Много лет тому назад в 18 веке, наши талантливые предки, не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. В то время чая было мало, и он был очень дорогим. Где-то с 12 века в России пили в больших количествах сбитень — горячий медовый напиток с травами и специями. В зимнее время он был особо востребован и его разносили уличные торговцы, которых называли «сбитенщиками», в медных сосудах в виде чайниках с трубами, поддувалами и с углями для подогрева, покрытых теплой тканью, называемыми - «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара. Затем постепенно, с развитием спроса, сосуды увеличивались, их стали носить на спине и из них стало неудобно наливать сбитень за ручку сверху — сделали две ручки по бокам. Носик тоже со временем решили для удобства заменить краником, при случайном наклоне напиток проливался на землю, а краник решил эту проблему. Так и появился самовар в том привычном для нас виде.
Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды. Особенность самовара и отличие его от простого чайника в том, что он сделан как котёл для воды из металла, а внутри его установлена труба, по которой поднимается горячий воздух от топки расположенной внизу самовара. Через решётку в трубе создается тяга в топке, горячий воздух поднимается, и вода в самоваре закипает. В обычных русских избах трубу самовара даже соединяли с печной трубой для создания тяги или, чтобы самовар не чадил, на него надевали специальную трубу, один конец которой был выставлен в отдушину. А если этого приспособления не было, то на трубу самовара одевали сапог, и искусственно создавали тягу. При закипании, сверху на трубу ставили заварочный чайник, который уменьшал тягу и за счёт этого кипение замедлялось, вода сохранялась долго горячей, а наверху трубы заваривался крутой «купеческий чай». Еще в середине XVIII века на вершине самовара появилась конфорка — подставка для заварочного чайника, в котором чай экстрагировался лучше всего, поскольку вода в нём не доходила до кипения. Настаивать чайную заварку отдельно, а после разбавляя её кипятком — это чисто русская традиция, которой не было ни в одной из других чайных стран — ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии. У самовара обязательно есть красивые ручки по бокам и винтовой краник откуда собственно и наливается чай.
Первые исторически достоверные письменные упоминания о самоварах в России относятся к концу XVII века. А к середине XVIII века конструкция русского самовара окончательно оформилась и перестала быть похожей на какие-либо другие, что окончательно сделало самовар исключительно русским. Родиной самовара на Руси считается Урал, причем в разных источниках сообщаются различные места и время создания самовара. Хотя многие родиной самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. Известно, что в 1740-х гг. первые самовары начинают появляться в Перми, где в документах был упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе, завод, принадлежащий Демидовым. Об этом говорит документ, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, он подтверждает версию о появлении самовара на Урале. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Освоить производство медной утвари Уральским заводам было предписано ещё в 1728 году специальным сенатским указом, благодаря которому на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, а впоследствии и самоваров. Появилась даже особая Суксунская форма самовара — в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна.
Другой же фабрикой, занявшейся самоварами, называют Верхне-Иргинскую фабрику медных изделий купцов Осокиных в Красноуфимском уезде Пермской губернии, на р. Иргине. Её основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Изделиями котельников иргинского завода в основном была посуда: точёная – четвертины, кумганы, чайники, винокуренная – казаны и трубы. И кому-то из котельников, пришла идея соединить котёл с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года здесь появился первый русский самовар. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. В то же время бытует мнение об одновременном начале производства самоваров — заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда. Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В начале XIX века самовары обрели в России невиданную популярность: уже в начале столетия только на Урале производилось более 60 тысяч самоваров в год.
