Саратовская гармонь является одним из старейших символов города и памятник, посвященный «Саратовской гармошке» стал подарком саратовцам в преддверии Дня города от банка Экспресс-Волга. Автором памятника стал саратовский скульптор Владимир Пальмин. Для памятника было выбрано место на пешеходном участке проспекта Столыпина (бывший пр. Кирова) недалеко от кинотеатра «Пионер». Первые эскизы памятника Саратовской гармошке представляли собой стоящего гармониста, но затем В. Пальмин изобразил его сидящим на лавочке рядом с фонарём. Памятник был торжественно открыт 12 сентября 2009 г., а в церемонии его открытия участвовали глава администрации Саратова В. Л. Сомов, гармонисты и фольклорные коллективы. Участие ансамбля «Саратовская гармоника» и других творческих коллективов превратили празднование дня города в настоящие русские народные гуляния.
Монумент представляет собой бронзовую фигуру мужчины в национальном русском народном костюме: расписной рубашке и берете с цветком на боку. В руках музыкант держит гармонь, растягивая меха; так скульптор изобразил городского жителя конца XIX века. Памятник стал визитной карточкой города и популярным местом для фотосъёмки. В определённые часы (в полдень и 18 вечера) памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке. Памятник очень скоро пришёлся по вкусу не только местным жителям, но и гостям города, увозящим с собой фото с бронзовым саратовским гармонистом. В Саратове так же есть музей саратовской гармоники имени А.С. и В.А. Комаровых.
Макет памятника был изготовлен из глины, а сам памятник был изваян из бронзы в городе Жуковском в Московской области, откуда в Саратов его привёз сам автор. Высота всего памятника достигает 3 м 40 см при весе в 750 кг. Стоимость изготовления скульптурной композиции составила около 1 млн рублей.
В марте 2014 г. памятник стал участником дорожно-транспортного происшествия — в памятник врезался автомобиль, водитель которого не справился с управлением. Однажды памятник и вовсе пропал, но потом оказалось, что руководство города отвезло его в Москву, где он стал экспонатом на XXIV Российской агропромышленной выставке «Золотая осень - 2022». После выставки памятник вернулся на проспект. Кстати по проспекту он тоже путешествует, сначала он был установлен в центре пешеходной улицы, но впоследствии посторонился к краю проспекта.
Первое упоминание о саратовской гармони с колокольцами, отличающейся особым звучанием и своеобразным тембром, появилось в 1866 году в газете «Саратовский справочный листок», которая описывала историю о просьбе пассажиров парохода подойти ближе к берегу, «дабы лучше услышать господам игру на гармонике».
Первые саратовские гармоники изготавливались артелями до 1870 года, когда открылась мастерская Корелина на Никольской (ныне ул. Радищева). Уникальность и звучание инструментов Корелина способствовало его включению в список лучших ремесленников того времени, и люди по-доброму начали называть его «Страдивари саратовской гармошки».
Саратовские музыкальные мастера братья Куликовы и Н.Г. Карелин переделали семи ладовую тульскую гармошку на свой манер. Что же отличает Саратовскую гармошку? Правая клавиатура была увеличена до 10 или 12 клавиш, добавили особую планку с третьим голосом, звучавшим на октаву выше. С левой стороны изменили аккомпанемент, прибавив к нему так называемый «баритончик», который звучал октавой выше второго баса, и добавили клавишу, дающий два минорных аккорда – один звучащий при сжимании мехов, другой при разжимании. Разработан особый резонаторный канал, впоследствии используемый на многих других моделях гармоней.
И все-таки, самый яркий отличительный элемент саратовской гармоники — колокольчики. Инструмент получил их благодаря традиционной частушке Саратова, которая обязательно сопровождалась игрой на ложках с бубенцами. Так гармошка стала одновременно и мелодическим и ритмическим инструментом. Все эти добавления изменили звукоряд гармоники, приблизив его к характеру русской песни, усилили звучание и значительно обогатили музыкальные возможности инструмента. Впервые она появилась где-то в 1855-1856 гг. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами». Тогда на дорогих, заказных гармониках, стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.
Инструментов, выпущенных более 150 лет назад и прославивших Саратов на весь мир, почти не осталось, но их игру вы можете услышать два раза в день (в полдень и 18 вечера) около памятника «Саратовской гармошке».