен был побывать «на об¬варе». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.
Во второй части загадки об¬разно и кратко показана даль¬нейшая судьба готовой глиня¬ной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кор¬мил», а вот почему он в старо¬сти «пеленаться стал», совре¬менному человеку вряд ли по¬нятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили вы¬брасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бере¬сты, словно пеленали. Обви¬тые берестой горшки и другая глиняная посуда могли слу¬жить еще долгие годы. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки людей и животных, но косвенно посуда отождествлялась гончарами с живой природой и с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Гончарное ремесло в Саратовской губернии
На территории нашей области гончарное ремесло появилось примерно 8 тысяч лет назад, на памятниках Среднего Поволжья археологи находили небольшие по размеру кубки, так называемой, елшанской археологической культуры VII тыс. до н. э. - самой древней керамической культуры Европы. Как ни странно, но первым сырьем для изготовления керамики служили илы, насыщенные органикой и раковиной. На глину гончары перешли позднее, начав снабжать ее разными примесями. Дробленая раковина пресноводных моллюсков, связь которой с илами очевидна, древнейшая из примесей в нашем регионе. Помимо раковины гончары прошлого часто добавляли в глину кости животных, что, как предполагают археологи, связано с тотемизмом. Гончарный круг появился на территории Поволжья в X веке с приходом волжских болгар. До этого времени гончары все изделия лепили вручную, поэтому здесь археологи находят лепную керамику. Универсальным способом изготовления, был широко распространен в разные эпохи на многих территориях ленточно-жгутовой способ лепки сосуда. Сначала делалось донышко в виде лепешки (донный начин), а по поверхности днища по спирали из жгута навивали стенки сосуда. Что касается орнамента, то это особый культурный мир, вбирающий в себя мировоззрения древних людей. В Поволжье был распространен графический способ орнамента, когда на поверхность сосуда наносились различные виды углублений – отпечатки гребенки, ямочки, гладкие линии, из которых вырисовывались узоры.
Мастера-горшечники, в Саратовской губернии, назывались горшелепы, были они почти в каждом большом селе или станице. Они изготавливали посуду на заказ для своих односельчан и крестьян соседних хуторов. Однако немало было и таких сел, в которых гончарным промыслом занималась значительная часть жителей, от 50 до 100 мастеров, сбывавших свою продукцию на ярмарках и даже возивших их в соседние губернии (Тамбовскую, Воронежскую, Самарскую). Так, в с. Соколка Сердобского уезда Саратовской губернии в начале XX в. гончарным промыслом занимались около 100 человек. В Камышинском уезде на производстве посуды специализировались села Лопуховка, Громки, Гнилой Проток, в Хволынском – село Шалкино. Село Громки, по преданию, было основано выходцами из с. Камешкир Кузнецкого уезда – знаменитого своими умельцами-гончарами.
Саратовская глиняная игрушка появилась в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка. На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки, лепили, кто как мог, кто получше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков. В основном на Саратовщине лепили животных, наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных и в виде птиц с отверстием в хвосте.
Гончарным промыслом саратовская мордва занимается в с. Шалкино Хвалынского уезда Саратовской губернии (Сейчас с. Шалкино находится в Павловском районе Ульяновской области, административно относится к Павловскому городскому поселению). Нет данных, чтобы точно установить время и историю возникновения промысла, но можно с уверенностью сказать, что промысел существует много десятков лет. Известно также, что мордва до последнего времени употребляла примитивные способы обработки глины. Гончарным производством занималось около половины всего населения с. Шалкино, при чем, только у небольшого количества мастеров оно является как бы основным занятием. Для большинства же шалкинских гончаров промысел был сезонным занятием и дополнительным заработком на осенне-зимний период. В остальное время крестьяне занимались земледельческим трудом – засевали, обрабатывали и собирали урожай. Местом для работы служит обычно один угол избы, обязательно близ окна. Благодаря тому, что в избытке всегда находится большое количество влаги от сырой глины, от воды, от высыхающей посуды - избы горшечников не соят дольше 15-20 лет. Они быстро сгнивают, при чем гниение часто начинается со средины или верха сруба, а не снизу, как бывает обычно. Особенно сильно портятся избы от работы в них зимою, когда для просушки посуды они усиленно нагреваются, а вентиляция отсутствует. Относительно состояния здоровья самих мастеров, необходимо отметить прежде всего их профессиональную болезнь - ревматизм и целый ряд заболеваний простудного характера.