С конца XVIII века самоварные фабрики начинают расти в России буквально как на дрожжах. Потребность в самоварах была так высока что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Самое обширное производство самоваров развилось в городе Тула. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году в Заречье, братья Лисицыны Назар и Иван изготовили в своей мастерской самовар. Основателем мастерской был отец братьев, Фёдор, который был оружейных дел мастером, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди. Через 25 лет мастерская насчитывала уже 26 мастеров, для того времени это была практически фабрика! Самовары братьев Лисицыных прославились на всю страну, и не зря, ведь тогда их делали настоящие мастера, вкладывая всю душу в свои работы, все самовары были разные, с узорами, удивительными формами и затейливой чеканкой. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1850 году в одной только Туле было двадцать восемь самоварных фабрик, которые выпускали около сто двадцать тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Вот самые известные: в 1785 году в Туле открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году — Ф. М. Попова, в 1796 году — Михаила Медведева. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году — Степана Киселёва. В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд. Рейндгольд Эрдман Тейле приехавший в Тулу из Пруссии в 1870 году он открыл небольшую самоварную фабрику, производившую самоварные детали и запчасти. Тульский купец второй гильдии Иван Федорович Капырзин свою самоварную фабрику открыл в 1885 году, он заслуженно считался самоварным королем, на его фабрике работало 98 человек и выпускалось 60 тысяч самоваров в год. До сегодняшнего дня Тула так и остается самоварной мировой столицей. К концу XIX века в стране производилось несколько сотен видов различных самоваров! Самовары были разные, при всей их кажущейся простоте, процесс изготовления самовара на самом деле очень трудоёмок, некоторые самовары являют собой настоящее произведение искусства. Самовары тогда были очень востребованы и не одно гулянье, ни одна ярмарка не обходилась без них.
Самовар — исконно русское изобретение, ценимое во всем мире чудо инженерной мысли. Прежде он был близким другом хозяев, особо его ценили за то, что не нужно было топить русскую печку или разжигать плиту для приготовления утренней трапезы. Чудо самовара было в том, что, зайдя с лютого мороза, в любое время можно было попить вкусный, горячий чай, что особо ценно при нашем климате. Вода в самоваре кипела, а в топке потрескивали угольки от лучинок создавая атмосферу тепла и уюта. А летом самовар целый день кипятился на улице, потому что чаепитие было любимым семейным занятием. А когда приезжали гости из города со связками баранок, чаепитие продолжалось до поздней ночи, с рассказами и песнями. Ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.
Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные - на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Другое использование самовара было сугубо хозяйственное. Хозяйкам постоянно нужна была горячая вода, поэтому ее грели на огне и переливали в самовар, который благодаря горячим углям мог долго сохранять тепло. Нередко самовар брали с собой на полевые работы, изредка подкидывая в него угольки. В трактирах такая практика была вообще обычным делом, ведь хозяин должен был в любой момент напоить пришедших гостей горячим чаем. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар - тем дороже.
Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это - “самогар”, в Курске – “самокипец”, вятичане же величали - “самогрей”. Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга - «сам варит». В народе же самовар получил много интересных прозвищ: Банка», «Ваза», «Дуля», «Рюмка», «Желудь», «Пасхальное яйцо». Самовары дарили, отправляли за границу. «Русская чайная машина», так европейцы именовали самовар. Самовары стояли в общественных трактирах и на площадях, обжигающими напитками люди согревались в лютую непогоду, купив стаканчик горячительного прямо на улице. К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, — чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.
В самоваре подавали не только чай, но и массу других напитков, которые были не менее популярны тогда в России. Сбитень, взварец, сыть, кипрей, эти напитки были любимы на Руси как до появления чая, так и после. Сбитень или взбитень представлял собой — горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом, корнем валерианы, имбирем и другими растениями, часто сюда же ложили перец и лавровый лист. Такое питье отлично согревало и поддерживало крепкий иммунитет. Горячий сбитень обладает согревающим и противовоспалительным действием. Взварец или взвар варили из сушеных фруктов и ягод (шиповник, малина, клюква, брусника), процесс приготовления мог растянуться на сутки. По консистенции напиток больше напоминал кисель, отличаясь большой питательностью и приятным вкусом. Сыть или сыто традиционно готовился на Руси из меда в сотах (сыть - старинное название медовых сот), который заливали кипятком, настаивали или варили. От самого слова сыть и пошло выражение «Есть досыта».
