Карты туриста
Новости


Поиск по сайту

Как искать интересные места на сайте

Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Вход на сайт


Поиск по региону

Как искать интересные по региону

Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону. Надо просто кликнуть мышью по надписи "Выбрать регион" и нажать на интересующий Вас район области.

В списке появятся все статьи, где в адрес внесен именно этот регион. Кроме районов области и городов Саратов и Энгельс, поиск дает некоторые результаты по соседним областям.

Новое на сайте


Яндекс.Погода


В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:
Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина Фотографии старого Саратова Блог grau59




В статьях используются
материалы сайтов:
Большая Саратовская Энциклопедия
Википедия





Кожевенный промысел Саратовской губернии

Кожа с древних времен считается не просто имеющим практическое значение и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей.

Можно сказать, что шкуры, стали первой одеждой человека, спасающей от проявлений внешней среды, а следовательно, искусство обработки кожи, стало одним из первых ремёсел, которыми овладел человек. С глубокой древности кожевенный материал, как один из видов природного сырья, занимал в жизни человека особое место. По доступности, повсеместному распространению и восполняемости ресурсов он, пожалуй, превосходил даже дерево. Кожа с древних времен считается не просто имеющим практическое значение и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей. Натуральная кожа всегда ценилась как уникальный материал, обладающий неким сакральным смыслом, издревле кожа наделялась мистическими свойствами. Скорняк - одна из древнейших профессий, слово происходит от древнерусского «скорьё». Первоначально работа скорняка и кожевника была не разделима, мастер по выделке мехов, также занимался всем процессом обработки шкур, изготовления и ремонта изделий из меха и кожи. Позже работу кожевника, скорняка и сапожника, при промышленном производстве, начали разделять, выделяя отдельно еще и овчинное производство, но в кустарном, деревенском производстве, все эти работы производились одним ремесленником.



Мастер был одновременно и скорняком, и кожевником, и сапожником, раскопками в Новгороде на Славенском холме была открыта кожевенная мастерская XII в.., здесь были найдены и заготовки кожи, и готовая обувь, и чан для вымачивания шкур. Чан был сделан в виде ящика из колотых плах, вставленных в пазы врытых в землю столбов. На дне чана найдено много шерсти и извести. Такие чаны, называемые теперь зольниками, служили для очистки шкуры от волос. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух. Из кожи делали вёдра для воды, непромокаемые мешки для сыпучих продуктов и пороха, ремни, ножны. Лёгкая и тёплая обувь, различного вида одежда, в том числе и нарядная, расшитая жемчугом и бисером. По-разному обработанная кожа служила жильём и закрывала оконные проёмы в доме. С развитием технического прогресса ассортимент кожевенных изделий только ширился. Поначалу, из кожи делали сбруи, сёдла, отделывали оружие, изготавливали и отделывали мебель. К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна — хоза, из которого делались богатые сапоги (червленные сапоги, упоминаемые Даниилом Заточником), и изготовление единственного в то время писчего материала — пергамена. Пергамен делался из телячьей или бараньей кожи, специально обработанной и разглаженной. Возможно, что новгородское слово «скра» в значении письменного документа стоит в связи со словом «скора» — шкура, кожа, т. е. пергамен.


Кожевенное ремесло в древнюю историю

Кожевенное ремесло в древнюю историю

Известно, что несколько видов гоминидов, включая человека разумного и неандертальцев, одевались в меховую одежду и с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура недолго, поскольку на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие кожаные изделия, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлевать жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н. э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее, либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.
в Египте в Долине царей, обязательно взгляните на самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н. э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона — это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем, в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу — пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше — они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего их изготавливали из недорогой кожи. С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х веке переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием — от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т.п. Древние греки первыми стали делать обувь на правую и левую ноги, а "изобретатели" каблука - монголы: он позволял надежно удерживать ногу в стремени. Одна из самых древних перчаток была найдена археологами 1922 г. при раскопках гробницы Тутанхамона. Одними из самых популярных украшений, во все времена и во всех уголках мира, были браслеты из кожи, в Древнем Египте 4 тысячи лет назад такие браслеты завоевали особую любовь и популярность


Развитие кожевенного ремесла  до 17 века

Развитие кожевенного ремесла до 17 века

Вначале кожаные вещи были простыми и практичными (одежда, обувь, аксессуары), но уже в 1350 году до н.э. ремесленники использовали элементы декора — аппликации, гравировку, вышивку золотом. Профессия вышла на новый этап с развитием переплетного дела в Х веке — кожаные обложки для документов и книг украшались тиснением, штампами и орнаментом, покрывавшим всю поверхность. Немного позже, с распространением техники гравировки кожи (XIII-XV века), кожевник обрел звание не только мастера, но и художника, создающего непревзойденные произведения искусства. В эпоху готического стиля (XIII— XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк — это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и, конечно же, переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров, Техника гравировки была очень дорогой, поэтому чаще всего она применялась в сочетании с рельефным тиснением, золочением и штамповкой, которые могли выполнять мастера рангом пониже. А в середине XV века во Франции начали украшать кожаные обложки при помощи печатных пластин с выгравированным на них рисунком, что значительно упрощало работу, да и удешевляло ее.



