Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке – один из самых красивых домов в Саратове, его считают лучшим творением в стиле модерн на территории города. Время возведения дома на Соборной – 1909-1911 годы. Над постройкой усадебного дома Рейнеке, работал Ф.О. Шехтель, автор таких шедевров архитектуры, как особняк Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго, индивидуальный почерк архитектора легко узнается на всех уровнях, например, особенностью данного особняка является то, что у него нет одного главного фасада. Главный фасад, обращенный на Соборную улицу – броский и асимметричный, он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды. В общем, можно долго ходить вокруг особняка Рейнеке, открывая все новые повороты и углы. Весь он наполнен множеством деталей, которые заставляют рассматривать его вновь и вновь.
Над парадным входом располагается большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука (с картины «Танцовщицы» (1898). Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. Керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина. Незатейливый лепной орнамент, изящные кронштейны карниза, оригинальный водосток, глазурованные лицевые кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица – все это придает особняку некий торжественный и благородный вид.
Саратовский архитектор Сергей Терехин в книге "Века и камни" пишет, что у этого дома нет одного главного фасада. "Можно долго ходить вокруг него, открывая все новые повороты, углы зрения, эффектные сочетания объемов. Лицевой кирпич, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица — из всего этого мастер вылепил вдохновенный, свежий образ".
Саратовский архитектор Андрей Мушта в сборнике «Годы и люди» говорил об этом так: «Особняк Рейнеке занимает особое место в том архитектурном наследии, которое оставила нашему городу эпоха модерна. Это здание без натяжек можно отнести к лучшим образцам отечественной архитектуры начала века. И хотя отсутствуют документы, подтверждающие авторство Шехтеля, существует очень много свидетельств, говорящих в его пользу... Индивидуальный почерк Шехтеля легко узнается на всех уровнях — «от эквилиберной асимметрии» пространственного построения до цветофактурных отношений на фасадах и рисунка ограды...»
В конце XIX – начале XX века здесь находилось домовладение почтового чиновника А.М. Никольского с двухэтажным домом и небольшим садом. Связан он с именем нашего известного земляка – Николая Гавриловича Чернышевского, где тот провёл последние месяцы своей жизни, вернувшись из ссылки. К его возвращению дом сняла жена Ольга Сократовна в июне 1889 года. А 17 октября 1889 года Чернышевский скончался. В начале ХХ века это дворовое место приобрел Константин Кондратьевич Рейнеке - представитель торгового дома миллионеров-мукомолов Рейнеке. В 1906 году он стал членом Биржевого общества, а в 1907 году был избран старшиной Биржевого комитета и гласным Городской думы.
В начале XX века мукомольное производство в Саратове достигло своего пика. Наш город был ведущим производителем мучной продукции не только во всем Поволжье, но во всей стране: в Саратове в это время насчитывалось 12 мельниц, производящих сотни тысяч пудов муки в день. Главными производителями муки считалась семья Шмидтов, вторыми были Рейнеке. Основателями мучного дела были наследники немецкого колониста Иоганна Рейнеке, прибывшего в Саратовский край в 60-е годы XVIII века. Наследников было много, но более всего в истории упоминаются создатели большой паровой мельницы у Никольского взвоза - Иван и Кондратий Кондратьевичи Рейнеке. Производство шло хорошими темпами, чему свидетельствует количество зданий, построенных в Саратове различными членами семьи Рейнеке.
В 1917 году особняк был национализирован. Учитывая богатство особняка, здесь не стали устраивать коммунальные квартиры, а разместили различные учреждения. В 1943 году по инициативе обкома партии в бывшем особняке была организована специализированная больница закрытого типа для работников партийно-советского актива. В 1970-х годах она стала областной больницей №1. С 1993 года - госпиталь ветеранов войн. За свое вековое существование усадьба сохранила первоначальный вид и ни разу не подвергалась реставрации. Современные жители видят здание таким же, как и те, кто не дожил до нашего времени.