Чуть выше Музейной площади, на углу улиц Московской и Чернышевского, стоит бывший особняк купца Степана Корнилова. Построен он в первой трети XIX в. по проекту губернского архитектора Г. Петрова − ученика В. Суранова, развившего традиции саратовского классицизма. Достоинством автора было стремление избежать архитектурного штампа. Двухэтажный особняк надежно закрепил перекресток двух центральных улиц города. Боковые крылья особняка напоминают типовые проекты той поры. Корниловский особняк выделялся среди окружающей застройки размерами, качеством отделки и представительной колоннадой. Дом Корнилова вошел в 2019 г. в новую программу Вячеслава Володина по сохранению памятников историко-культурного наследия. Это перечень объектов историко-культурного наследия, требующих срочной реставрации и которые будут спасать от разрушения.
Особняк С.К. Корнилова – одна из лучших работ архитектора Петрова. Поставленный на углу двух - центральных в то время улиц, – этот дом прочно закрепил перекресток. Его композиция не сложна, но в тоже время очень выразительна и обращает на себя внимание. Выразительная композиция обращает на себя взгляды многих прохожих. Внимание привлекает некая миниатюрность и игрушечность дома. Сейчас особняк смотрится именно так, но 170 лет назад постройка выделялась своими размерами, представительной колоннадой и качеством отделки по сравнению с окружающими дома. Полтора же столетия назад корниловский особняк выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.
Двухэтажные симметричные объемы с мезонинами соединены крупным цилиндром угловой трехэтажной ротонды. Плоский фасад с нечетным количеством окон, утяжеленный карниз, маленький фронтон во главе мезонина, полуциркуляционное окошко под ним демонстрируют типовые проекты прошлого времени.
Масштаб и пропорции витражных окон варьируется от широких витражных до маленьких квадратных проемов мезонинов. Ротонда укрупнена четырьмя колоннами коринфского ордера, которые поддерживают полушарие «римского» купола на двухъярусном карнизе. Закругленный угол здания эффектно выражает градостроительный прием архитектора Г.В. Петрова.
По воспоминаниям Н.М.Чернышевской (внучки Н.Г.Чернышевского) дом “был окружен оградой каменной, окна вместо деревянных ставен закрывались сплошными железными полотнами; двери закрывались тяжелыми засовами, калитка всегда была на запоре”. Дом описан также Н.Г.Чернышевским в “Автобиографии” и в рассказе “Покража”, К.А.Фединым в повести “Старик”.
Документальных сведений о его владельцах до 1880-х годов практически не сохранилось. Известно только, что принадлежал он в первой половине ХIХ века человеку по фамилии Никитин. Купец Степан Корнилов, с именем которого и сегодня прочно ассоциируется этот дом, фигурирует лишь в мемуарах Н. Г. Чернышевского, посещавшего особняк в 1836 году. Экономный Корнилов, согласно детским воспоминаниям Николая Гавриловича, закапывал сбережения во дворе, и они затем достались купившему поместье после его смерти купцу Сырникову. Официально же в 1880-х годах владельцем особняка был купец И. Е. Аносов, затем здание перешло к историку К. А. Военскому, в 1905–1914 годах им владел предприниматель П. И. Давыдов, открывший на первом этаже кондитерский магазин.
При советской власти верхние этажи были обустроены под жилые квартиры, на первом этаже работали продуктовый магазин и булочная, которые затем сменили книжный и канцтовары. В настоящее время первый этаж занимает пиццерия "Донна".
Реставрационные работы не проводились. Но в 1967 и в 1969 годах был произведен ремонт дома, в результате которого его фасады частично переделаны. В частности, были сломаны мезонины боковых крыльев здания и заменены на венчающие карниз аттики.
Автор особняка – Г.Петров – за четверть века работы в Саратове строил много не только в губернском центре, но и в Вольске, в селе Золотом. Петровские дома отличает зрелость, разнообразие композиционных приемов, изощренность деталей, тонкое чувство ансамбля. Все это особенности позднего классицизма. Достоинством мастера было стремление избежать архитектурного штампа, сложившегося в постройках зодчих-классицистов к середине XIX века. Особняк Корнилова -одна из лучших его работ.