Эпоха Возрождения прославилась изысканным тиснением изделий из кожи (шкатулки, женские и мужские кошельки для мелочи, одежда), воспроизводящим рельефные картины с мифологическими персонажами. На сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей, сцены охоты или военных действий. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.


Кожевенное производство в 17-19 веках

Кожевенное производство в 17-19 веках

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. Декорировали такие обои штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, золотом и серебром, вышивками, сложными аппликациями и мозаикой из кожи, снова в отделке появилась гравировка. В XVIII столетии величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики — это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.
В конце XVIII столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. Профессия скорняка достигла пика развития в XIX столетии — в процессе обработки соединили все достижения прошлых веков: тиснение, вышивку серебром, гравировку, вышивку жемчугом. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чисто ту линии модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом и отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.


Кожевенное ремесло в  России

Кожевенное ремесло в России

Наши древние предки — скифы тоже были мастерами обработки кож: в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V — I вв. до н. э. В качестве декора применялась, в основном, аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI —VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур. Выделанную кожу кроили и сшивали. «Усмошвец» — распространенное название для сапожника. Письменные памятники выделяют особый тип «усморезных» ножей. Этот тип известен и в археологии: закругленный кривой нож с железной рукоятью (вероятно, обернутой кожей), приспособленный для того, чтобы резать им от себя. Монастырский устав, принятый в Киеве еще в XI в., устанавливает следующие наказании за порчу сапожного инструмента: «О усмошвцы: аще небрежением преломит шило или ино что, им же усмь режуть, да поклонится 30 и 50 или 100». В мастерской новгородского кожевника найдены шилья и большое количество обрезков кожи, заготовок, ремней и т. п. Шили и мягкую обувь, и обувь с твердыми подошвами: подошва, «подъшевь» — это, что подшивают. Хотя обувь дошла в очень небольшом количестве, но это различие сапог (твердой обуви) и чревия (мягкой) можно проследить хотя бы по стремепам, которые долятся на два типа — первый с плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй — округлый, для мягкой обуви.



Трудно сказать, насколько специализировалось кожевенное дело. Для большинства ремесленников соединение выработки кож с изготовлением изделия из них было обычным, как это мы видим на примере Новгорода. Однако некоторые виды кожевенных работ безусловно выделились из общей массы. Так, например, мы знаем седельников и тульников (делающих тулы — колчаны) в Галицкой земле. Таким же особым видом кожевенного ремесла были, вероятно, производства сафьяна и пергамена. У нас нет данных о скорняках, но состав меховой одежды, обилие мехов на Руси и древняя форма слова «скорняк» могут говорить за то, что скорняжное дело существовало и виде отдельного ремесла. При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в ХІ-ХІІ вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную роль и были просты в оформлении. Со временем их стали украшать штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом, рельефным тиснением. Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытные изделия русских мастеров, богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки, были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом, порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества и уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.



Технология выделки кожи

Технология выделки кожи

Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Каждая разновидность имеет свои особенности, одна эластичнее, другая прочнее, одна тоньше, другая толще и так далее. Обработанная кожа делится на три вида: сырая; сыромятная; дублёная. Главная цель этих разных способов одна — сделать кожу прочной, не ломкой, эластичной и долговечной. Итак, разными способами, или применяя жир, или дубильные вещества, есть и другие методы, мастер добивается нужного результата. Этапы обработки кожи практически полностью дошли до наших времён неизменными. Конечно, в наше время многое механизировано, применяются современные химические вещества, повышающие качество и ускоряющие процесс обработки. Технология выделки кожи была довольно сложна, выделка кож производилась в особых помещениях, которые в свою очередь подразделялись на зольную, дубную и мастерскую. Вначале шкуры животных очищались от грязи, вымачивались для размягчения в колодце или в пруду и освобождают от шерсти. Для ускорения очистки, уже в XI веке в Новгородских кожевенных мастерских применяли золу и известь. Кожи поступали в зольню, где загружались в большой чан и пересыпались поташем и известью. После этого со шкур особыми тупыми ножами соскабливали шерсть, отмывали от золы, очищали внутреннюю поверхность (мездрили) и затем кожи квасили - вымачивали в мучном отваре несколько дней. В письменных источниках подтверждается, что кожу квасили специальной закваской, хлебным квасом, но лучшее качество получали, вымачивая сырьё в киселях. Существовал специальный термин «квасить усние» и «квас усниян», этим квасом иногда обливались и парящиеся в бане.