Процесс изготовления глиняной посуды был не хитрым. Из близлежащей горы привозилась глина, содержащая достаточное количество песку, которая слегка смачивается и тщательно растирается голыми ногами. Растирание глины требует большой физической силы и является самым тяжелым моментом работы. Приготовленная таким образом глина хранится в прохладном месте, покрытая сырой тряпкой или рогожей. От общей кучи мятой глины лопатой отделяется некоторая часть и, в виде кусков, складывается около станка на доске так, чтобы мастер мог брать ее не вставая с места. Далее наступает второй момент обработки глины - приготовление самой посуды на гончарном круге. Гончарные круги у шалкинской мордвы имелись двух типов: ручной круг и "машинка". Первая форма является более древней, а вторая - более усовершенствованной и современной. Ручной гончарный круг состоит из скамейки и круга. На скамейке во время работы сидит верхом мастер. В верхней доске ее, ближе к одному концу, сделано небольшое отверстие, в которое вставляется "штырек" - круглый стержень, сделанный из железа или стали, толщиной около 1,5 см. В отверстие скамейки укрепляется шайба, благодаря которой, оно не расширяется от трения. Более усовершенствованной формой гончарного круга является "машинка", имеющая два круга на одном стержне и лишенная возможности передвижения с места на место. Верхний круг - маленький - на нем делают посуду, а нижний большой и тяжелый - "маховик". Оба они насажены на железный толстый стержень с выгибом (кривошипом), близ нижнего круга, для ремня с подножки.
Процесс изготовления посуды в общих чертах такой: берется кусок глины (комошка), которому придается форма пышки. "Комошка" кладется на круг и в ней, наружной стороной кулака правой руки, выбивается углубление - будущее дно с зачатками стенок, к которым затем налепляют новые куски глины - валикообразные короткие "сосульки". В зависимости от величины сосуда количество "сосулек" бывает различно. Стенки сосуда вылепляются при очень медленном движении круга. Когда окончится лепка стенок, то полученный цилиндр со дном, смачивается слегка водой снаружи и внутри при помощи "платочка" - тряпочки. После этого кругу придается предельная скорость и приступают к обделке "края" сосуда, не уменьшая скорости круга, вращая его слева направо; начинают тянуть "пузо" - стенки сосуда, и отделывают шейку и плечики.
Как только сосоуд приобретает нужную форму и величину, вытягивание стенок прекращается. Мастер берет в руки "ножичек" - деревянную кинжалообразную лопаточку с заостренными краями, и срезает с наружной стороны стенок сосуда лишнюю глину. В это время круг вращается быстро то в одну, то в другую сторону. По окончании обработки стенок "ножичком", сосуд опять смачивается слегка водой и наружные стенки отделываются "гладилкой" - дощечкой в виде "ножичка", но с тупыми краями. Стенки близ дна отделываются "уторником".
В основном сосуд готов. Остается только его украсить, при помощи ногтя, "ножичка", краски или пережженым медным купоросом. В большом ходу также была особая покупная белая глина, водный раствор, которой наносится на поверхность сосудов кисточкой и после обжига рисунок не меняет своего цвета, оставаясь белым. Для черной посуды, в качестве украшения, применяют особый прием - "лощение". "Ластят" посуду до обжига гладким камнем в то время, когда она не совсем просохла. После того, как сосуд украсят, дно его подрезают ниткой или проволокой и сосуд снимается и сушится на полатях или на специально положенных досках. Просушка происходит обязательно в тени и не на ветру, иначе посуда потрескается. Таким путем на гончарном круге, без употребления каких то нибыло шаблонов и измерительных приборов, шалкинские мастера изготавливали все виды необходимой для крестьянского обихода посуды. Просушенная посуда поступает в "горн". Если хотят приготовить обливную посуду, то ее перед тем как сложить в "горн", окрашивают водным раствором свинцового сурика. Для хорошей обливки надо не менее 20 кг сурика на горн. Шалкинская глина особо нуждается в большом количестве обливки, т.к. только тогда она получает достаточную прокалку.
Горн устанавливается следующим образом: в обрыве оврага, на склоне, а иногда на ровном месте вырывается яма 2,5 метра в квадрате. В яме делаются кирпичные стены и 2 свода. Первый свод делается над печью (служит полом для помещения для обжигаемой посуды) и имеет в себе ряд отверстий, через которые проходит во время обжига огонь. Второй свод устраивается над первм, на высоте до 1,5 метра, в форме купола с отверстием - "жерелом" в верхней части. Через "жерело" спускают и вынимают посуду. В нижнее отделение печи имеется вход из под навеса, через который накладываются дрова. В горн посуда поступает в следующем порядке: сначала укладывают все виды крупных изделий, затем более мелкие, на верх же помещают мелочь. Количество посуды в горне почти всегда одинаково - 400-420 штук разного вида.
Процесс обжигания сложен. Обжиг начинается с одного полена, а затем количество поленьев все увеличивается и в печи получается большой огонь. Когда "огонь выйдет" из "жерела" наружу, обжиг кончается и посуда считается готовой. Для нормального обжига горна требуется полсажени сухих дров и около 12 часов времени. Во время обжига мастер неотлучно сидит у горна и следит за огнем. Как только посуда сделается готовой, то нижнее отверстие печи заваливается землей так, чтобы холодный воздух не прошел в горн. В потушенном горне посуда остается часа 3-4 , чтобы остыть. Не докаленная посуда разваливается не только от удара, но и от воды. Когда же посуда перекалится, то нижние ряды "садятся" в горне, т.е.сплавляются в одну массу.
