Астория — гостиница в центре Саратова. Один из архитектурных символов города. Памятник архитектуры начала XX века, образец позднего модерна, является старейшей гостиницей Саратова. Строгий чёткий силуэт гостиницы, геометрически безукоризненные несколько острые линии фасада. В этой постройке нет ничего манерно-готического, переусложненного. Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых величественно застыли средневековые рыцари-риттеры, открытая галерея четвертого этажа, непривычная для саратовских домов мансарда — все это заимствовано из европейской строительной практики начала века. В России же эти приемы использовались разве только в Москве и Петербурге. Оттого-то и вид у "Астории" получился столичный.
В 1911 году известный торговец недвижимостью купец 1-й гильдии Д.В. Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е. Куткина на Немецкой улице. Эту улицу дореволюционные репортеры справедливо окрестили местным "Невским проспектом". Чистая, мощеная, с роскошными витринами богатых магазинов, в три квартала, она производила тогда, как и сейчас, сильное впечатление. С 1908 года по Немецкой улице курсировал трамвай, а теперь это пешеходная зона. После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы. Новое здание предполагалось обустроить на лучшем для тому времени уровне – с рестораном, электрическим освещением, душевыми и ванными комнатами, подъемными электрическими машинами. Первый камень был заложен весной 1914 года.
Проект гостиницы, названной "Асторией", подготовил 40-летний архитектор Семен Акимович Каллистратов (1874-1966). Он работал в Саратове с недавних пор, но успел к тому времени прославиться проектом перестройки здания консерватории, ставшего архитектурным символом города. В результате реконструкции здание саратовской консерватории, обрело непередаваемый шарм готического замка с башенками и стрельчатыми окнами. Здание гостиницы Астория тоже получилось у архитектора очень необычным, недаром оно является памятником федерального значения. Его немецкий акцент дополнили скульптуры на пилонах. Каллистратов обучался специальности в Швейцарии, отсюда неслучайное тяготение к западным образцам архитектуры.
Все скульптурные детали были выполнены по эскизам саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука, которому было тогда всего 25 лет. Саратовцам хорошо знакомо творчество Павла Фёдоровича — это памятник Дзержинскому на Привокзальной площади, бюст Чернышевского на его могиле на Воскресенском кладбище, скульптурные украшения бывшего дома Бендера (здание горсовета), барельефы на здании Крытого рынка. То, что его работы целы и ухожены — это лучшая память об их авторе.
Считается, что непоколебимые рыцари и гонцы, застывшие в вековой напряженной готовности, символизируют ту защиту и исполнительность, что гарантирована здесь постояльцам, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов, готовых ринуться навстречу усталым гостям, дабы встретить их и помочь отнести в номер тяжелый багаж… Редкое единство, уместность в общей композиции каждой детали, фрагментов, линий орнамента взяты автором из ранних построек колонистов. В четких линиях, в торжественном ритме и величавом силуэте здания гостиницы "Астория" руками прекрасных мастеров сложена последняя рифма баллады о переселенцах.
Саратовская «Астория» открыла свои двери для «господ приезжающих» в 1917 году, но как отель функционировала совсем недолго. Это событие почти совпало с началом новой советской эры, – хозяина гостиницы вскоре репрессировали. Но на первых порах отель использовали для размещения разных революционных структур: штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание все-таки осталось гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости нашего города. В января 1927 года, например, в одном из номеров "Астории" на втором этаже в течение пяти дней проживал В.В. Маяковский. Нижний этаж здания всегда занимали магазины и кафе.
Название гостинице заменили в 1956 году. Она стала называться "Волгой", хотя, по правде говоря, старое имя более соответствует этому зданию. Недавно отель был переоборудован с учетом современных требований комфорта.
Астория... откуда взялось такое странное для Саратова название? Дело шло издалека... Жил в Германии конца XVIII века некто Иоганн Астор. В поисках лучшей жизни переселился он в Америку, где сумел разбогатеть, занимаясь таким доходным и серьезным бизнесом, как контрабанда китайского опиума, а также торгуя пушниной вокруг Великих озер. Преуспел так, что стал одним из первых американских мультимиллионеров. От него повел свою родословную клан Асторов. Джон Джекоб, потомок в четвертом поколении удачливого немца, на рубеже XX века строит в Нью-Йорке невероятно роскошный отель, который в честь фамилии получает название «Астория».
10 апреля 1912 года отправляется в свое первое и последнее плавание корабль «Титаник», имея на борту среди состоятельных пассажиров американского миллионера, члена знаменитой семьи Джона Астора. После печальной встречи с айсбергом удалось спасти только горстку потерпевших крушение. Полторы тысячи погибших… Весь мир взволнован и сопереживает трагедии. Спасенных на первое время поселили в той самой фешенебельной «Астории», но, увы, среди них не было ее богача-владельца… Драматическое соединение коллизий долгое время держало название гостиницы на слуху у современников.
В том же году в Петербурге открывается один из лучших в Европе отелей, который нарекают знаменитым названием. Кстати, петербургская «Астория» до сих пор с гордостью носит свое имя. Да и по всем российским губернским городам — то тут, то там, как грибы после дождя, возникают многочисленные гостиницы с именем «Астория». Не отставал от всех и купеческий Саратов с его тремя ежегодными ярмарками, развитым судоходством, крепкой позицией крупного железнодорожного узла. Так одна из самых фешенебельных гостиниц города и стала называться модно "Астория".
Творению Каллистратова повезло — его пощадили большевики, его любили советские деятели, его и сейчас любят, берегут, охраняют. Только не мешала бы хотя бы маленькая табличка на той же гостинице “Волга” с указанием фамилий архитектора и скульптора.