Квашение кож сопровождалось механическим размягчением их — кожи мяли руками. Именно с этим процессом и связана известная легенда о русском богатыре кожевнике Яне, победившем печенежина в единоборстве. Когда печенежское войско подошло к русскому городу Переяславлю, печенежский князь предложил устроить поединок. Печенеги выставили своего богатыря, который «был превелик зело и страшен». В русском войске нашелся старик, рассказавший о необычайной силе своего сына, который, рассердившись на отца во время выделки кож («мьнущу усние»), разорвал сыромятную кожу руками. После проверки его силы он был допущен к поединку и легко одолел печенега. Летописи называют его то Яном Кожемякою, то Яном Усмошвецом. В этой легкой замене двух терминов можно усмотреть еще одно доказательство того, что выделка кож и шитье из них легко связывались с одним и тем же мастером. Затем шкуры поступали в дубную, где вымачивались в настое коры в течение примерно двух недель. Дубильные вещества получали из коры таких деревьев как дуб, ольха, ива. Способ пересыпания кож для дубления корой сохранялся в некоторых уездах до XIX в. Потом наступал заключительный этап, во время которого уже почти готовые кожи отмывались от дубильного раствора, просушивались и смазывались жиром или дёгтем. Весь технологический процесс выделки кожи занимал время от восьми до десяти недель. По окончании процесса выделанные шкуры поставлялись в кожевенные мастерские, где из них изготавливали различные бытовые вещи.


Виды сырья для кожевенного ремесла

Виды сырья для кожевенного ремесла

Сырьем для кожевников служили воловьи, коровьи, козлиные, свиные, овечьи и конские шкуры. Древние названия: усмие (усма, усние), хъз, кола, чревие, языю (последнее малоупотребительно). Слово «хъз» обычно означает козлиную кожу, идущую на выработку сафьяна, но иногда употребляется и для обозначения конских шкур. Слова «усмие» и «кожа» в дальнейшем становятся синонимами, но первоначально они различались по смыслу. Так, например, их ясно различает переводной монастырский устав: «Аще на потребу втзьметь кожю или усние и не съблюдая режет и не прилагаеть меры сапожные... сухо да ясть». В этом суровом наказе монастырскому ремесленнику кожа и усмие противополагаются. В большинстве ранних упоминаний словом «кожа» обозначалась необработанная или даже несодранная шкура. Усмие — это уже готовое сырье для сапожника; отсюда и различие в терминах: «кожемяка» и «усмошвец». Первый из них связан с первичной обработкой кожи, когда ее нужно мять, мягчить; здесь для обозначения ее употреблено слово «кожа». Во втором случае речь идет о пошивке (швец) из кожи и поэтому кожевенный материал обозначен словом «усмие», «усмь». Под «чревием» надо понимать мягкие части кожи на брюхе (чреве) животного. Обувь шилась преимущественно из них; отсюда и древнее название обуви «чревие» и современные украинские «черевики».


Кожевенный промысел в Саратовской губернии

Кожевенный промысел в Саратовской губернии

Саратовский край издавна был известен разнообразием кустарных промыслов. Искусные мастера занимались здесь кожевенным, ткацким, портняжным, валяльным, вязальным, овчинным, роговым, веревочным, сетевым, корзиночным, лапотным, гончарным, бондарным, кузнечным, колесным производством. Здесь изготавливали все: от иглы до парадных выездных экипажей. Особенно славились саратовское чугунное литье, сарпинка и звонкоголосая с колокольчиками гармоника. Выделка кож — одно из древнейших ремёсел, широкое распространение получила и в России. Здесь сложилось несколько районов, отличавшихся широким развитие кожевенного производства, одним из таких районов с XVII века было Поволжье. Производство сырья для кожеобработки сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Основные животные, из шкур которых получали сырьё — лошади, козы и крупный рогатый скот. А так как, саратовское Заволжье издревле было заселено кочевыми народами, основным занятием которых было скотоводство, то и кожевенный промысел в Саратовской губернии начал заметно развиваться уже во второй половине XVII века.



Этому так же способствовало наличие местных материалов для выделки кож: извести , получаемой обжигом карбонатных горных пород (известняков, мела), которых хватает и сейчас, дубового сырья, в те времена правобережье было густо покрыто лесами, поташа, для получения которого жгли деревья и выщелачивали древесную золу, выпаривали щёлок, прокаливая остаток. Промысел был достаточно выгоден и в Саратовской губернии изготавливали большой объем кож, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок. Ассортиментом продукции кожевенной промышленности являлись твердые кожаные товары — для подошв и др. части кожаной обуви, мягкие кожаные товары — в основном хромовые, также шорно-седельные изделия, одежда, галантерейные изделия, технические кожи и тому подобное. Из коровьих шкур делали юфть для пошива сапог, из бычьей кожи — полувал для подошв, из конской кожи — шорный товар, из бараньей и овчинной шили рукавицы-голицы.


