Масленица "Широкий разгуляй" (4 день)
Широкий четверг на Масленицу (другие названия: Разгул, Перелом) — начало Широкой Масленицы, когда главное дело все людей — веселиться и развлекаться. В этот день устраивают разного рода развлечения и просто обязательно принимать в них участие, чтобы не только масленичная неделя, но и весь год дарил людям лёгкость и удачу. Тем более после богатой и сытной Лакомки самое то — петь, танцевать, играть и развлекаться.
Подробнее читайте в статье: Широкий четверг на Масленичной неделе: Разгул на Масленицу
Другие названия:
Сырная неделя, Масленая неделя, Масляница, Маслена, Блинница, Мясопуст
Церковное название:
Сырная седмица (Масленица)
Значение:
Проводы зимы и встреча весны; подготовка к Великому посту
Традиции:
Народные гуляния, выпекание блинов, катание на санках, гадания, сжигание чучела, посещение богослужений в храмах
История
Четверг — это символ перелома и смены зимнего периода на долгожданную весну. А Разгулом он называется, так как именно в четверг организовывали самые масштабные и весёлые игры и развлечения. К тому же, наступление четверга означает середину Масленицы, с этого дня начинается Широкая Масленица и стар, и млад начинают самое сильное и раздольное веселье.
Традиции и обряды
Сложно обозначить какими-то конкретными действиями празднование четверга на Руси. В этот день что только не делали. У людей стояла главная цель — нагуляться на предстоящий Великий пост и получить максимум тёплых и запоминающихся эмоций. Поэтому в Разгул организовывали самые разные увеселительные программы.
Ни одно гулянье практически не обходилось без классического штурма городка. Его заранее делали из снега. Смысл этого штурма заключался в том, что «весна» должно было победить «зиму». А вместо этих двух периодов года выступали команды из участников. Так, «весна» нападала на «зиму. Последняя, конечно, отбивалась. Однако исход игры должен был обязательно быть единым — всегда побеждала весна.
Не обходилось и без традиционных катаний в упряжке с конями. Все желающие садились в сани и устраивали покатушки по «солнышку». Если быть точнее — упряжка каталась по часовой стрелке вокруг деревни (по улицам города). Конечно, на Разгул не обходилось без зимних забав, игры в снежки, конкурсов на ловкость и выносливость, прыжков через костёр и т.д.
А самая кульминация наступала, когда начинались кулачные бои. В них участвовали мужчины. Они предварительно собирались на площади и начинали драться стенка на стенку. На сегодня день действительно жестоких и кровопролитных боёв на Масленицу не устраиваю, а вот раньше сражение было таким, что никто никого не жалел.
Стоит отметить, что в кулачных боях большую роль играли правила. Т.е. нельзя было хитрить и придумывать схемы, которые помогли бы выиграть, но нанесли бы существенный вред человеку через обман.
Ну и конечно на Масленицу не обходилось без вкусных блинов и других блюд. Хозяйки устраивали богатое застолье и выносили блинчики на пробу всем, кто принимал участие в активных развлечениях. В народе устраивали масштабные посиделки. Наши предки приглашали за стол всех. Семьи даже устраивали соревнования: кто накроет более богатый стол.
Масленичный четверг поражал количеством развлечений. Считалось, что время нужно провести максимально весело и увлечённо. И дети, и парни, и девушки, и взрослые по традиции отдавали всех себя празднованию и с головой погружались в гуляние. Это могли быть как простые конкурсы или застояль, либо же традиционные веселья и забавы, где нужно было любой ценой завоевать победу. Не обходилось без катания с горок, выступления в масленичных образах, соревнования на силу и ловкость, танцев молодожён с лентами, катания на самодельных каруселях, создания украшения в виде солнца и т.п.
Масленичный столб — традиционная забава, организуемая в Разгул. В Центре города ставили заранее большой и высокий столб, на верхушке которого развешивали различные подарки. Парни и мужчины могли проверить свои силы и достать для любимой девушки (жены) «звезду с неба». Те, кто мог добраться по столбу до верха, получал презент. Как правило, молодцам даётся довольно сложно эта игра, так как покорить столб может далеко не каждый.
