Перунов день
Перунов день – праздник древних славян, что приходился на 2 августа. По сути, празднества продолжались не один день, а две недели – с 20 июля по 2 августа. Период празднования начинался с 20 июля до первых дней последнего летнего месяца. В этот период совершались жертвоприношения богу, чествовали людей, находящихся под его покровительством.
Перун считался богом, которого особенно почитали в древности славяне, а поклонялись ему и воины, и земледельцы, и ремесленники. Перунов день был одним из самых ярких народных праздников.
Значение:
одним из самых ярких народных праздников почитание бога Перуна
Традиции:
воинские обряды, освящение оружия и оберегов, испытание новых воинов, жертвы богу
История
Перун, Бог молний и грома, сын Сварога, Покровитель воинов, карающий за неисполнение законов, Защитник Яви и, что немаловажно, податель мужской Силы. Говорят, что в день праздника Купала, в самый светлый день середины лета, истончаются границы миров и Навь просачивается к нам самыми злобными испарениями.
В тот раз проник в Явь один из самых из ужасных — Скипер-Змей, «велик и страшен, как бежал Кара-Скипер, лютый зверь — Мать-Земля колыхалась, в море синем вода взбалмучивалась, а крутые берега шатались». Навья сила нарастает в течении сорока дней после светлого праздника Пернуна и приближается к зениту. Считали предки наши, что выезжает в этот день Бог Перун на свою ежегодную битву с порождениями Нави. Живой Бог Перун каждый год, вооруженный своими молниями, выезжает на небо, чтобы поразить своим светлым гневом навий темного мира, и, спасаясь от грома и молний, которые в этот день бороздят небо, пытаются скрыться под видом животных в домах людей!
Перуна почитали как бога-воина и, конечно, своим покровителем его считали люди, занятые на службе в войске, однако это не значило, что крестьяне, ремесленники, простые жители деревень и городов не могли выразить почтение тому божеству.
В Перунов день чествовали людей, кто по роду деятельности находился под покровительством Перуна, а именно – воинов, охотников, кузнецов, портных, пчеловодов. Праздник этот олицетворял собой победу света над мраком, силу огня и доблести, проявленной Перуном во время его легендарных сражений.
Этот день наши предки не могли представить без специальных обрядов и магических ритуалов, помогающих призвать помощь и защиту могущественного и грозного покровителя – Перуна. Этот бог считался воином и главным хранителем порядка в мире. Некогда он сумел победить самого Скипер-Зверя, грозившего уничтожить всё сущее.
Традиции и обряды
Празднование начиналось с добычи живого огня — так называли огонь, добытый с помощью трения. Обрядовый костер зажигали только от него. Как правило, добычей огня занимались жрецы, иногда самые старые мужчины в поселении.
Утром проводился зачин — общий сбор всех мужчин поселения. Каждый из них должен был иметь оружие, подходящее по статусу — воины приходили с мечами, земледельцы — с топорами и ножами, охотники — с луками и гарпунами. После зачина было торжественное шествие с песнями и оружием. После славлений Перуну, воины приступали к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, клали мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. После славлений и принесения требы оружие укладывали возле капища и произносили особые слова для благословления оружия. По легендам, именно этот обряд сделал русскую армию непобедимой.
После завершения воинских обрядов на бревна для ритуального костра устанавливалась деревянная ладья с угощениями для Перуна. Разводить ритуальный костер имел право только жрец или волхв. Над пламенем этого костра освящались обереги для воинов, призванные защитить в сражении от смерти и ранения.
В жертву приносился бык, а за неимением оного — петух. На жертвенной крови заговаривалось оружие, жрец мазал кровью чело каждого воина, после чего те надевали на голову красные повязки.
После над костром насыпался курган, на нем и проходил ритуальный бой, символизирующий сражение Перуна и Велеса, посвященный победе Перуна над Велесом (Перун побеждал Велеса и возвращал стадо небесных коров). Однако эти боги никогда не враждовали всерьез, поэтому сражение было шуточным. По окончании боя воины несли ладью с дарами и ставили на краду. Старейшина, раздевшись, поджигал краду. После того, как костер прогорал, воины насыпали над пеплом могилу и начинали тризну (обрядовые бои на могиле).
Затем совершалась страва, на которой поминали всех павших славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мед, красное вино, пиво, квас. Игрища начинали со взятия «городка».
