Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория, её псевдоготическое здание было возведено в 1902 году на участке, выделенном на углу Немецкой и Никольской улиц хлопотами княгини Мещерской, по проекту городского архитектора Александра Ягна (1848-1922) для размещения музыкального училища, основанного в городе в 1885 году. Через десять лет на его базе была создана Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (в честь царевича Алексея), ставшая третьей в России после Санкт-Петербурга и Москвы. После того как И. Ю. Славин убедил Русское музыкальное общество открыть третью в стране консерваторию именно в Саратове (а не в Воронеже), здание было основательно реконструировано. Само здание, с самого начала вызывавшее недовольство и критику.
На конкурсной основе был выбран проект С. А. Каллистратова, предложившего продолжить локальные традиции (здание тогда находилось между католической и лютеранской кирхами) и сделать из училища средневековый готический замок с башнями и поющими химерами на фасаде (реконструкция была завершена к осени 1912 года). В перестроенном виде оно стало одной из доминант центра города и его визитной карточкой. Неоготическое здание Саратовской консерватории, украшенное поющими химерами, окнами-розетками с изображениями сов и виноградных гроздьев, оценивается в наше время как памятник истории и художественной культуры города. Планировка и внутренняя отделка 1912 года переделкам не подвергалась, и во многом дошла до нас в неизменном виде. Менялись во времени отделочные покрытия внутренних поверхностей, но архитектура и декор сохранились. Рядом с консерваторией на одноимённой площади (в прошлом Новособорной) у входа в парк Липки располагается еще один символ Саратова Памятник Н. Г. Чернышевскому.
В сентябре 1873 года по решению Главной дирекции Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) в Саратове было открыто отделение этого общества для оживления концертной деятельности в городе. Появился симфонический оркестр, дававший вечерние концерты на открытых летних эстрадах, а дневные — в зале гостиницы «Россия». Одновременно с основанием этого отделения в Саратове были организованы музыкальные классы, которые на первых порах не имели успеха из-за недостатка квалифицированных педагогов[1]. Но в 1883 году наметился позитивный перелом в этом отношении, связанный с приходом в их дирекцию пианиста Станислава Экснера, выпускника Лейпцигской и Санкт-Петербургской консерваторий. Начался стремительный рост числа учащихся музыкальных классов. В 1886/1887 учебном году их было 101 человек, а к 1895 году их число и вовсе удвоилось.
В 1895 году музыкальные классы были преобразованы в музыкальное училище, а спустя четыре года под него был выделен участок в центре города — на пересечении Немецкой и Никольской улиц. Псевдоготическое здание училища возводилось хлопотами княгини Мещерской по проекту архитектора Александра Ягна (1848—1922). Из-за недостатка финансов он был вынужден упростить свой проект, что сказалось на внешнем облике этого строения, прозванного местными жителями «элеватором». Здание не нравилось и самому Ягну. Тем не менее, несмотря на убогий внешний вид, внутреннее пространство училища вышло нарядным и комфортабельным для проведения концертов. 28 октября 1902 года прошло торжественное открытие училища, сопровождаемое многочисленными концертами в течение двух дней. Среди приглашённых Экснером для работы в училище музыкантов можно отметить А. Т. Зубанова и Леопольда Рудольфа, скрипачей Ярослава Гаека и В. В. Зайца, пианистов И. А. Розенберга, Эмиля Гаека, М. П. Домбравского. Акустику концертного зала училища удостоилась похвалы со стороны выступавшей в нём знаменитой клавесинистки Ванды Ландовской, заявившей, что подобную акустику с трудом можно обнаружить даже в Париже.
Следующим этапом в деятельности Экснера стало стремление открыть в Саратове консерваторию, о чём он ходатайствовал в главную дирекцию ИРМО. Конкурентом Саратова в этом отношении был Киев, который в отличие от первого не имел достойного консерватории здания. В декабре 1910 года музыкальное училище посетил Сергей Рахманинов, направленный туда в качестве помощника председателя Дирекции по музыкальной части. Он лестно высказался о самом здании, но отметил невысокий уровень кадров училища. Экснер занялся подбором квалифицированных специалистов, в то же время началась надстройка четвёртого этажа здания училища, а также кардинальная реконструкция фасада здания, проведённая Семёном Каллистратовым, в то время являвшимся главным архитектором Саратова.
