Перед входом в Национальную деревню народов Саратовской области, что в парке Победы, прямо перед воротами, установлены два экспоната представляющие на выставке народного хозяйства городской транспорт. Почему только эти образцы транспорта перевозящего пассажиров выбраны и почему нет до боли близких пазиков и луазов, это не известно. Здесь установлены моторный вагон се́рии Х — серийный типовой образец двухосного двустороннего высокопольного трамвайного подвижного состава для Советского Союза. Данный вагон эксплуатировался в г. Саратове с 1931 по 1946 г. Являлся экспонатом ведомственного музея МУПП СГЭТ «Саратовгорэлектротранс» до 2003 г. Отреставрирован в ОАО «Троллейбусный завод» (Саратовская область, г. Энгельс) в мае 2004 г. На улице Волжской установлен более известный арт-объект трамвай Семен, этой же серии.
Второй экспонат Троллейбус ЗиУ-682Г-012 представляет собой двухосный пассажирский троллейбус, выпускаемый предприятием ОАО "Троллейбусный завод" с 1989г., ранее «Завод имени Урицкого» или «ЗиУ». Российская машиностроительная компания, крупнейшее в стране предприятие по производству троллейбусов. Находится в городе Энгельс Саратовской области. В 1941-м году принято решение об эвакуации завода из Брянска в Энгельс. Основным видом продукции завода в военное время было производство артиллерийских снарядов. В 1950-м году решено завод имени Урицкого переоборудовать под производство троллейбусов. Первый опытный троллуйбус был изготовлен в 1951-м году. Сначала здесь выпускались МТБ-82, дальше была переходная модель ТБУ-1, пока в 1958-м году не был разработан ЗиУ-5. ЗиУ-9 (или ЗиУ-682). Выпускалась с 1972-го года, с учётом разных модификаций было выпущено около 42000 единиц, что позволило ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе. Различные модификации и клоны этого троллейбуса производились вплоть до недавнего времени, ну а в эксплуатации можно без проблем увидеть практически в любых российских городах с троллейбусным движением.
Моторный трамвайный вагон серии «Х» – двухосный, двухсторонний. Тележка рамного типа, кузов композитной конструкции: каркас и наружная обшивка выполнены из металла, крыша, двери и внутренняя обшивка – из дерева. В оконечностях кузова установлены два поста управления вагоном. Каждый из них включал в себя контроллер, колонку ручного тормоза, кран управления тормозной системой, щиток с контрольно-измерительными приборами, тумблерами включения-выключения вспомогательных цепей вагона. Вагон имел два тяговых двигателя ДМ-1А. Токоприемник дуговой. Вагоны выпускались Мытищинским машиностроительным заводом и Усть-Катавским вагоностроительным заводом в 1927-1941 гг.
Максимальная скорость, км/ч 40
Мощность двигателя, кВт 52
Количество мест:
общее 64
для сидения 24
Длина, м 10
Ширина, м 2,1
Высота, м 3,1
Первая крупная партия таких вагонов была поставлена в Харьков, поэтому первая буква города, где располагалось трамвайное хозяйство-заказчик, стала обозначением всей серии. Обычно моторный вагон серии Х работал с одним или двумя прицепными вагонами серии М. Последние строились на основе узлов и деталей моторных вагонов, имели с ними сильное внешнее сходство, но отличались по ряду конструктивных решений. Вагоны серий Х и М выпускались на различную колею (1000, 1435, 1524 мм) и с различной длиной корпуса. Впоследствии ряд вагонов этих серий были переоборудованы в одностороннюю модель. В трамвайных хозяйствах советских городов вагоны серий Х и М работали до начала 1970-х годов , после чего были списаны и утилизированы. Несколько уцелевших трамваев этого типа (преимущественно моторных серии Х) являются музейным подвижным составом или несамоходными вагонами-памятниками в различных городах России и Украины.
Троллейбус ЗиУ-682Г-012 представляет собой двухосный пассажирский троллейбус, выпускаемый предприятием ОАО "Троллейбусный завод" с 1989г. с ежегодными улучшениями конструкции по ТУ 37.001.1608-89.Кузов несущий, цельнометаллический; каркас кузова сварной из стальных тонкостенных труб прямоугольного сечения. Наружняя обшивка стальными листами толщиной 0,9 мм.Имеются три пассажирские двери - передняя одинарная двухстворчатая, средняя и задняя- двойные двухстворчатые. Привод механизма открывания дверей - электропневматический, с дистанционным управлением из кабины водителя. В качестве запасных выходов предусмотрены три двери и пять боковых окон. Место водителя отделено от пассажирского помещения сплошной остекленной перегородкой со сдвижной дверью.Отопительная система пассажирского помещения и кабины водителя калориферного типа; вентиляция приточно-вытяжная, осуществляется через форточки боковых окон, крышевые люки и двери. Передняя ось управляемая, неразрезная.Задняя ось ведущая с колесными планетарными передачами и главной гипоидной передачей типа А - 318.18 венгерского производства или аналогичные ей отечественного производства. Подвеска осей пневмо-рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами и регуляторами уровня пола.Колеса бездисковые с ободом 216 В-508 (8,5 - 20) и шинами 12.00R20. Рулевое управление с гидравлическим усилителем. Тормозная система электропневматическая с двухконтурным пневмоприводом. Стояночный тормоз с механическим приводом на тормозные механизмы задних колес. Комплект тягового электрооборудования по ТУ 16.539.657-77. Тяговый электродвигатель ДК-213, мощностью 115 кВт, по ТУ 16.515.218-77.Имеется система электродинамического реостатного торможения.Величина входных напряжений 550 В (400ч720 В). Система управления тяговым электродвигателем реостатно-контакторная; расположение силовых резисторов под полом кузова троллейбуса. Система подзарядки аккумуляторных батарей электромашинным преобразователем, состоящим из вспомогательного высоковольтного электродвигателя ДК-661Б и генератора 63.3701. Штангоуловители механические или электромеханические по выбору заказчика.
Длина (по лестнице), мм - 11986
Ширина (по молдингу), мм - 2476
Высота (с опущенными токоприемниками), мм - 3281
Количество осей, ед - 2
Мощность ТЭД, кВт - 115
Полная масса , т - 17,958
Число дверей, ед. - 3
Пассажировместимость, чел - 111 (с 1999г. новая планировка сидений и пассажировместимость)
Число мест для сидения, ед. - 28 (с 1999г. новая планировка сидений и пассажировместимость)
Максимальная допустимая скорость движения, км/ч - 70
Ресурс до первого капитального ремонта, не менее (тыс. км) - 400
Напряжение контактной сети, В - 550 (400 - 720)
Система управления тяговым электродвигателем - Реостатно-контакторная (РКСУ)
Подвеска - Рессорно-пневматическая