Распространение кожевенного промысла в Саратовской губернии

Распространение кожевенного промысла в Саратовской губернии

Во второй половине XIX в кожевенный промысел принадлежал к числу наиболее развитых промыслов в Саратовской губернии, главными центрами производства считались Саратовский, Кузнецкий, Камышинский и Царицынский уезды. В 1892 г. (по данным Саратовской земской управы) в губернии было 311 кожевенных заводов и мастерских. Из них, в Саратовском уезде – 92, Кузнецком – 81, Камышинском и Царицынском -по 35. Из общего числа кожевенных заведений 85 были заводами с капиталистической формой организации труда. Здесь в производстве было занято до 600 постоянных рабочих, в летнее время их число пополнялось временными поденщиками. Но основная часть промысла размещалась по небольшим кустарным мастерским. Наемный труд здесь отсутствовал, все работы выполнялись хозяином и членами его семьи. Примерно 2/3 от всех кожевенных заведений располагались в деревнях: промысел, по преимуществу, был сельским. В крупных мастерских в конце XIX в. существовало разделение труда: кустари специализировались на отдельных операциях производства. Специальным обследованием были зарегистрированы: кожевники, отдельщики, лощильщики и посадчики.



Еще одним центром мелкой кожевенной промышленности Саратовской губернии являлось село Базарный Карабулак, где было сосредоточено около 40 % всех кожевников региона. Здесь насчитывалось 263 хозяйства, где трудились 318 чел. В Кузнецком уезде в селе Павловка было зарегистрировано 42 хозяйства кожевенных производств с численностью 61 чел.16. Одним из самых распространенных занятий кустарей-одиночек в Саратовской губернии являлся сапожный промысел. В 1925 г. в Саратовской губернии имелось 4374 хозяйства, в которых сапожным производством были заняты 4813 чел., что составляло почти 15 % общего числа промышленников губернии. Сапожники работали преимущественно в одиночку в жилых помещениях, в среднем по 10–12 ч в сутки. Овчинное производство – один из видов скорняжного промысла, на нем специализировались в Нижнем Поволжье преимущественно жители Кузнецкого, Хвалынского и Вольского уездов Саратовской губернии. Некоторые из них занимались отходничеством – ходили по другим селениям края и занимались выделкой овчин в каждом поселке в течение нескольких недель. Однако во многих селах, где всегда был большой спрос на овчинные шубы, полушубки, штаны и пр., были свои мастера-овчинники, работавшие на заказ. Они приобретали материал у заказчиков – в этом случае он назывался «мирским» или закупали у мясников, мелких скупщиков - тарханов и гуртовщиков.


Современное развитие кожевенного ремесла

Современное развитие кожевенного ремесла

В нашем стремительном и чересчур практичном XX веке кожевенное ремесло не кануло и Лету ни в европейских странах, ни у нас. В наше время, художественная обработка кожи продолжает быть очень популярной. Помимо больших производств, открывается много частных, а так же есть много индивидуальных художников, постоянно работающих над созданием современных изделий. Есть и такие, которые стараются отдавать дань традиционным техникам. Признанные художественные центры по обработке кожи существуют в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. На сегодняшний день мировое производство сырья традиционно сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является как бы побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Наибольшие темпы развития кожевенной промышленности демонстрируют Китай, Бразилия, Индия, Аргентина. Развитие национальной кожевенной промышленности делает эти страны монополистами в решении проблем сырьевого обеспечения. На сегодняшний день 37% рынка шкур крупного рогатого скота контролируется Китаем, Бразилией и Индией, 31% рынка овчины и 77% рынка козоводства перерабатываются в кожаных областях Китая, Индии, Турции и Бангладеш.



Спрос на натуральные и необыкновенные вещи из кожи ручной работы растет с каждым годом. Поэтому, современные кожевники и скорняки начали удивлять, используя экзотические виды кожи с редкой поверхностью и фактурой. Дикие животные (крокодилы, змеи, скаты, страусы, лягушки) выращиваются в ограниченном количестве в специальных питомниках. Сегодня, спустя много веков, миновав всевозможные преграды, обычная профессия достигла новых вершин, став уделом творческих людей. Даже небольшая ключница из натуральной кожи или обложка на паспорт, представленные в витрине магазина, не существовали бы без усилий кожевника-скорняка.




<< В раздел Ремесла и народные промыслы На следующую страницу >>
Экологическое обращение к туристам
1
0 0 2.5K

Фото читателей посетивших эти места

Делитесь своими фотографиями и впечатлениями, своими трофеями и всем интересным, что с Вами произошло с другими читателями.