Для будущих воинов жрецы проводили ряд испытаний. Юноша должен был погрузиться с помощью служителя Перуна в мир Нави, а затем благополучно вернуться оттуда. Затем предстояло пройти дорожку из раскалённых углей, после чего молодым воинам предлагали найти дуб в лесу, ориентируясь лишь по приметам, лесным тропками звукам зверей и птиц. Еще отгадать три загадки — абсолютно любые, на выбор жреца или опытного воина с хорошей славой. Тех, кто не справился с загадками, закапывали в землю. На самом деле испытание было не на сообразительность, а на способность помочь товарищу. Такие испытания закаляли силу воли и дух юношей, становились проверкой доблести и мужества. Если участник не прошел испытания, его ожидала судьба мирного жителя своего государства — земледельца, скотовода или ремесленника.
Только после посвящения жрец разрешал остальным жителям поселения присоединиться к празднованию в честь славянского бога-громовержца. Второй этап праздника, на котором присутствовали все без исключения жители окрестностей, начинался с шуточных боев и игрищ.
Затем наступало время для пира. За праздничным столом поминали воинов, павших в бою. Если кандидатов в воины было много, то пир переносился на следующий день. На стол подавали творог, дичь, курицу, говядину и каши. Пить полагалось квас, пиво, мед и красное вино.
В этот день отдавали предпочтение воинским утехам, но не забывали о делах любовных. Волхвы советовали провести ночь после праздника с женщиной. Считалось, что плох тот воин, который одерживал победы только над врагом.
Как и многие древнеславянские праздники, Перунов день был привязан к календарю земледельческих работ. Отмечали его 2 августа, и с этого дня начинались покосы. До праздника Перуна принято было заканчивать покос сена и сбор урожая. А вот после праздника можно было начинать на полях подготовку к посадке озимых культур.
С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины. В старину верили, что обливания холодной водой изгоняют из человека все болезни, сглазы и порчи. Обливаться нужно утром, стоя босыми ногами на земле. Считалось, что в этот период нужно очистить душу от всего дурного и тёмного. В Перунов день народ отправлялся к рекам и озёрам, чтобы искупаться – очищение было одним из главных ритуалов, касалось как души, так и тела.
Одним из самых любимых в народе ритуалов был запуск огневицы. Так называли небольшой самодельный лот, на который устанавливали свечу. Его несли к реке, а перед отправкой огневицы вниз по реке загадывали желание. Наши предки верили, что оно непременно исполнится.
В честь бога грома и молнии изготавливали громничные свечи, которым затем пользовались на протяжении всего года. В народе говорили, что в таких предметах заключена добрая сила самого Перуна.
В Перунов день принято было заготавливать обереги. Священным деревом бога считался дуб. А для защитного талисмана находили могучего великана, в которого некогда попала молния. Из такого дуба вырезали обереги с символом Перуна. В качестве защиты дома можно было использовать обыкновенный гвоздь. Его забивали в косяк так, чтобы он не загнулся. После нехитрого ритуала произносили слова заговора с призывом к богу.
Перунов день был одним из самых важных праздников в году. Плохой приметой считалось работать в этот день. Люди верили, что тот, кто решится заниматься делами во время торжеств, посвящённых Перуну, может навлечь на себя гнев бога. Заниматься жатвой и вовсе было запрещено – считалось, что Перун может сжечь молнией всё поле.
А вот в волчьих местах напротив – открывались сезоны охоты. Даже существовала поговорка о том, что с Перунова дня охотникам раздолье – разрешено ходить в лес на волка. Если же в праздник удастся затравить зверя – охота весь год будет удачной.
Кстати, несмотря на открытие сезона охоты, людям (за исключением охотников) не рекомендовали в одиночку бродить по лесу. В народе рассказывали, что в эту пору птицы и звери являются не теми, кем могут показаться. В них могли преображаться злые духи.
Считалось, что в Перунов день нельзя смотреть на солнце, находясь рядом со своим домом – иначе тёмные силы смогут проникнуть в жилище, когда светило ослепит человека.
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице, и который, по сути, просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.
Приметы и поверья
Дождь пошел — стоит ждать беды.
Если в этот день сухо и тепло — в ближайшее время погода будет теплой.
Вороны начали каркать на Илью — жди плохой погоды.
В этот день не ходят в лес за грибами, иначе можно наткнуться на неприятности.
Птицы начали обустраивать гнездо неподалеку от реки — будет хорошая погода.
Гроза в этот день предвещает скорые пожары.
Сенокос необходимо закончить до этого дня, в противном случае никакой хорошей работы ждать не стоит.
Стоит смотреть на Солнце в этот день только после того, как вы отошли от своего дома на несколько метров, иначе оно ослепит вас, и в ваше жилище проникнут темные силы.
В этот день животные могут быть не теми, за кого себя выдают. Это могут быть злые духи, которые бегут от Ильи и прячутся в вашем доме. Именно поэтому нельзя второго августа впускать к себе домой животных, а своих — нельзя выпускать.
Сколько звезд на небосводе увидел — столько будет теплых дней в этом году.
367