Начав носить одежду из льна, вы получаете не только комфорт, красоту, лёгкость движений, гармоничное соединение натуральной простоты и утончённости вкуса, но и своего рода единение с традициями и мудростью предков. Льняная нить невидимо связывает прошлое с настоящим, давая уверенность в будущем. Уже несколько лет в селе Оркино работает Албина Алпатова организовавшая проект "Льняное Оркино". Еще недавно жила в городе, имеет образование по специальности архитектор-дизайнер, но в 2014 году с двумя маленькими детьми перебрались с мужем жить в село Оркино. Познакомилась с Светланой, закройщицей 6 разряда по образованию и талантливой швеёй Юлией. В одном из залов Дома культуры Альбина вместе с местными мастерицами открыла цех по пошиву одежды из небеленого льна. Теперь у села есть собственный бренд - «Льняное Оркино». Ткань и фурнитуру цех закупает в интернете, модели мастерицы разрабатывают сами. Одно платье шьют три – четыре дня, стоит оно в среднем три тысячи рублей.
Лён, как натуральная ткань, благотворно влияет на самоощущение человека, её гигроскопичность позволяет быстро впитывать влагу, отсутствие накопления статического электричества объясняет то, что лён долго сохраняет чистоту. Наши предки верили в силу льна и почитали его. Некие поверья сохранились до сих пор, например, считается, что здорового ребёнка легче зачать на льняном постельном белье, что восстановить силы и снять усталость можно надев льняное белье и одежду, что для счастливой жизни молодых, их нужно осыпать семенем льна, что льняная одежда защищает от сглаза. За совсем еще небольшой срок работы (с июля 2018 года) «Льняное Оркино» уже вызвало большой интерес общества и СМИ, принимает участие в таких мероприятиях: православный фестиваль «Свято место», выставка-ярмарка «Купечий разгуляй», межрегиональный фестиваль "Палитра ремесел", фестиваль исторической реконструкции «Укек. Один день из жизни средневекового города». "Льняное Оркино" выполнило костюмы для некоторых участников фестиваля.
Оркино – село в Петровском районе с трехсотлетней историей, находится на юге района в 63 километрах от Саратова и 31 километре от Петровска. Оркино село замечательное с хрустальными родниками, прозрачным воздухом, обширными лесами и живописными холмами. Когда-то тут жили семь тысяч человек. Но за последние 30 лет, как и многие российские села, Оркино - опустело. Местных жителей осталось всего 300 человек. Наиболее ранней предположительной датой основания Оркина называется 1712 год, заселено Оркино было ясачной мордвой из Мачима, Ишима и Садовки Узинского и Засурского станов Пензенского уезда, а также русскими крестьянами из соседнего Лоха и из Сибири (в основном беглые солдаты и завязавшие с шальной жизнью разбойники).
Своё название село получило по имени одного из первых поселенцев мордвина Орьки, примерно тогда же появилось и второе название Кучугуры (холмы, кучи, холмистая местность), в котором отразились особенности окрестного ландшафта. Помимо холмов и лесов, служивших в прошлом укрытием для бандитов, близ Оркина проходила сторожевая черта (лесная засека), начинавшаяся у истоков Чардыма и бывшей дороги из Пензы через Петровск в Саратов и тянувшаяся между Оркиным и Мокрым дальше к Косолаповке двумя параллельными грядами. Эти охраняемые укрепления служили защитой южных пределов Русского царства в эпоху Дикого поля и набегов кочевников.
В 1745–1750 годах оркинская мордва была крещена православным священником Андреем Антиповым. Крестились неохотно, прятались во дворах и лесах. Скрывавшихся разыскивали и гнали палками креститься в озеро, на берегу которого тогда же начали строить первую деревянную церковь во имя Рождества Христова, по которой село получило третье название Рождественское. Несмотря на переход в православие, мордва продолжала придерживаться привычных языческих традиций и тайком ходила в лес поклоняться прежним божествам и идолам1. Особенно почитался бог Юртай, для которого весной перед посевом хлеба резали скот и варили брагу, сопровождая жертвоприношение шумными пирами6. Постройка православной церкви была завершена в 1752 году, освятили храм в 1754 году.