Удалить свои фото можно на своей странице во вкладке - фотографии.



Загрузить свои фото

Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь

Отзывы читателей посетивших эти места

Поделитесь своими впечетлениями с другими читателями Хвалитесь своими новыми открытиями и достижениями, остерегайте других от ошибок!

Все оставленные читателями отзывы можно посмотреть в Книге отзывов


Написать отзыв


Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта.


:) .) :} :D ;) :( :l :|










____


Кожевенный промысел Саратовской губернии
1 шт.

Кожевенный промысел Саратовской губернии

Кожа с древних времен считается не просто имеющим практическое значение и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей.


Можно сказать, что шкуры, стали первой одеждой человека, спасающей от проявлений внешней среды, а следовательно, искусство обработки кожи, стало одним из первых ремёсел, которыми овладел человек. С глубокой древности кожевенный материал, как один из видов природного сырья, занимал в жизни человека особое место. По доступности, повсеместному распространению и восполняемости ресурсов он, пожалуй, превосходил даже дерево. Кожа с древних времен считается не просто имеющим практическое значение и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей. Натуральная кожа всегда ценилась как уникальный материал, обладающий неким сакральным смыслом, издревле кожа наделялась мистическими свойствами. Скорняк - одна из древнейших профессий, слово происходит от древнерусского «скорьё». Первоначально работа скорняка и кожевника была не разделима, мастер по выделке мехов, также занимался всем процессом обработки шкур, изготовления и ремонта изделий из меха и кожи. Позже работу кожевника, скорняка и сапожника, при промышленном производстве, начали разделять, выделяя отдельно еще и овчинное производство, но в кустарном, деревенском производстве, все эти работы производились одним ремесленником.



Мастер был одновременно и скорняком, и кожевником, и сапожником, раскопками в Новгороде на Славенском холме была открыта кожевенная мастерская XII в.., здесь были найдены и заготовки кожи, и готовая обувь, и чан для вымачивания шкур. Чан был сделан в виде ящика из колотых плах, вставленных в пазы врытых в землю столбов. На дне чана найдено много шерсти и извести. Такие чаны, называемые теперь зольниками, служили для очистки шкуры от волос. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух. Из кожи делали вёдра для воды, непромокаемые мешки для сыпучих продуктов и пороха, ремни, ножны. Лёгкая и тёплая обувь, различного вида одежда, в том числе и нарядная, расшитая жемчугом и бисером. По-разному обработанная кожа служила жильём и закрывала оконные проёмы в доме. С развитием технического прогресса ассортимент кожевенных изделий только ширился. Поначалу, из кожи делали сбруи, сёдла, отделывали оружие, изготавливали и отделывали мебель. К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна — хоза, из которого делались богатые сапоги (червленные сапоги, упоминаемые Даниилом Заточником), и изготовление единственного в то время писчего материала — пергамена. Пергамен делался из телячьей или бараньей кожи, специально обработанной и разглаженной. Возможно, что новгородское слово «скра» в значении письменного документа стоит в связи со словом «скора» — шкура, кожа, т. е. пергамен.



Кожевенное ремесло в древнюю историю

Кожевенное ремесло в древнюю историю

Известно, что несколько видов гоминидов, включая человека разумного и неандертальцев, одевались в меховую одежду и с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура недолго, поскольку на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие кожаные изделия, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлевать жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н. э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее, либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.
в Египте в Долине царей, обязательно взгляните на самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н. э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона — это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем, в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу — пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше — они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего их изготавливали из недорогой кожи. С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х веке переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием — от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т.п. Древние греки первыми стали делать обувь на правую и левую ноги, а "изобретатели" каблука - монголы: он позволял надежно удерживать ногу в стремени. Одна из самых древних перчаток была найдена археологами 1922 г. при раскопках гробницы Тутанхамона. Одними из самых популярных украшений, во все времена и во всех уголках мира, были браслеты из кожи, в Древнем Египте 4 тысячи лет назад такие браслеты завоевали особую любовь и популярность



Развитие кожевенного ремесла  до 17 века

Развитие кожевенного ремесла до 17 века

Вначале кожаные вещи были простыми и практичными (одежда, обувь, аксессуары), но уже в 1350 году до н.э. ремесленники использовали элементы декора — аппликации, гравировку, вышивку золотом. Профессия вышла на новый этап с развитием переплетного дела в Х веке — кожаные обложки для документов и книг украшались тиснением, штампами и орнаментом, покрывавшим всю поверхность. Немного позже, с распространением техники гравировки кожи (XIII-XV века), кожевник обрел звание не только мастера, но и художника, создающего непревзойденные произведения искусства. В эпоху готического стиля (XIII— XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк — это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и, конечно же, переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров, Техника гравировки была очень дорогой, поэтому чаще всего она применялась в сочетании с рельефным тиснением, золочением и штамповкой, которые могли выполнять мастера рангом пониже. А в середине XV века во Франции начали украшать кожаные обложки при помощи печатных пластин с выгравированным на них рисунком, что значительно упрощало работу, да и удешевляло ее.



