Зерноуборочный комбайн «Сталинец-6»
Разработан на заводе «Ростсельмаш» в 1946 г. Предназначен для уборки зерновых колосовых культур, одновременно выполняет срезание хлеба, обмолот его, очистку зерна, а также сбор соломы и половы. Представляет собой сочетание модернизированной молотилки комбайна «Сталинец-1» и жатки комбайна «Коммунар» с увеличенной до 4,9 м шириной захвата. Размеры колёс молотилки увеличены, а ёмкость бункера уменьшена до 1,8 м3. Комбайн прицепной, моторный (карбюраторный двигатель У-5МА), Г-образный, с штифтовым барабаном, конвейерно-роторным соломотрясом, двумя очистками. Комбайн выпускался в 1947-1958 гг. Всего изготовлено более 160 тыс. единиц.
Комбайн восстановлен преподавателями и учащимися ГОУ ПУ № 65 г. Новоузенска.
ТХ
Масса, т 5
Длина, м 8,1
Ширина, м 8,7
Высота, м 4,5
Мощность двигателя, л.с. 40
Пропускная способность, кг/с 2,5
Жатка комбайна «Сталинец-6»
Представляет собой платформу с рабочими частями: режущий аппарат, мотовило, транспортер и наклонный элеватор. Режущий аппарат состоит из тройчатых пальцев с пластинками, по которым движется нож. Мотовило обыкновенного типа, 6-планочное. Транспортер представляет бесконечное полотно с укрепленными на нем деревянными планками. Позади транспортера – ветровой щит для предотвращения сдувания колосьев и перебрасывания их за платформу. Наклонный элеватор – два бесконечных полотна, из которых нижним полотном является продолжение платформенного транспортера, подающее срезанные стебли в приемную камеру комбайна.
ТХ
Ширина захвата, м 4,9
Длина, м 7
Ширина, м 7
Высота, м 2
Зерноуборочный комбайн СК-4
Разработан на Таганрогском комбайновом заводе в 1961 г. на базе комбайна СК-3. Предназначен для уборки зерновых колосовых и крупяных культур. Комбайн самоходный, жатка – фронтальная, с шарнирно-подвешенным симметричным корпусом, автоматически копирующая рельеф поля в продольном и поперечном направлениях. Мотовило – универсальное, с пятью граблинами, пригодно для уборки прямостоящих и полеглых хлебов. Двигатель СМД-15К – дизельный четырехцилиндровый, четырехтактный. Комбайн выпускался до середины 1970-х гг. на заводе «Ростсельмаш», Таганрогском комбайновом заводе, Красноярском заводе комбайнов. Всего изготовлено более 850 тыс. единиц.
ТХ
Производительность, га/ч 3,5
Пропускная способность, кг/с 3,7-4
Скорость, км/ч 1-17,7
Длина, м 9,7
Ширина, м 4,2
Высота, м 4
Рабочий захват жатки, м 4,1
Емкость бункера, м3 1,8
Мощность двигателя, л.с. 75
Зерноуборочный комбайн СК-5М «Нива»
Является глубокой модернизацией комбайна СК-4. Предназначен для уборки зерновых колосовых и крупяных культур, кукурузы, подсолнечника и сои. Комбайн самоходный, жатка – фронтальная, с шарнирно-подвешенным симметричным корпусом, автоматически копирующая рельеф поля в продольном и поперечном направлениях. На СК-5 высокий уровень механизации процессов управления и контроля. На комбайне установлены приборы, контролирующие потери зерна за молотилкой, число оборотов барабана, автоматически регулируется скорость движения в зависимости от условий уборки. Двигатель СМД-17К (СМД-18К) – дизельный четырехцилиндровый с турбонаддувом. Комбайн выпускался с 1973 г.
ТХ
Производительность, т/ч 7,2
Пропускная способность, кг/с 5
Рабочая скорость, км/ч 1,04-7,4
Масса, т 8
Габаритные размеры в транспортном положении, м:
Длина 10,9
Ширина, м 5,3
Высота, м 4
Рабочий захват жатки, м 5
Емкость бункера, м3 3
Мощность двигателя, л.с. 100
Трактор «Карлик». Макет
Сконструирован Я.В. Маминым в 1924 г. Предназначен для работы с двухкорпусным плугом и другими прицепными сельскохозяйственными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин. Двигатель трактора – двухтактный, одноцилиндровый с запальным стержнем, работал на сырой нефти. Градирня заменяла радиатор. Муфта сцепления конусного типа. Коробка передач отсутствовала. Главная передача червячного типа. Были изготовлены опытные образцы на заводе «Возрождение» (с 1932 г. – «Коммунист») г. Марксштадт АССР Немцев Поволжья.