Главный же аналог чая на Руси, который испокон веков пили наши предки, ценя его за отменный вкус и прилив сил,
иван-чай или копорский чай, так именовали напиток, получаемый путем ферментации листьев растения
кипрея узколистного. На вкус ферментированный иван-чай сильно похож на черный чай, но с приятной кислинкой и тонким ароматом. Иван-чай стали употреблять в нашей стране еще во времена Александра Невского. Его очень любили в монастырях, так как там нельзя было пить напитки с возбуждающим действием. «Копорский чай» или «Русский чай», так иностранцы называли ферментированный иван-чай. В 19 веке русский чай занял второе место в статье нашего экспорта, уступая только продаже ревеня. Вкус и польза русского напитка ценились куда выше китайского. Именно иван-чай наряду со сбитнем, сытнем и взваром считался любимым народным напитком, который подавался в самоваре.
Самовары получили очень широкое распространение. Люди на Руси всегда были победнее и побогаче, поэтому и самовары были разные. Большие самовары были в больших семьях в деревнях, называли их ведёрные или двухведёрные, были они медные и металлические. Широкий спрос на самовары в России породил разнообразные предложения, и самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки. Для людей более высокого достатка, делали в основном медные самовары, которые потом покрывали серебром, мельхиором, или даже золотом, парадные модели самоваров делали из золота и серебра, фарфора, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном, самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов, головы хищной птицы, фигурки ангелов и пр. Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре, чтобы преподнести в подарок знатному вельможе.
Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит», «Выпей чайку, забудешь тоску», «Чай пьёшь - до ста лет проживёшь». Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар». В богатых семьях было по два самовара: один - повседневный, а другой - праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
Каких только самоваров в те времена не делали! Во-первых, самовары различали по устройству: жаровые на угле или дровах, с керосиновой топкой, такие в основном использовали на Кавказе, самовары "Паричко" со съемным кувшином, фонтаны для охлаждения и бульотки со спиртовкой. Во-вторых, самовары различали по назначению: самовары-кофейники, самовары солдатские — с ремнями для ношения на плече, самовары трактирные с тремя краниками, магазинные, детские на рюмку чая, чтобы его вскипятить достаточно было двух спичек, были даже самовары, которые никогда не использовались по своему назначению, а использовались лишь для украшения стола по праздникам. Были самовары дорожные — со съемными ножками, они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу. "Эгоист" — для одиноких, небольших размеров на пару кружек, "Тет-а-тет" — для двоих, самовары с двумя краниками, они называются еще "Муж и жена". Можно было сидеть за одним столом и одним самоваром и самостоятельно себе чай наливать, независимо друг от друга. На этом самоваре было написано с одной стороны: "Жена. Самовар кипит — уходить не велит.", с другой стороны: "Муж. Самовар лечит, водка калечит".
Ну и наконец, самовары различали по форме и было таких видов очень много, в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. В XVIII веке популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. А еще их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и русского терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры-победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам. Были и эксклюзивные самовары, сделанные в виде сказочных зверей и птиц, например, самовар-петух с трубой, таких самоваров-петухов известно не более дюжины. Изготовленные в начале 1870-х в стиле а-ля рюс, они среди прочих товаров должны были представлять Россию в 1873 году на выставке в Вене.
По итогам выставки самовар-петух получил золотую медаль. Художественный стиль, в котором выполнен самовар, называют «петушковым» или «ропетовским» — по имени архитектора Ивана Павловича Ропета, который считается основоположником псевдорусского направления в изобразительном искусстве, предшествующего модерну. Самовары, как правило, изготавливали вместе с подносом - он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница - особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными чайными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.
