Первые стоянки древних людей в степном и лесостепном Поволжье появляются в среднем палеолите — в эпоху мустье (120— 40 тыс. лет до н. э.), или первобытного человеческого стада — праобщины. Эпоха мустье связывается с существованием неандертальского человека, а верхний (поздний) палеолит с людьми современного антропологического типа —кроманьонцами. В целом климат мустьерской эпохи был холодный. Донской ледниковый язык доходил в Саратовском правобережье до р. Медведицы. В приледниковой зоне концентрировалось большие стада крупных животных, на которых охотились люди. Они занимались присваивающими видами хозяйства: коллективной загонной охотой на крупных животных, собирательством и рыболовством.
Геологическая история Саратовской области | Древнейшая история Саратовской области | Средневековая история Саратовской области
Человеческие коллективы жили на открытых стоянках, в постройках из жердей и шкур крупных животных, отапливаемых при помощи очагов. Люди умели добывать огонь, готовить с его помощью горячую мясную и другую пищу, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и дерева, шили одежду из меха и кож. Плотность населения тогда была очень низкой, 5-7 человек на 100 км2. Суровые условия жизни приводили к высокой смертности, особенно детской и женской. Средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет.
В этот период на смену неандертальцам появляются кроманьонцы - люди современного антропологического типа. Какое-то время эти два типа людей жили одновременно. Затем неандертальцы, представлявшие тупиковую ветвь развития человечества, были вытеснены.
Стоянки — мастерские Озинского р-на сконцентрированы на обширных склонах горы «Синей», являющейся отрогом Южного Общего Сырта. На юго-западном склоне горы открыта стоянка Непряхино-I. Это древнейшее поселение первобытных людей степного Волго-Уралья находится на правом берег р. Б. Чалыкла. Непряхинская стоянка располагается на богатейших выходах кварцитового пласта и носит производственный характер. Здесь осуществлялось расщепление и изготовление заготовок для каменных орудий, главным образом ножей и наконечников. Единичные кости животных принадлежат бизону, носорогу, лошади и мамонту. Непряхинское объединение горных мастеров специализировалось на массовой добыче кварцитового сырья открытым способом, снабжало им крупную территориальную палеолитическую округу.
В обработке камня всё большее значение приобретает микролитическая вкладышевая техника, доминирующими становятся геометрические микролиты - это небольшие каменные изделия размером 2-3 см, которые в основном использовались в качестве вкладышей-лезвий костяных и деревянных основ орудий труда, в виде треугольников, трапеций, сегментов и т. п. Если ломался один вкладыш, его можно было заменить другим. Они обычно служили в качестве наконечников стрел, гарпунов и рыболовных крючков.
В Саратовской области мезолитические микролиты чаще всего происходят с разрушенных стоянок и местонахождений, обычно расположенных на песчаных возвышениях в окрестностях г. Энгельса (Орловская) и г. Хвалынска (Старая Яблоновка и др.). Мезолитические стоянки открыты в широкой пойме Хопра близ города Балашова (Инясево, Рассказань) и в бассейне р. Малый Узень (Питерский р-н).
С неолитом связаны изменения в способе производства, получившие название «неолитической революции». Появляются производящие виды хозяйства – земледелие и скотоводство, что сделало более устойчивым существование человеческих сообществ. Значительные изменения коснулись первобытной техники. Люди научились шлифовать, сверлить, пилить камень. Другим крупным достижением было изобретение способов получения тканей из растительных волокон (конопли, крапивы) и шерсти. «Неолитическая революция» вызвала огромные перемены в жизни: росло население, возник ряд новых отраслей производства, произошли изменения в быте людей. Появились излишки производства, что в дальнейшем способствовало постепенному развитию имущественного неравенства и впоследствии привело к разложению первобытно-общинного строя.
Наиболее известным памятником этой эпохи в нашем регионе является стоянка у села Варфоломеевка в Александровогайском районе на берегу реки Малый Узень. Стоянка датируется V – IV тыс. до н. э. Толщина напластований, насыщенных остатками деятельности человека (культурный слой), здесь свыше двух метров. На стоянке обнаружены остатки жилищ, углубленных в землю. При их сооружении применяли столбовую конструкцию крыши и стен. Пол и стены были выкрашены красной охрой (минеральной краской). При раскопках собрано большое количество фрагментов керамики, изделий из камня и кости, некоторые из которых украшены орнаментом. Обращают на себя внимание вырезанные из кости фигурки лошади, выполненные в реалистической манере. Загадкой для археологов является находка на полу жилища медной пластинки. Скорее всего, она поступила из какого-то далекого металлургического центра.