Эпоха Возрождения прославилась изысканным тиснением изделий из кожи (шкатулки, женские и мужские кошельки для мелочи, одежда), воспроизводящим рельефные картины с мифологическими персонажами. На сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей, сцены охоты или военных действий. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.



Кожевенное производство в 17-19 веках

Кожевенное производство в 17-19 веках

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. Декорировали такие обои штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, золотом и серебром, вышивками, сложными аппликациями и мозаикой из кожи, снова в отделке появилась гравировка. В XVIII столетии величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики — это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.
В конце XVIII столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. Профессия скорняка достигла пика развития в XIX столетии — в процессе обработки соединили все достижения прошлых веков: тиснение, вышивку серебром, гравировку, вышивку жемчугом. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чисто ту линии модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом и отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.



Кожевенное ремесло в  России

Кожевенное ремесло в России

Наши древние предки — скифы тоже были мастерами обработки кож: в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V — I вв. до н. э. В качестве декора применялась, в основном, аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI —VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур. Выделанную кожу кроили и сшивали. «Усмошвец» — распространенное название для сапожника. Письменные памятники выделяют особый тип «усморезных» ножей. Этот тип известен и в археологии: закругленный кривой нож с железной рукоятью (вероятно, обернутой кожей), приспособленный для того, чтобы резать им от себя. Монастырский устав, принятый в Киеве еще в XI в., устанавливает следующие наказании за порчу сапожного инструмента: «О усмошвцы: аще небрежением преломит шило или ино что, им же усмь режуть, да поклонится 30 и 50 или 100». В мастерской новгородского кожевника найдены шилья и большое количество обрезков кожи, заготовок, ремней и т. п. Шили и мягкую обувь, и обувь с твердыми подошвами: подошва, «подъшевь» — это, что подшивают. Хотя обувь дошла в очень небольшом количестве, но это различие сапог (твердой обуви) и чревия (мягкой) можно проследить хотя бы по стремепам, которые долятся на два типа — первый с плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй — округлый, для мягкой обуви.



Трудно сказать, насколько специализировалось кожевенное дело. Для большинства ремесленников соединение выработки кож с изготовлением изделия из них было обычным, как это мы видим на примере Новгорода. Однако некоторые виды кожевенных работ безусловно выделились из общей массы. Так, например, мы знаем седельников и тульников (делающих тулы — колчаны) в Галицкой земле. Таким же особым видом кожевенного ремесла были, вероятно, производства сафьяна и пергамена. У нас нет данных о скорняках, но состав меховой одежды, обилие мехов на Руси и древняя форма слова «скорняк» могут говорить за то, что скорняжное дело существовало и виде отдельного ремесла. При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в ХІ-ХІІ вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную роль и были просты в оформлении. Со временем их стали украшать штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом, рельефным тиснением. Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытные изделия русских мастеров, богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки, были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом, порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества и уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.



Технология выделки кожи

Технология выделки кожи

Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Каждая разновидность имеет свои особенности, одна эластичнее, другая прочнее, одна тоньше, другая толще и так далее. Обработанная кожа делится на три вида: сырая; сыромятная; дублёная. Главная цель этих разных способов одна — сделать кожу прочной, не ломкой, эластичной и долговечной. Итак, разными способами, или применяя жир, или дубильные вещества, есть и другие методы, мастер добивается нужного результата. Этапы обработки кожи практически полностью дошли до наших времён неизменными. Конечно, в наше время многое механизировано, применяются современные химические вещества, повышающие качество и ускоряющие процесс обработки. Технология выделки кожи была довольно сложна, выделка кож производилась в особых помещениях, которые в свою очередь подразделялись на зольную, дубную и мастерскую. Вначале шкуры животных очищались от грязи, вымачивались для размягчения в колодце или в пруду и освобождают от шерсти. Для ускорения очистки, уже в XI веке в Новгородских кожевенных мастерских применяли золу и известь. Кожи поступали в зольню, где загружались в большой чан и пересыпались поташем и известью. После этого со шкур особыми тупыми ножами соскабливали шерсть, отмывали от золы, очищали внутреннюю поверхность (мездрили) и затем кожи квасили - вымачивали в мучном отваре несколько дней. В письменных источниках подтверждается, что кожу квасили специальной закваской, хлебным квасом, но лучшее качество получали, вымачивая сырьё в киселях. Существовал специальный термин «квасить усние» и «квас усниян», этим квасом иногда обливались и парящиеся в бане.