Были еще своеобразные самовары фонтаны и бульотки. Самовар использовали не только для нагрева и поддержания жидкости в горячем состоянии. В летнюю жару самовар превращался в холодильник, а в его жаровню сыпали лед, который всегда хранился в холодных погребах с зимы. Такое устройство называлось «Фонтан» - это как- бы самовар, но не совсем. Использовался как сосуд для сервировки напитков и охлаждения или нагревания, внутри не горел огонь, а туда помещался съемный цилиндрический сосуд для льда, либо нагретый металлический цилиндр, в зависимости от поставленной цели его нередко использовали для охлаждения вина и медовухи на застольях.
Бульотки тоже были оригинальными приборами, которые служили как дополнение к самовару и использовались во второй половине 19 века. Во внутрь бульотки наливали кипяток, или горячее вино — глинтвейн и с помощью спиртовки поддерживали температуру. Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая. Массово выпускаться такие "мультиварки" стали в XVIII веке, благодаря уральским и тульским мастерам. Не сужающееся к верху широкое тулово изнутри было разделено на несколько отсеков. В двух можно было варить кашу или похлебку, а от третьего отходил краник как от обычного самовара. Таким образом, можно было приготовить в самоваре еду, а потом выпить чаю. Подобные приспособления были очень популярны у трактирщиков и охотников.
Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид. Самовар является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска он был самым важным элементом чайного застолья. Самовар растапливался еловыми шишками или веточками плодовых деревьев. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу. Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. В чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой, чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара или просто накрывают грелкой.
Это ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки-накрывашки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства, которые по-настоящему украшали стол. Им придавали форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. На заварочный чайник сверху надевали такую тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант.
Три–пять минут чай упаривается. Потом чай "женят, из заварочного чайника отливается немного заварки в чашку, а затем выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара. Русский чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.п. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на палец от края чашки, что считалось хорошим тоном. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными. Особая гордость хозяйки - чайный сервиз, которые она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. В девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Материал, из которого делали чайные сервизы фарфор и фаянс, - прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже.
Появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде, того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным — серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Еще наши предки, пили чай не только из стаканов с подстаканниками и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали в ладони или растопыренными пальцами за донышко с особым, показным шиком и дули на чай, чтобы остудить. Традиция пить чай не из чашек, а из блюдец возникла именно в связи с распространением самоваров. В самоваре, как правило, находился кипяток, пить который было невозможно, а ждать, когда он остынет - долго. В блюдце же чай остывал быстро. Чаепитие из блюдца стало важной составляющей целой чайной церемонии, сложившейся в России в XIX веке. Чтобы показать, что чаепитие окончено и гость больше чаю не хочет, гость переворачивал свою чашку на блюдце. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати.
При сервировке праздничного стола для чаепития его положено накрывать красивой скатертью и обязательно белоснежной кружевной. Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников, сухари, бублики, мелко колотый сахар. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим. А вот баранки пришли в Россию из Европы. Изобретены они были в 1683 году венскими пекарями, для стола польского короля Яна Собеского, снявшего осаду 200-тысячного османского войска с Вены. Баранки пришлись по вкусу и получили широкое распространение. Впрочем, в России баранка получила особенную популярность. Ассоциировавшаяся с солнцем, баранка стала не только едой на столе, но и украшением избы — вязанки баранок часто развешивали в помещениях, создавая неповторимую атмосферу.
Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, он был неосветленным, желтоватого цвета и большой спрессованной грудой, хозяин дома откалывал его кусками от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску» или, как тогда говорили, «с угрызением». Колотый сахар был плотным и не растворялся моментально, он был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. Колотый сахар подавали в общей вазочке, для него необходимо было использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску, откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем, ну и конечно, лакомились пряниками, калачами, блинами, вареньем и медом. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки. Мед, варенье и сахар подавали к чаю отдельно. Так же отдельно подавались к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в русской печке. Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.
Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков. Ценителями и почитателями чая были Лев Толстой, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин.
Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
— А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Поговаривают, что известный писатель Федор Михайлович Достоевский был большим любителем чая. Утро он начинал с чашечки ароматного хорошего чая (дешевизну он не воспринимал), пролистывая утренние газеты. Если позволяли финансы, он заходил в лучшую кондитерскую Петербурга и покупал к чаю коробку дорогих конфет. За вечерним чаем, который было принято пить в девять часов вечера, собиралась вся семья.
Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино.
Поскольку в семье вождя пролетариата В. И. Ленина (Ульянова) были интеллигенты, он с детства любил чай. Пил он его достаточно крепким, без сладостей, так он заряжал его бодростью и прояснял мысли. Говорят, что он очень страдал без чая, когда был в Финляндии. И. В. Сталин отдавал предпочтение чаю с лимоном. Он ценил полезные свойства цитрусового плода, выжимал его в напиток. Также Сталин любит чай с вареньем из земляники и малины. Такой напиток он обычно пил по ночам, самостоятельно заварив. Иногда мог добавить в чай несколько ложек коньяка.
В Саратове есть свой, замечательный
музей самоваров. В музее представлено обширное собрание объектов декоративно-прикладного искусства, изготовленных как в России, так и за её пределами в XIX—XX веках. Помимо самоваров, здесь представлены и сопутствующие предметы русского быта, которые дополняют представление о традиции чаепития — посуда, подносы, полотенца, люстры, фарфор и многое другое. Оборудованы несколько выставочных залов — «Русская изба», «Трактир», «Исторический», «Фарфоровый». Коллекция широко представляет применение и назначения самоваров — каждодневные, парадные, дорожные, солдатские, детские, семейные, магазинные, трактирные, и многие другие. Здесь можно увидеть все разнообразие фантазии русских мастеров и проследить историю развития самовара. Музей располагается в цокольном помещении многоэтажного жилого дома на улице Кутякова, 34/36. Занимаемая площадь — 315 кв. м.
Вырос музей из частной коллекции гендиректора ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» - представителя Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» в республике Калмыкия, Воронежской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской и Пензенской областях, депутата Саратовской областной думы Семёна Моисеевича Глозмана. Эта коллекция собиралась в течении нескольких десятков лет. Семён Моисеевич, по примеру известных русских меценатов, не стал прятать свое хобби в подвале, а поделился своим увлечением с жителями и гостями Саратова, спасибо ему за возможность увидеть всю эту красоту. Считается, что саратовская коллекция самоваров — самая большая в России, а возможно и в мире. Только описанных самоваров более 700. При этом нет ни одного одинакового самовара, каждый отличается от остальных хотя бы немного. Деревянные столы, лавки и стулья, русская печка, деревянная посуда на столе, а на печке утюг являются не только реквизитами, но используются по своему прямому назначению.
Постепенно с течением времени и наступлением «прогресса», настоящие самовары заменили новые, самовары электрические, внутри которых установлен обычный нагревательный элемент. В связи с массовой газификацией жилых домов и с появлением электричества о самоваре стали забывать. С середины 1990-х массово выходят из употребления и электрические самовары, вытесненные дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды. И сейчас чаепитие для нас — это пакетик с красящим веществом, похожим на чай. Да и чай этот мы пьем, скорее всего, утром на бегу и в обед на работе, даже не отрывая глаза от бумаг или компьютера.
Но, прошедшие века не унесли самовар в прошлое. С 2005 года при тульском патронном заводе вновь создан участок производства самоваров. Участок ориентирован на штучный выпуск жаровых самоваров в авторском эксклюзивном исполнении, с соблюдением ремесленных традиций. Самовары выпускаются в виде комплекта с подносом и трубой. Во всем мире самовар остался одним из символов России - символом русского гостеприимства. Это медное пузатое чудо имеет поистине живую душу потому, что вечно живыми остаются такие понятия, как гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют, олицетворением которых всегда был и остаётся самовар.
Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар, и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья. Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара! «Самовар кипит, уходить не велит» и «Где есть чай, там и под елью рай».