В 1672 в Амстердаме голландец Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос главным орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10—15 мин. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных в 19 веке.
Пожарный автомобиль «Фрезе». Макет
Автомобиль был приобретен Александро-Невской пожарной частью Санкт-Петербурга. Сразу же в день получения частью этого автомобиля 10 июня (по старому стилю) 1904 г. он участвовал в тушении пожара на окраине С.-Петербурга.
Максимальная скорость, км/ч 15
Мощность двигателя, л.с. 8
Длина, м 4
Ширина, м 1,6
Высота, м 1,6
Автоцистерна пожарная АЦ-30 (164А)
В 1960 г. Прилукским заводом была изготовлена серия автоцистерн ПМЗ-53 с металлическими кузовом и кабиной. Автомобиль комплектовался насосом ПН-ЗОК, Ёмкость цистерны - 1950 л. На задней стенке кузова автоцистерны первых выпусков было установлено крепление для съемной рукавной катушки РК-3, на которую наматывали семь прорезиненных рукавов. На более поздних АЦ-30(164) мод. ПМЗ-53А задняя съёмная рукавная катушка не устанавливалась.
В остальном автоцистерна ПМЗ-53 отличий от ПМЗ-17 не имела. После дальнейшей модернизации (увеличение ёмкости баков для воды до 2100 л и пенообразователя до 150 л), повлекшей за собой увеличение полной массы машины до 8270 кг, конструкторам удалось уменьшить габаритную длину автоцистерны до 6930 мм. Этой машине был присвоен индекс ПМЭ-53А. Выпуск автоцистерн ПМЗ-53А был прекращен в 1968 г.
Боевой расчет, человек 7
Производительность насоса ПН-30К, л/с 30
Вода, л 2150
Пенообразователь, л 150
Расход топлива на привод насоса, л/час 22,5
Масса полная, кг 8270
Максимальная скорость, км/ч 75
Мощность двигателя, л.с. 97
Габаритные размеры, м:
длина 6,9
ширина 2,3
высота 2,6
Пожарная автолестница АЛ-30 (131)-Л21
Боевой расчет, человек 3
Максимальная скорость, км/ч 80
Длина полностью выдвинутой лестницы, м:
без дополнительного колена 30,2
с дополнительным коленом 32,2
Наибольший угол подъема коленьев, град. 75
Угол поворота коленьев, град. 360
Время подъема, опускания, выдвигания коленьев, с 30
Масса, т 10,3
Габаритные размеры, м:
длина 9,8
ширина 2,5
высота 3,2
Пожарный корабль «Сторожевой»
1999 год - пожар на турбазе «Орбита» (приверх острова Зеленый). Экипаж сражался с огнем в течение 17 часов.
2000 год - пожар на ул. Большой Затонской г. Саратова. Возгорание 5-ти частных домов, корабль вызван в помощь городским пожарным частям для бесперебойной подачи воды по магистральным линиям корабля.
2000 год – пожар в ночное время на теплоходе «Волга – 2» 2-й причал Саратовского пассажирского порта. Экипаж аварийного судна был эвакуирован, ликвидация пожара проведена в течение 2-х часов.
2001 год - пожар на оптовой базе г. Энгельса. Корабль вызван в помощь городским пожарным частям для бесперебойной подачи воды по магистральным линиям корабля.
2001 год - лесной пожар на острове Зеленый. Корабль защищал туристические базы.
2002 год - аварийно-спасательные работы по спасению грузового теплохода «Волго-дон», совершившего наезд на опору Саратовского автодорожного моста с получением множественных пробоин. Личный состав пожарного корабля в течение 2-х суток проводил аварийно-спасательные работы по спасению теплохода на приверхе острова Казачий.
2002 год - пожар на Саратовской мебельной фабрике № 1. Корабль вызван в помощь городским пожарным частям для бесперебойной подачи воды по магистральным линиям.
2003 год - корабль был вызван в Самарскую область на тушение танкера «Виктория» на нефтеналивном причале г. Октябрьск. Борьба по ликвидации пожара проводилась всеми силами Самарского гарнизона с воды, пенные атаки осуществлялись 3-мя пожарными судами без перерывов в течение 2-х суток.
Руководство Главного управления МЧС России по Саратовской области вышло с инициативой перевести списанный корабль в Саратов и установить его в качестве экспоната в Саратовском Парке Победы.
В октябре 2017 года в г. Саратов из г. Балаково на грузовой барже пожарный корабль был доставлен распиленным на 5 частей. В Саратове его транспортировали в историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы», где и поводились кропотливые реставрационные работы.