ТХ
Масса, кг 1400
Длина, м 2,2
Ширина, м 1,2
Высота, м 1,8
Количество передач вперед / назад 1/1
Мощность двигателя, л.с. 12
Скорость, км/ч 3
Трактор МТЗ-5
Создан на Минском тракторном заводе в 1956 г. на базе трактора МТЗ-2. Предназначен для выполнения работ по уходу за пропашными культурами, пахоты легких и средних почв, предпосевной обработки, посева и уборки зерновых культур. Трактор классической компоновки, имел независимый привод вала отбора мощности, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами, двигатель – дизельный. Выпускался в нескольких модификациях: МТЗ-5М, МТЗ-5Л; МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС (с закрытой кабиной) до 1972 г. Производители: Минский тракторный завод и Южный машиностроительный завод. Всего изготовлено около 650 тыс. единиц.
ТХ
Тяговый класс, т 1,4
Эксплуатационная масса, кг 3190
Длина, м 3,6
Ширина, м 1,9
Высота, м 2,3
Количество передач вперед / назад 10/2
Мощность двигателя, л.с. 32,5
Скорость вперед, км/ч 1,4-22,3
Трактор ДТ-20
Создан на Харьковском тракторном заводе в 1958 г. на базе трактора ДТ-14Б. Предназначен для обработки междурядий в овощеводстве, для транспортных и сельскохозяйственных работ общего назначения, а также для привода стационарных машин. Трактор классической компоновки, с передними ведущими колесами, двигатель – дизельный Д-20. Это один из первых в отечественном машиностроении трактор, на котором устанавливались пневматические шины низкого давления и гидравлическая навесная система. Выпускался в нескольких модификациях до 1969 г. Всего изготовлено около 250 тыс. единиц.
ТХ
Тяговый класс, т 0,6
Конструктивная масса, кг 1460
Длина, м 3
Ширина, м 1,81
Высота, м 1,44
Количество передач вперед / назад 5/4
Мощность двигателя, л.с. 18
Скорость вперед, км/ч 0,87-17,65
Трактор «Кировец» К-700
Создан на Ленинградском Кировском заводе в 1962 г. Трактор повышенной проходимости, предназначен для выполнения на высоких скоростях сельскохозяйственных работ: пахоты, культивации, боронования, сева, лущения стерни с навесными, полунавесными и прицепными машинами. Также применяется на транспортных, дорожно-строительных, мелиоративных и землеройных работах. Двигатель ЯМЗ-238НБ – дизельный восьмицилиндровый с газотурбинным надувом воздуха. Трактор имеет два ведущих моста. Рабочее оборудование включает гидравлическую систему навесного оборудования, механизм навески, узлы для подсоединения с/х машин и механизм отбора мощности. По универсальности К-700 превосходит гусеничные тракторы, так как обладает высокими транспортными качествами. Выпускался в нескольких модификациях. Всего изготовлено около 400 тыс. единиц.
ТХ
Тяговый класс, т 5
Конструктивная масса, кг 11000
Эксплуатационная масса, кг 12000
Длина, м 7,24
Ширина, м 2,53
Высота, м 3,23
Количество передач вперед / назад 16/8
Мощность двигателя, л.с. 215
Скорость вперед, км/ч 2,9-31,7
Трактор «Сталинец-65»
Создан на Челябинском тракторном заводе в 1937 г. на базе трактора «Сталинец-60». Предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. С-65 стал первым советским серийным дизельным трактором. Двигатель М-17 кроме дизельного топлива работал на смеси автола с керосином, запускался пусковым бензиновым двигателем, имевшим ручной и автомобильный электростартеры. Трактор выпускался до 1941 г. Всего изготовлено около 37 тыс. единиц. В период Великой Отечественной войны С-65 использовались в качестве артиллерийских тягачей и буксировщиков.
В экспозиции трактор представлен в сцепке с 152-мм гаубицей Д-1 (кат. 21).