В 1774 году на пути из Петрвоска в Саратов один из отрядов мятежной армии Емельяна Пугачёва проходил через Оркино и повесил на воротах собственного дома диакона Г. Лукина, по одной версии отказавшегося отдать бунтовщикам деньги8, по другой из-за того, что тот не выдал спрятавшегося священника. Удалось скрыться от пугачёвцев и помещику Кропотову, державшему рядом с Оркиным имение и переждавшему опасность в груде зерна в одном из сельских хлебных амбаров. 3 (15) июля 1879 года в Оркине произошёл крупный пожар, уничтоживший 94 двора. После этого выгоревшая часть села была выстроена заново по плану с прямыми улицами и частыми проулками. В остальном Оркино отличала хаотичная застройка с кривыми улицами и некрасивыми деревянными домами с преимущественно соломенной крышей, повёрнутыми фасадами во дворы.
Жители помимо сельского хозяйства в междупарье и осенью нанимались корчевать пни, а зимой занимались извозом. Половина сельских подростков 10–18 лет весной уходила в погонщики волов в Сокур, где работали до поздней осени. Кроме того в селе имелись четыре бакалейные лавки, также велась частная торговля мясом и хлебом. К началу XX века число жителей Оркина превысило шесть тысяч. В октябре революционного 1905 года крестьяне Оркина приняли участие в разгромах и поджогах хуторов помещицы С. Е. Бенкендорф-Гинденбург, организованных беднотой соседнего Сокура. В селе работали воскресные базары, церковь, земская и церковно-приходская школы.
Сегодня Оркино входит в состав Новозахаркинского муниципального образования. Имеются детский сад и средняя общеобразовательная школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, коллективное фермерское хозяйство, магазины. В начале 2000-х годов в селе проживало 859 человек. Небогатое, но ухоженное село благодаря своим достопримечательностям пользуется популярностью среди туристов и любителей туристических игр, приветливые местные жители охотно рассказывают приезжим об истории Оркина. Есть недалеко от села одно известное, сакральное место, называется оно по источнику расположенному здесь - Монастырский родник или Монашкань-Латка. Оркинская православная церковь Храм Рождества Христова является одним из наиболее ярких и известных объектов историко-архитектурного наследия Саратовской области. Построена она была тщанием прихожан в 1844 году вместо старой деревянной. Каменный храм имел отопление, железную крышу, колокольню и один престол во имя Рождества Христова.
Расположенное на месте разбойничьих притонов Оркино во все времена славилось преданиями о бандитах и их кладах. Местные старожилы ещё в XIX веке были уверены, что предводителем разбойников был сам Степан Разин, живший на близлежащей горе, на верхушке которой стояли три берёзы и проистекал родник. Под другой горой, называвшейся Козлиный сруб, находился овраг, где также размещались землянки банды. Рядом находились две Караульные горы, на которых дозорные поджидали проезжавших по дороге путников и оповещали свою шайку звоном колокола. Покровительствовали бандитам петровские поп и голова, которым доставалась часть награбленного. Обогатившись вдоволь, они решили порвать с порочащими связями. Попытка попа убедить разбойников уйти из этих мест закончилась для него виселицей. Его пособник-чиновник оказался хитрее и устроил разбойникам пир, на котором споил их и велел отрубить всем головы. Спустя два столетия в Оркине бытовала легенда, что проклятый Богом дух Разина продолжает обитать в окрестностях села. В Поповом овраге, где повесили "оборотня в рясе", являлась людям землянка с тремя чанами: с мёдом, серебром и золотом. На среднем чане лежал ковёр-самолёт, а на нём – икона Богоматери ничком и сверху пистолет. Разложил всё это сам Стенька Разин и завещал тому, кто найдёт клад и прострелит иконе сердце, все богатства. Взамен душа "счастливчика" будет проклята и займёт место неприкаянной души Разина, которая найдёт свой долгожданный покой. Это был не единственный способ обогатиться и жестоко поплатиться.
Местные жители также верили, что между Караульными горами на Пасху между заутреней и обедней колокол и землянки являются в прежнем виде, а в одной из них горит огонь. Кроме того в ней разбросаны по полу кучи золота, серебра и разных вещей. Войти в неё и взять драгоценности можно три раза, а на четвёртый дверь захлопнется, и жадному искателю сокровищ придётся иметь дело с их хранителем, который потребует душу самого посетителя, его младенца или того, кто ему всего дороже. Оркинская мордва передавала из поколения в поколение рассказы, что входившие в землянку либо пропадали, либо немели, после чего скоро умирали от испуга. Те, кто сумел взять деньги и убежать, не имел с них потом никакого толку и страдал от неудач и внезапных смертей близких. Караульный колокол разбойников также был удостоен легенды, согласно которой один оркинский мордвин увидел его край, торчавший из земли, и принялся откапывать, но был отвлечён на другие работы, а когда вернулся не нашёл и следа загадочного колокола.