В г. Балашов на двух кладбищах есть уникальные памятники на могилах военных - металлические конструкции из труб в виде обелисков. Все эти конструкции на могилах - каркасы фюзеляжей фронтового истребителя Як - 1. Сбитые, потерпевшие катастрофы самолеты ремонтировались на 401 Центральной рембазе ВВС КА в городе Балашове. Этих типов самолетов больше всего прошло через это предприятие. К 1944 году их было выпущено 8721 единиц. Большая часть на заводе № 292 - Саратовском авиационном.
Списанные части боевых фронтовых истребителей нашли неожиданное применение в виде памятников на могилах военных. А особый сплав материала труб - хромансиливый, обеспечил сохранность их до наших дней. Этот сплав обладал исключительными антикоррозионными свойствами. Один из памятников в виде пирамиды из труб отличается от других. По мнению сотрудников Центрального музея ВВС это может быть винтовой авиационный подъемник. Кто покоится под ним неизвестно. Только три памятника из 8 сохранили свои имена. Один из них Герою Советского Союза Обухову Василию Михайловичу.
Информацией поделился Сергей Рудичев
Федеральное государственное унитарное предприятие «Рембаза» МО РВ, создан в марте 1933 в г. Балашове Саратовской области как «Ремонтный завод № 88 Гражданского воздушного флота» (ГВФ) с задачей ремонта самолетов и моторов для нужд народного хозяйства и спецавтотранспорта для аэродромного обслуживания.
В сентябре 1939 Решением Государственного Комитета Обороны СССР «Ремонтный завод № 88 ГВФ» передан в Наркомат Обороны Красной Армии и получает наименование «Балашовские авиационные мастерские» с задачей ремонта самолетов, авиамоторов, спецатотранспорта для нужд Военно-Воздушных Сил Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Балашовские авиамоторные мастерские выполняли боевую задачу по ремонту самолетов, авиамоторов для фронтовых полков и летных училищ. В марте 1943 «Балашовские стационарные авиаремонтные мастерские» выведены из состава действующих Армий и получили наименование «401 Центральная авиационная ремонтная база ВВС Красной Армии».
Каждый четвертый самолет, каждый пятый мотор от общего количества, отремонтированных в годы Великой Отечественной войны всеми стационарными ремонтными органами ВВС КА, были отремонтированы в цехах Балашовской «401 Центральной авиаремонтной базы».
В феврале 1952 «401 Центральная авиационная ремонтная база» реорганизуется в «129 Авиационный ремонтный завод».
В октябре 1962 «129 Авиационный ремонтный завод» передан в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и переименован в «Центральный ремонтный завод РВСН».
129 ЦРЗ РВСН был единственным заводом, освоившим и производившим капитальный ремонт двухступенчатых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) 8К64У-УБ, 8К67 и ракеты 8К84.
Одновременно с производством капитальных ремонтов сложной военной техники завод освоил серийное изготовление учебно-тренировочных средств для обучения расчетов.
В настоящее время ФГУП «Рембаза» МО РФ – головное предприятие по изготовлению, ремонту и гарантийному надзору по системам охраны объектов РВСН.
В последние годы было освоено новое семейство тренажеров на базе микропроцессорной техники по заказам боевой подготовки РВСН.