ТХ
Эксплуатационная масса, кг 11200
Длина, м 4,09
Ширина, м 2,42
Высота, м 2,8
Количество передач вперед / назад 3/1
Мощность двигателя, л.с. 65
Скорость вперед, км/ч 3,6-6,97
Трактор ДТ-54
Создан на базе трактора СХТЗ-НАТИ в 1949 г. Предназначен для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных работ, также применялся в других отраслях народного хозяйства. Главным отличием от предшественника явилась замена карбюраторного двигателя на дизельный Д-54, впоследствии на трактор была установлена закрытая кабина. Схема силовой передачи и остов ДТ-54 и СХТЗ-НАТИ в основном не отличались. На ДТ-54 впервые в мире для гусеничных тракторов была установлена гидравлическая навесная система (ДТ-54А). Трактор выпускался до 1979 г. на Сталинградском, Харьковском и Алтайском тракторных заводах. Всего изготовлено около 960 тыс. единиц всех модификаций.
ТХ
Тяговый класс, т 3
Конструктивная масса, кг 5450
Длина, м 4,19
Ширина, м 1,87
Высота, м 2,3
Количество передач вперед / назад 5/1
Мощность двигателя, л.с. 54
Скорость вперед, км/ч 3,59-7,92
Трактор Т-74
Создан на Харьковском тракторном заводе в 1960 г. на базе трактора Т-75, являющегося модернизированным вариантом трактора ДТ-54. Предназначен для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными и прицепными машинами и орудиями на повышенных скоростях. Использовался на дорожных, строительных, и мелиоративных работах в агрегате со специальными машинами и устройствами. Может быть оборудован агрегатами гидравлической навесной системы и независимым валом отбора мощности. Двигатель СМД-14А – дизельный четырехцилиндровый четырехтактный. Трактор выпускался до 1984 г. Всего изготовлено около 880 тыс. единиц.
ТХ
Тяговый класс, т 3
Конструктивная масса, кг 5770
Длина, м 3,83
Ширина, м 1,85
Высота, м 2,33
Количество передач вперед / назад 6/1
Мощность двигателя, л.с. 75
Скорость вперед, км/ч 4,49-11,47
Трактор ДТ-75
Создан на Волгоградском тракторном заводе в 1962 г. Является модернизированным вариантом трактора ДТ-54. Предназначен для работы в сельском хозяйстве с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями на повышенных скоростях, преимущественно в степной и лесостепной зонах. Может быть использован на легких строительных, мелиоративных и других работах в агрегате со специальными машинами и устройствами. Может быть оборудован агрегатами гидравлической навесной системы и валом отбора мощности зависимого типа. Двигатель СМД-14 – дизельный четырехцилиндровый четырехтактный. Трактор выпускался до 1995 г. на Волгоградском и Павлодарском тракторных заводах. Всего изготовлено около 2500 тыс. единиц модификаций ДТ-75 и ДТ-75М.
ТХ
Тяговый класс, т 3
Конструктивная масса, кг 6050
Длина, м 4,1
Ширина, м 1,74
Высота, м 2,3
Количество передач вперед / назад 14/2
Мощность двигателя, л.с. 75
Скорость вперед, км/ч 4,12-10,85
Трактор Т-4
Создан на Алтайском тракторном заводе в 1964 г. Предназначен для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями на повышенных скоростях. Обычная пахота выполнялась пятикорпусным плугом со скоростью 5-7 км/ч. Т-4 обладал большой тягой и применялся для работы на почвах с повышенным удельным сопротивлением, а также на строительных, промышленных и транспортных работах. Трактор может быть оборудован агрегатами гидравлической навесной системы и независимым валом отбора мощности. Двигатель АМ-01 – дизельный шестицилиндровый четырехтактный. Всего изготовлено около 480 тыс. единиц модификаций Т-4 и Т-4А.
ТХ
Тяговый класс, т 4
Конструктивная масса, кг 7600
Длина, м 4,22
Ширина, м 1,95
Высота, м 2,62
Количество передач вперед / назад 8/4
Мощность двигателя, л.с. 110
Скорость вперед, км/ч 3,34-9,17
Трактор СТЗ – 1 (СХТЗ-15/30)
Первый советский трактор массового производства получил марку СТЗ-1, или СТЗ-15/30 выпускался на Сталинградском тракторном заводе. Колесный с.-х. трактор СТЗ-1 (средней мощности по тогдашней классификации) имел удачную и прогрессивную для своего времени конструкцию с простыми, удобными в эксплуатации и приспособленными к массовому поточному производству узлами, что выгодно отличало его от других тракторов того периода, в т.ч. от достаточно распространенного «Фордзона Путиловского» - ФП (в СССР за 1924-1932 гг. было выпущено 49,5 тыс. этих машин). СТЗ-1 делился на 96 групп (для сравнения: в современном тракторе ВТ-150Д их без учета дизеля и некоторых других покупных узлов 35), 6 комплектов и 2 механизма, что давало возможность разбить сборку на много отдельных несложных, доступных для быстрого освоения операций и сократить темп съема тракторов с конвейера.