Кулачные бои являются символом Масленицы и без них не обходится ни одно празднование. На так называемое «поле боя» выбираются все: от мала до велика. Как правило, все участники делятся на 2 команды — весну и зиму. Так как по традиции боёв победить должна весна, все хотели бы оказаться именно в этой команде. Поэтому при распределении на команды люди зачастую тянули спички или делились на «камень, ножницы, бумага».
Развлечение проходило в 3 этапа. Для начала биться начинали самые маленькие участники, после — молодые юноши и в конце в сражение вступали взрослые мужчины. Было несколько правил, которые нужно было соблюдать при участиии в кулачных боях: не хватать соперника за одежду; не использовать сторонние преднемы; нельзя было бить лежачих.
Главная задача игры была в том, чтобы прорваться в лагерь соперника и захватить своим присутствием их часть поля сражения. Капитаном команды же, как правило, был атаман. Он вёл всех к победе и подсказывал различные допустимые в игре хитрости.
Игры в снежки по праву традиционная зимняя игра, без которой сложно представить её проводы. Когда отмечают Масленицу, обязательное правило — угодить зиме и провести для участников большое состязание. Тут нет победителей и проигравших, любой участник получит удовольствие от такой забавной встречи. Можно также устроить сражение команда на команду. Главное — чтобы был снег, а то снежки гостям лепить будет не из чего.
Стенка на стенку — массовая затея, которая похожа на кулачные бои. Только здесь нужно не драться, а делать всё возможное, чтобы победить общей силой компании другую компанию. Обычно это состязание устраивали в обед, чтобы было светло. Участники игры толкали друг друга, чтобы вытеснить со своей половины игрового поля. Та команда, которая быстрее другой сместиться за центр поля и вытеснит соперника — побеждает и после начинает пышное застолье.
Для этого игры заранее строили крепость (городок). Старались сделать эту конструкцию большой и запутанной, чтобы было как можно сложнее её взять. Для начала игры все люди делились на 2 команды. Одни выступали в роли захватчиков, другие — защитников крепости. Важно, что для игры по старым традициям брали только мужчин, так как они сильнее и не бояться физических сложностей. Сама крепость выглядела как несколько больших сооружений из снега и льда, которые впереди имели двери, ворота. Для красоты на стенках крепости делали фигурки и вешали тематические украшения. Захват происходил забавно: снежки, лопаты, мётлы, ветки и прочее, что попадалось под руку. Если хотя бы одному игроку из команды захватчиков удавалось прорваться сквозь ворота — крепость взята. Но каким бы ни был исход, в конце все участники разрушали крепость для забавы и веселья.
Это довольно забавный обычай, который делают из года в год. Однако для «ледяного коня» нужны мастера, которые смогут смастерить за пару дней до четверга полноразмерное чучело лошади из соломы. Суть была в том, что готовое чучело ставили на сани, выливали на него несколько вёдер воды. Это нужно было для того, чтобы за ночь соломенное чучело стало ледяным. Утром коня разукрашивали — рисовали глаза, вешали украшения и т.п. На готовом коне мог прокатиться любой, кто хотел. Считалось, что если прокатиться на ледяном коне — ждёт счастье человека.
Через костёр прыгают не только на Ивана Купалу. На Масленичной неделе тоже принят этот обычай. И прыгают обычно не через тот костёр, который горит в результате сожжения чучела. В четверг разводят небольшой костёр на окраине деревни (города), где собираются все желающие от мала до велика. Далее начинаются традиционные прыжки. А влюбленные пары прыгали вдвоём, если руки не разорвались — ждёт их ближайшее счастье и свадьба.
Катание на санях — традиция, которая пользовалась популярностью не только в четверг. Это забава была востребована каждый день. И молодые, и женатые, и взрослые катались на санях по деревне или городу, наслаждаясь пейзажами, распевая песни и зазывая всех на забавы и веселья. Считалось хорошей приметой, если выйдя из дому по дороге удавалось встретить весёлых празднующих на санях.
140