Квашение кож сопровождалось механическим размягчением их — кожи мяли руками. Именно с этим процессом и связана известная легенда о русском богатыре кожевнике Яне, победившем печенежина в единоборстве. Когда печенежское войско подошло к русскому городу Переяславлю, печенежский князь предложил устроить поединок. Печенеги выставили своего богатыря, который «был превелик зело и страшен». В русском войске нашелся старик, рассказавший о необычайной силе своего сына, который, рассердившись на отца во время выделки кож («мьнущу усние»), разорвал сыромятную кожу руками. После проверки его силы он был допущен к поединку и легко одолел печенега. Летописи называют его то Яном Кожемякою, то Яном Усмошвецом. В этой легкой замене двух терминов можно усмотреть еще одно доказательство того, что выделка кож и шитье из них легко связывались с одним и тем же мастером. Затем шкуры поступали в дубную, где вымачивались в настое коры в течение примерно двух недель. Дубильные вещества получали из коры таких деревьев как дуб, ольха, ива. Способ пересыпания кож для дубления корой сохранялся в некоторых уездах до XIX в. Потом наступал заключительный этап, во время которого уже почти готовые кожи отмывались от дубильного раствора, просушивались и смазывались жиром или дёгтем. Весь технологический процесс выделки кожи занимал время от восьми до десяти недель. По окончании процесса выделанные шкуры поставлялись в кожевенные мастерские, где из них изготавливали различные бытовые вещи.



Виды сырья для кожевенного ремесла

Виды сырья для кожевенного ремесла

Сырьем для кожевников служили воловьи, коровьи, козлиные, свиные, овечьи и конские шкуры. Древние названия: усмие (усма, усние), хъз, кола, чревие, языю (последнее малоупотребительно). Слово «хъз» обычно означает козлиную кожу, идущую на выработку сафьяна, но иногда употребляется и для обозначения конских шкур. Слова «усмие» и «кожа» в дальнейшем становятся синонимами, но первоначально они различались по смыслу. Так, например, их ясно различает переводной монастырский устав: «Аще на потребу втзьметь кожю или усние и не съблюдая режет и не прилагаеть меры сапожные... сухо да ясть». В этом суровом наказе монастырскому ремесленнику кожа и усмие противополагаются. В большинстве ранних упоминаний словом «кожа» обозначалась необработанная или даже несодранная шкура. Усмие — это уже готовое сырье для сапожника; отсюда и различие в терминах: «кожемяка» и «усмошвец». Первый из них связан с первичной обработкой кожи, когда ее нужно мять, мягчить; здесь для обозначения ее употреблено слово «кожа». Во втором случае речь идет о пошивке (швец) из кожи и поэтому кожевенный материал обозначен словом «усмие», «усмь». Под «чревием» надо понимать мягкие части кожи на брюхе (чреве) животного. Обувь шилась преимущественно из них; отсюда и древнее название обуви «чревие» и современные украинские «черевики».



Кожевенный промысел в Саратовской губернии

Кожевенный промысел в Саратовской губернии

Саратовский край издавна был известен разнообразием кустарных промыслов. Искусные мастера занимались здесь кожевенным, ткацким, портняжным, валяльным, вязальным, овчинным, роговым, веревочным, сетевым, корзиночным, лапотным, гончарным, бондарным, кузнечным, колесным производством. Здесь изготавливали все: от иглы до парадных выездных экипажей. Особенно славились саратовское чугунное литье, сарпинка и звонкоголосая с колокольчиками гармоника. Выделка кож — одно из древнейших ремёсел, широкое распространение получила и в России. Здесь сложилось несколько районов, отличавшихся широким развитие кожевенного производства, одним из таких районов с XVII века было Поволжье. Производство сырья для кожеобработки сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Основные животные, из шкур которых получали сырьё — лошади, козы и крупный рогатый скот. А так как, саратовское Заволжье издревле было заселено кочевыми народами, основным занятием которых было скотоводство, то и кожевенный промысел в Саратовской губернии начал заметно развиваться уже во второй половине XVII века.



Этому так же способствовало наличие местных материалов для выделки кож: извести , получаемой обжигом карбонатных горных пород (известняков, мела), которых хватает и сейчас, дубового сырья, в те времена правобережье было густо покрыто лесами, поташа, для получения которого жгли деревья и выщелачивали древесную золу, выпаривали щёлок, прокаливая остаток. Промысел был достаточно выгоден и в Саратовской губернии изготавливали большой объем кож, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок. Ассортиментом продукции кожевенной промышленности являлись твердые кожаные товары — для подошв и др. части кожаной обуви, мягкие кожаные товары — в основном хромовые, также шорно-седельные изделия, одежда, галантерейные изделия, технические кожи и тому подобное. Из коровьих шкур делали юфть для пошива сапог, из бычьей кожи — полувал для подошв, из конской кожи — шорный товар, из бараньей и овчинной шили рукавицы-голицы.