В начале 1912 года было принято окончательное решение по открытию в Саратове консерватории, получившей наименование Алексеевской (в честь престолонаследника цесаревича Алексея). Её руководителем ожидаемо был назначен Экснер. 21 октября того же года состоялось торжественное открытие Саратовской консерватории, ставшей всего лишь третьей в России (после Петербургской и Московской). Экснеру удалось привлечь к работе в консерватории выдающихся российских музыкантов того времени — певца (тенора) Михаила Медведева, по инициативе которого в 1918 году в консерватории был открыт класс камерного пения, певицу (колоратурное сопрано) Алевтину Пасхалову, проработавшую в итоге в Саратовской консерватории 32 года, камерного певца Николая Сперанского, ведшего класс сольного пения, теоретика музыки и композитора Георгия Конюса, директора консерватории с 1918 по 1919 год, пианиста и дирижёра Юзефа Сливиньского, чей класс фортепиано был одним из самых больших в тогдашней консерватории, и многих других.
Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория
Открытие в городе консерватории способствовало привлечению в город самых известных музыкантов того времени, давших в 1912—1913 годах концерты в Саратове (Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Ванда Ландовска, Леопольд Ауэр и другие). В 1914 году Экснера, подавшего в отставку по состоянию здоровья, на посту директора консерватории сменил Юзеф Сливиньский. В годы Первой мировой войны преподаватели консерватории гастролировали по губернии и по всей России. В конце 1916 года по инициативе Леопольда Рудольфа была создана Народная консерватория, где преимущественно преподавали сотрудники Саратовской консерватории, впоследствии она была преобразована в музыкальную школу для детей и взрослых. 5 мая 1918 года, после Октябрьской революции, консерватория была национализирована, получив название Государственной.
23 мая 1924 года было выпущено постановление о преобразовании консерватории в музыкальный техникум, сохранивший несмотря на новый статус основу своего педагогического состава и высокий уровень обучения. В 1935 году консерватории был возвращён статус высшего учебного заведения и присвоено имя Леонида Собинова, умершего годом ранее.
Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория
Осенью 1941 года в Саратов была эвакуирована Московская консерватория, временно объединившаяся с Саратовской под названием Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Спустя два года она вернулась в столицу, успев за время нахождения в Саратове оказать положительное влияние на музыкальную жизнь города.
В 40-50-е годы начался процесс увеличения перечня специальностей, преподаваемых в консерватории. Так открылась кафедра дирижирования академическим хором, в 1956 году появилась кафедра народных инструментов, одна из первых подобных в стране.
В 1960 году здание консерватории отнесено к памятникам архитектуры федерального значения. Начиная с 1962 г. (год 50-летия консерватории) зданием стала заниматься саратовский архитектор И. Д. Карпова, работавшая в институте «Гипропромсельстрой». Сначала были восстановлены шпили башен, снятых в войну, потом выполнены пристройки учебного (1975) и органного корпусов (1982) к существующему зданию консерватории. В 1985-ом году выполнена реконструкция существующего здания консерватории в связи с установкой в Большом концертном зале органа фирмы «Зауэр» (Франкфурт-на-Одере, ГДР) и строительство общежития для студентов вдоль ул. им. А. Н. Радищева. С конца 1990-х до 2010 гг. выполнялись усиления стропильных ферм и чердачного перекрытия, перекрытия над первым этажом под большим концертным залом, усиление фундаментов, стен подвала и перекрытия над подвалом; проводились замена и ремонты кровли, отмостки, полов.
Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория
Реставрация здания не проводилась, выполнялись косметические и мелкие ремонты для поддержания здания в эксплуатационном состоянии.
Большой зал вместимостью 469 мест. Это один из красивейших залов России, обладающий уникальной акустикой. Оборудован системой кондиционирования воздуха. Имеет партер и балкон. Оснащение зала: орган немецкой фирмы W. Sauer (установлен в 1985 году), 3 рояля: C. Bechstein и два рояля фирмы Steinway & Sons.
Концертный зал «Театральный» вместимостью на 216 мест.
Малый зал консерватории оборудован 100 местами, имеет хорошие акустические данные. В зале проходят концерты камерной музыки, а также выступления студентов. Оснащение зала: 2 новых рояля фирмы C. Bechstein.