Освоение производства СТЗ-1 давалось нелегко. Сказывались недоукомплектованность оборудованием, перебои с поставкой материалов и покупных изделий, а главное - недостаток квалификации и опыта как у рабочих, так и у инженеров и руководителей. В 1930г. было собрано всего 1006 машин, в 1931 - 17536. Только в апреле 1932 г. СТЗ освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки, а вскоре и перекрыл ее. Трактор СТЗ-1 оказался весьма удачным: достаточно мощным для того времени, неприхотливым, простым в эксплуатации и ремонте, надежным и пользовался заслуженным признанием механизаторов. В колхозах и совхозах трактор использовался практически на всех видах работ: основной и поверхностной обработке почвы, севе, уборке зерновых, кормовых и технических культур, на приводе стационарных машин и на транспорте. СХТЗ-1 в 1930-1940 гг. был самым распространенным трактором и эксплуатировался до середины 1950 гг.
Трактор С-100 «сотка»
Трактор С-100 предназначен для работы в сельском хозяйстве, на строительстве и транспорте, на лесозаготовительных, мелиоративных н других работах. Он может работать в агрегате с бульдозером, скрепером, кусторезом, корчевателем-собирателем, погрузчиком, краном-трубоукладчиком, плужным канавокопателем, грейдером, подъемным краном и другим оборудованием. Изготовитель - Челябинский тракторный завод, начало серийного производства - с 1 июня 1958 года. Компоновка трактора выполнена по схеме с передним расположением двигателя и задним расположением трансмиссии и кабины водителя. Трактор полурамной конструкции. Полурама состоит из двух штампованных продольных лонжеронов, приваренных к корпусу заднего моста. В передней части продольные балки соединяются с поперечной балкой, представляющей собой переднюю опору двигателя.
Трактор оборудован кабиной закрытого типа, состоящей из металлического каркаса и стальных штампованных передней, задней и боковых стенок. На трактор устанавливается четырехтактный бескомпрессорный предкамерный дизель КДМ-100 высокого сжатия. Особенность мотора трактора С-100 в том, что в нем использовалось предкамерное смесеобразование. То есть форсунки осуществляли впрыск не непосредственно в цилиндр, а в отдельную камеру сгорания, ввинчивающуюся уже в головку цилиндра. Сгорание топливной смеси начиналось в этой камере, а затем уже переходило в цилиндр. Плюсом конструкции мотора служил его простой и устойчивый пуск. Даже в условиях крайнего севера процедура проходила без осложнений. Интересно, что после глубокой модернизации базовой конструкции получившаяся модификация Т-100 при общем улучшении эксплуатационных характеристик заводилась заметно хуже зимой.
Сухой вес трактора С-100 – 11400 кг. Полностью заправленного — 11850 кг. Длина гусеницы – 36 траков, давление на грунт – 0,5 кг/см2. Т-100. Базовая модель, подвергнутая глубокой модернизации. Улучшена эргономика рабочего места, снижен расход топлива до 180 г/л час. Вариация выпускалась с 1963 до 1983 гг. При должном уходе и регулярном ТО, которое в основном заключалось в замене масла через каждые 250 моточасов, машины служили десятилетиями — некоторые трактора первых выпусков работают и сегодня.
Трактор Т-40
Создан на Липецком тракторном заводе в 1961 г. Предназначен для обработки пропашных культур, для уборки урожая, обслуживания животноводческих ферм, транспортных и хозяйственных работ. Наличие заднего и бокового валов отбора мощности, приводного шкива, гидрокрюка, гидравлической навесной системы и специальных мест крепления на раме и переднем брусе позволяет использовать трактор с разнообразными навесными и полунавесными машинами и орудиями, а также с вспомогательным оборудованием: бульдозерами, ямокопателями, погрузчиками и т.д. Трактор классической компоновки, с двумя или четырьмя (Т-40А) ведущими колесами, двигатель – дизельный Д-37М. Выпускался до 1995 г. Всего изготовлено около 1200 тыс. единиц всех модификаций.
ТХ
Тяговый класс, т 0,9
Конструктивная масса, кг 2330
Длина, м 3,66
Ширина, м 1,63-2,1
Высота, м 2,37-2,53
Колея, м 1,2-1,8
Дорожный просвет, м 0,5-0,65
Количество передач вперед / назад 7/1
Мощность двигателя, л.с. 40
Скорость вперед, км/ч 1,62-26,68