Распространение кожевенного промысла в Саратовской губернии

Распространение кожевенного промысла в Саратовской губернии

Во второй половине XIX в кожевенный промысел принадлежал к числу наиболее развитых промыслов в Саратовской губернии, главными центрами производства считались Саратовский, Кузнецкий, Камышинский и Царицынский уезды. В 1892 г. (по данным Саратовской земской управы) в губернии было 311 кожевенных заводов и мастерских. Из них, в Саратовском уезде – 92, Кузнецком – 81, Камышинском и Царицынском -по 35. Из общего числа кожевенных заведений 85 были заводами с капиталистической формой организации труда. Здесь в производстве было занято до 600 постоянных рабочих, в летнее время их число пополнялось временными поденщиками. Но основная часть промысла размещалась по небольшим кустарным мастерским. Наемный труд здесь отсутствовал, все работы выполнялись хозяином и членами его семьи. Примерно 2/3 от всех кожевенных заведений располагались в деревнях: промысел, по преимуществу, был сельским. В крупных мастерских в конце XIX в. существовало разделение труда: кустари специализировались на отдельных операциях производства. Специальным обследованием были зарегистрированы: кожевники, отдельщики, лощильщики и посадчики.



Еще одним центром мелкой кожевенной промышленности Саратовской губернии являлось село Базарный Карабулак, где было сосредоточено около 40 % всех кожевников региона. Здесь насчитывалось 263 хозяйства, где трудились 318 чел. В Кузнецком уезде в селе Павловка было зарегистрировано 42 хозяйства кожевенных производств с численностью 61 чел.16. Одним из самых распространенных занятий кустарей-одиночек в Саратовской губернии являлся сапожный промысел. В 1925 г. в Саратовской губернии имелось 4374 хозяйства, в которых сапожным производством были заняты 4813 чел., что составляло почти 15 % общего числа промышленников губернии. Сапожники работали преимущественно в одиночку в жилых помещениях, в среднем по 10–12 ч в сутки. Овчинное производство – один из видов скорняжного промысла, на нем специализировались в Нижнем Поволжье преимущественно жители Кузнецкого, Хвалынского и Вольского уездов Саратовской губернии. Некоторые из них занимались отходничеством – ходили по другим селениям края и занимались выделкой овчин в каждом поселке в течение нескольких недель. Однако во многих селах, где всегда был большой спрос на овчинные шубы, полушубки, штаны и пр., были свои мастера-овчинники, работавшие на заказ. Они приобретали материал у заказчиков – в этом случае он назывался «мирским» или закупали у мясников, мелких скупщиков - тарханов и гуртовщиков.



Современное развитие кожевенного ремесла

Современное развитие кожевенного ремесла

В нашем стремительном и чересчур практичном XX веке кожевенное ремесло не кануло и Лету ни в европейских странах, ни у нас. В наше время, художественная обработка кожи продолжает быть очень популярной. Помимо больших производств, открывается много частных, а так же есть много индивидуальных художников, постоянно работающих над созданием современных изделий. Есть и такие, которые стараются отдавать дань традиционным техникам. Признанные художественные центры по обработке кожи существуют в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. На сегодняшний день мировое производство сырья традиционно сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является как бы побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Наибольшие темпы развития кожевенной промышленности демонстрируют Китай, Бразилия, Индия, Аргентина. Развитие национальной кожевенной промышленности делает эти страны монополистами в решении проблем сырьевого обеспечения. На сегодняшний день 37% рынка шкур крупного рогатого скота контролируется Китаем, Бразилией и Индией, 31% рынка овчины и 77% рынка козоводства перерабатываются в кожаных областях Китая, Индии, Турции и Бангладеш.



Спрос на натуральные и необыкновенные вещи из кожи ручной работы растет с каждым годом. Поэтому, современные кожевники и скорняки начали удивлять, используя экзотические виды кожи с редкой поверхностью и фактурой. Дикие животные (крокодилы, змеи, скаты, страусы, лягушки) выращиваются в ограниченном количестве в специальных питомниках. Сегодня, спустя много веков, миновав всевозможные преграды, обычная профессия достигла новых вершин, став уделом творческих людей. Даже небольшая ключница из натуральной кожи или обложка на паспорт, представленные в витрине магазина, не существовали бы без усилий кожевника-скорняка.




1
0 0 2.5K
<< В раздел Ремесла и народные промыслы
К следующей странице >>
Пока нет отзывов
0
Нет фото читателей
0


Дополнительные материалы:

Карта достопримечательностей Саратовской области
Календарь фестивалей и мероприятий Саратовской области