Обычный цвет обожженной посуды - красный. Если хотят посуде придать черный цвет, то ее коптят. Делается это так: когда посуда в горне достаточно прокалится, то горн "заваливают", т.е. засыпают наглухо землей верхнее и нижнее отверстия с оставшимся в горне жаром и копотью. В заглушенном состоянии такой горн находится с утра до вечера и еще часа 2-3 для остывания посуды. Посуда получается серо-синяя, если в горне оставалось достаточное количество жара и светло-серая, если жара оставалось мало. Вынимают остывшую посуду через "жерело" кочергой и складывают для дальнейшего остывания.
Готовая посуда продается часто перекупщикам на месте по цене около 20 рублей за сотню независимо от формы и величины. Иногда же вывозится на рынок самими мастерами и распродается поштучно. Район сбыта шалкинской посуды весьма велик - весь север приволжской полосы Саратовской губернии и очень большая часть Заволжья. Рынок шалкинские кустари завоевывают еще и тем, что выселяются в торговые пункты и там, на месте, изготовляют посуду. Поэтому с ними можно было повстречаться и далеко на востоке (г. Уральск) и далеко на юге (с. Сасыкольское Астраханской губернии).
Закат гончарного ремесла в Шалкино пришелся на конец 1950-начало 1960-ых г.г. Тогда еще изредка делали горшки и другую посуду, а детям лепил свистульки. Позже, горн засыпали, а гончарный круг еще некоторое время служил для детских игр. Весь гончарный промысел шалкинской мордвы, в виде самих вещей и большого количества фотографий, представлен в экспонатах
Саратовского областного музея краеведения.
Окрестности города Вольск всегда были богаты месторождениями высококачественной глины. В прошлом века в городе было несколько гончарных производств, где изготавливали самобытные гончарные изделия – посуду, расписанную особым образом. Еще в начале прошлого века в Вольске существовала гончарная слобода, где изготавливали самобытные гончарные изделия – посуду, расписанную особым образом. К концу XX века этот вид ремесла стал исчезать. В настоящее время в Вольске остался единственный мастер гончарного ремесла - Александр Алексеевич Еремин, который готов научить гончарному мастерству молодое поколение, а также всех желающих.
Издавна в Вольске делали своеобразную глиняную посуду - Вольскую крашенку. Вольская крашенка – это глиняная посуда и игрушки, раскрашенные особым образом. Стиль этих гончарных изделий уникален, но, в отличие от изделий других, «раскрученных» народных промыслов, почти неизвестен за пределами Саратовской области. Данная игрушка является разновидностью Саратовской глиняной игрушки и в последнее время активно развивается в Вольске. «Вольская крашенка» — керамические изделия и глиняные игрушки с ямчатым рисунком, они изготавливаются в гончарной мастерской на базе отдела декоративно-прикладного творчества Централизованной клубной системы мастерами-керамистами Алевтиной Кондрашкиной и Александром Ереминым. Старинное ремесло вольских гончарных ремесленников живет стараниями местных энтузиастов.
В 120 километрах от Саратова, не далеко от Красноармейска, в старинном русском селе Золотое располагается
предприятие «Керамика Золотое» - относительно молодая, но динамично развивающая компания, занявшая свою нишу на рынке керамики. Качество керамических изделий по достоинству оценили как эксперты на международных выставках, так и рядовые покупатели золотовской продукции. Неповторимая техника ручной лепки вместе с ручной росписью керамическими глазурями позволяет получить богатый выбор фактур, сюжетов и ярких образов, что даёт неиссякаемые возможности при производстве изделий из керамики. Можно с уверенностью заявить, что вся продукция производства уникальна на рынке интерьерной, ландшафтной и строительной керамики.
На предприятии используется два вида глины. Одна местная, другую привозят из Воронежа. Для Саратова, как и для любого провинциального городка, село Золотое с его интересным производством на вес золота. При желании Вы даже можете воспользоваться возможностью и провести несколько часов на заводике по производству изделий из глины. Вы получите несомненное удовольствие от того, что Вам покажут процесс изготовления глиняных изделий и проведут маленький мастер-класс, с возможностью сделать свою игрушку.
Гончарное ремесло сегодня
Постепенно глиняную посуду стала заменять металлическая посуда, оловянная, серебряная, стеклянная, а позже и пластмассовая, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения. Могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда… Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны. С течением времени, некоторые производства видоизменились и перешли на изготовление сувениров и игрушек. Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.
Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд. Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям. В Саратове это прежде всего
Центр обучения и Хобби-клуб «Академия ремесел»,
Палата ремесел,
Город мастеров.
Глину используют как материал в современном искусстве, она становится средством личной терапии или маркетинговой идеей для бизнеса. Гончарный это старейший народный художественный промысел России. Многие виды этого ремесла стали своеобразным символом России, они известны и за её пределами. Это Гжель, Семикаракорская, Скопинская керамика, Филимоновская, Дымковская, Абашевская, Каргопольская и Саратовская глиняная игрушка