Здание в стиле русского классицизма было построено на северной части Старо-Соборной площади, в 1810 году, по проекту губернского архитектора Василия Ивановича Суранова, как большой особняк для купца Федова Васильевича Котенева. Огромный двухэтажный особняк выделялся среди деревянных построек, расположенных вокруг Троицкого собора. Появление такого роскошного строения на старой торговой площади, облик которой определяли ветхие деревянные лавки, сподвигло губернатора А.Д. Панчулидзева заняться ее благоустройством и убрать базарные постройки. В исторической части Саратова можно увидеть много замечательных зданий – памятников архитектуры, построенных в различные периоды. Каждый из них по-своему прекрасен и уникален, а, в общем, все эти здания составляют единую композицию площади – ныне Музейной.
«Строгая, простая пластика аркад убедительно организовывала Старую Соборную площадь. Что же до катеневского особняка, то он как бы имеет два плана, два лица. Одно общее оно работает на площадь и принадлежит ей: арки, квадраты и прямоугольники окон, уравновешенный симметрией силуэт. Здесь не видны, да и не нужны мелкие детали. Второе лицо для тех, кто не спешит, пришел сюда не случайно, кому нужен именно этот дом. Вблизи вдруг возникает тонкий рисунок профилей карнизов, проступают декоративные наличники окон. Два лица особняка неразделимо дополняют друг друга. Из массивных столбов аркады вырастают восемь стройных колонн, распускаясь вверху соцветиями коринфских капителей. Чуть выдвинутый вперед портик своей вертикальной устремленностью прерывает монотонность аркады. Главный вход выделен более крепкой аркой, двойным окном второго этажа и полуциркулярным – третьего, увенчан фронтоном». – пишет в своей книге «Века и камни» (1990 год) саратовский архитектор Сергей Терехин.
Фасад дома с выступающим портиком из восьми колон, опирающихся на аркаду первого этажа, выходит на Свято-Троицкий собор, «лицом» к гостиничному двору (сейчас на его месте Управление ПЖД). Дом считается двухэтажным из-за расположенного в центральной части коридора для проезда внутрь двора. Четыре помещения на первом этаже выходили на галерею аркады и были приспособлены под торговые лавки, а из средней комнаты на втором этаже был выход на балкон, расположенный между колонн центрального портика.
Что касается архитектуры особняка Ф.В. Котенева – это чистой воды классицизм. Наиболее точную характеристику композиции всей площади, в своей книге дает саратовский архитектор Сергей Терехин. «Замысел архитектора был прост и бесспорен: возвести по соседству два схожих по архитектуре здания – купеческий особняк и гостиный двор. Именно в таком едином решении нуждался город, его центральная площадь – это точно знал губернский архитектор. Вот и повернулся беззаботно дом Котенева лицом к гостиному двору и красавцу собору, спиной к городскому оборонительному валу»
В первом этаже дома Котенева был коридор для проезда внутрь двора. Во двор выходили «людские комнаты», кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа выходили на галерею аркады и служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и мезонине располагалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из средней узкой комнаты второго этажа имелся выход на балкон между колоннами центрального портика.
Ф.В. Котенев был уважаемым человеком в Саратове, чему свидетельствует указ губернатора А.Д. Панчулидзева от 1810 года: «Обжорный ряд состоит совершенно в месте неприличном, т.е. внутри города близ самих торговых каменных лавок, от стечения большого числа народа бывает нечистота, сверх сего напротив дома купца Котенева состоит немалое количество деревянных дурного вида лавочек, которые безобразят лучшие городские строения и закрывают виды их». В связи с этим предписывалось «лавочки перенести на недостроенное место близ самой реки Волги, а безобразные лавки просто уничтожать».
От Котенева дом перешел к Устинову, а тот в 1829 году продал его духовному ведомству – Святейшему Синоду. В здании была сделана перепланировка для размещения духовного училища и духовной православной семинарии, в которой, в 1842-1845 годах, учился Н.Г. Чернышевский, а так же И.И.Введенский (первый переводчик романов Теккерея и Диккенса), а преподавал востоковедение и этнографию – историк Г.С.Сабулов (автор первого перевода Корана на русский язык). Духовная семинария воспитала много известных ученых, писателей и общественных деятелей. Здесь преподавал востоковед, этнограф, переводчик, историк Г.С. Саблуков – автор первого перевода на русский язык Корана. Воспитанником семинарии был И.И. Введенский – первый переводчик романов Диккенса и Теккерея.
Спустя некоторое время духовную семинарию и православное училище перевели в специально построенные для них здания, а в этом доме теперь разместилась 2-я мужская гимназия. Потом 2-ое реальное училище, в котором несколько лет учился Борис Андреевич Бабочкин – актер, народный артист, уроженец Саратова, известный широкой публике, как исполнитель роли Чапаева в одноименном фильме. При советской власти в особняке Ф.В. Котенева находилась средняя школа № 25, позднее – 1.09.1995г. на базе школы №25 создана "Русская классическая гимназия" - МОУ "РКГ"; 8 октября 2014 г. переименована в "Русскую православную классическую гимназию имени преподобного Сергия Радонежского" - МОУ "РПКГ". В гимназии осуществляется образовательный процесс в соответствии с тремя уровнями общеобразовательных программ общего образования.