Особняк А.Э. Бореля представляет собой шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века, одно из красивейших зданий Саратова. Новый отрезок пешеходной зоны по улице Волжской подарил возможность неторопливо рассмотреть во всех деталях этот красивейший дом купеческого Саратова. Изначально двухэтажный особняк на пересечении Армянской и Гимназической улиц (ныне Вольской и Некрасова) принадлежал купеческой чете Аносовых. Семён Исаевич и его жена Елена Александровна заказали себе этот дом в стиле модерн у архитектора П. М. Зыбина, построен он был в 1901 году. Благодаря красоте своей хозяйки дом был известен как "замок Елены Прекрасной". После развода Аносовых в 1909 году особняк был продан П. И. Карепанову, который через год перепродал его представителю рода крупных саратовских мукомолов Александру Эммануиловичу Борелю.
Дом на Волжской, привлекает балконами, окнами различной формы, филенками, угловой лоджией и выступающими карнизами крыши, использованными как элементы декора. Внутри особняк очень просторен и даже велик. Элементы интерьера, хоть и осовремененные, держат модерновый колорит. Дубовая изгибающаяся лестница играет ключевую роль в организации внутреннего пространства. Вытянутые, особого изящества формы царят и в оформлении внутренних помещений: библиотеки, каминного зала, гостиных. Камин, отделка стен, оформление окон, светильники, даже дверные ручки – всё находится в стилевом единстве с внутренним пространством и фасадом здания. Сейчас особняк, один из лучших особняков "чистого" модерна в Саратове - объект культурного наследия федерального значения.
Э. Бореля называли «королем мукомолов». И небезосновательно. Торговый дом «Э.И. Борель» был наиболее крупной фирмой мукомолья Поволжья. Борели имели паровые мельницы и являлись владельцами огромного торгово-промышленного концерна, который олицетворял предпринимательские усилия не одного поколения. Размах бизнес-структуры Борелей действительно велик.
В Уфимской губернии торговый дом владел Южно-Глухоозерским и Уральским портландцементными заводами. Там же, в селе Петровском, у них имелась большая сельскохозяйственная «экономия» (то есть, производство) стоимостью 800 тысяч рублей, а еще одна экономия находилась в селе Преображенское (Разбойщина) под Саратовом. Кроме того, в разных уездах Саратовской губернии у Борелей числилось до 27 тысяч десятин земельной собственности. Различного рода ценных бумаг у торгового дома имелось на сумму 208,3 тысячи рублей, в том числе акций бумагопрядильной фабрики «Саратовская мануфактура» – на 160 тысяч рублей. Все эти цифры убедительно показывают, насколько Борели превосходили семейные подряды Рейнеке и Шмидтов.
Торговый дом имел свое небольшое пароходство, которое состояло из 2 буксировщиков и 14 барж, в том числе одной шаланды. Баржи вместо названий имели номера – с 1 по 14, а шаланда – номер 6. Первый буксирный пароход носил имя хозяина – «Эммануил» и плавал на участке от Рыбинска до Астрахани. Второй отличался особой простотой названия – «Ваня». Пароход был построен в 1905 году, и его участком считался маршрут от Рыбинска до Сарепты, по которому он перевозил муку и зерно.
Архитектор Петр Митрофанович Зыбин несколько лет учился в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а в 1877 году поступил в школу ваяния и живописи в Москве, которую закончил с золотой медалью. Продолжив обучение в Петербургской академии художеств, Петр Митрофанович закончил ее с серебряной медалью в 1870 году, после чего долго не мог должным образом приложить свой талант. Но в 1895 году Зыбину предлагают место старшего архитектора технического отдела Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. А я напомню, что Саратов на рубеже веков был третьим городом Российской империи по численности населения и по уровню развития промышленности. Здесь архитектор нашел большой простор для своего творчества.
В 1906 году по проекту Зыбина строится часовня-церковь в неорусском стиле – «В скорбях и печалях утешение» («Утоли моя печали», ул. Волжская, 36), где элементы модерна присутствовали во внутреннем оформлении, не сохранившемся до наших дней. За Петром Митрофановичем твердо закрепляется авторитет представителя модерна.
В 1909 году Зыбин строит особняк Э. Бореля. Экспрессивный стиль, свободное сочленение объемов в сложную многофасадную композицию, изобретательность пластических элементов составляют те качества, которые материализуют архитектурный образ редкой притягательной силы. Определяющее качество особняка – компактность. Масса здания собрана вокруг центральной точки – холла. Стены едва заметно наклонены внутрь так, что если мысленно продолжить их вверх, то рано или поздно они встретятся в «небесном фокусе».
После революции в особняке разместили коммунальные квартиры. Но здравый смысл возобладал, и в 1961 году сюда въехал городской ЗАГС. Сегодня здание называется «Дворец бракосочетания». И для этого есть все основания. Последний ремонт сделал внутренние залы светлыми, богато украшенными. В дни свадеб здесь очереди счастливых людей. Так что красивое здание теперь не только радует своим видом, но и дарит самые приятные эмоции, тем кто заходит внутрь. История особняка продолжается.