По своему материалу Варфоломеевская стоянка занимает одно из ведущих мест среди памятников позднего каменного века Восточной Европы. Ее материалы свидетельствуют о высокой культуре, сопоставимой с раннеземледельческими цивилизациями. Жители этой стоянки и ряда других родственных по культуре поселений, обнаруженных в степном поясе от Урала до Дона, принадлежали к европеоидному антропологическому типу.
На правом берегу Волги раскопаны два грунтовых энеолитических могильника. Один из них находится в окрестностях села Алексеевка (под Хвалынском), другой — против города Маркса на территории Хлопкова городища. В захоронениях обнаружены окрашенные охрой скорченные костяки. Среди могильного инвентаря — костяные гарпуны, крючки, кремневые орудия, остродонные глиняные сосуды. Особый интерес представляют несколько медных подвесок и браслетов из Хвалынского могильника. Анализ металла показал, что медь была привезена из балканских металлургических центров. Оба могильника относятся к первой половине IV тыс. до н. э.
Эталонные грунтовые могильники хвалынской энеолитической культуры открыты на правом берегу Волги около с. Алексеевка Хвалынского р-на и с. Березняки («Хлопков бугор») Воскресенского р-на. В первом Хвалынском могильнике сохранилось 158 костяков. Большинство погребений безынвентарные, скелеты обычно лежат на спине в скорченном положении. Захоронения одиночные и коллективные (одноярусные и многоярусные), встречаются вторичные и расчлененные, скорченные на боку и в сидячем положении.
В Заволжье энеолитические памятники известны больше. Это стоянки на реке Челыкле близ рабочего поселка Озинки, на реке Большой Узень у села Орошаемого, на реке Торгуне у села Кумыска и др. На раскопанной у села Алтата стоянке было найдено более 800 предметов, среди которых кварцитовые наконечники стрел, проколки, скребки, кости животных, обломки украшенной узорами керамики.
В отдельных погребениях или рядом с ними располагались жертвенники («тризны») с костями крупного и мелкого рогатого скота, а также лошади. В погребальном инвентаре есть костяные и каменные украшения, кремневые стрелы и тесла, ножевидные пластины, костяные гарпуны и глиняная зооморфная статуэтка. Костюм «знатных» мужчин расшивался сотнями плоских бусин из створок раковин или мягкой породы камня. В некоторых случаях для украшения одежды использовалось более 1500 таких бусин. Отдельные предметы являются символами — знаками элитарной власти: каменный топор — молот с выступами по бокам втулки и скипетры в виде головы лошади, с имитацией мягкой ременной узды.
Тогда же в середине IV тыс. до н. э. древние скотоводы Волго-уральского междуречья начали возводить первые погребальные курганы. К их числу относят некоторые захоронения на территории Энгельсского и Ровенского районов.
Стоянка алтатинской культуры позднего энеолита расположена около с. Алтата (Дергачевский р-н) на берегу одноименной степной речки. В культурном слое обнаружены створки речных раковин, куски мела и охры, многочисленные кости животных, фрагменты лепной керамики, следы от «прокалов», преимущественно кварцитовые орудия. Здесь найдено очень много костей домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот, лошадь. Иногда кости животных концентрировались скоплениями, среди которых есть зубы лошади. Позже алтатинских памятников бытовала репинская культура энеолита — ранней бронзы, характеризуемая преимущественно курганными захоронениями. Обычно репинские памятники датируют концом IV тыс. до н. э.
Возможно, племена ямной культуры создавали мощные племенные объединения, о чем свидетельствуют их военные походы в направлении Балканского полуострова и Средней Азии. От Средней Волги и Приуралья до Каспийского и Черного морей было установлено определенное культурное единство.
Хозяйство ямных племён основывалось на выпасе мелкого рогатого скота — овец, использовались также крупный рогатый скот и лошадь. Скотоводы ямной культуры вели подвижный образ жизни. Насыпи курганов перекрывали одиночные и коллективные могильные ямы, прямоугольной формы. Покойников обычно помещали скорченно — на спине. Погребенных и дно могил посыпали красной охрой и мелом. Могила перекрывалась деревянными бревнами или плахами, на дне подстилка из органического материала. Большинство ямных захоронений не содержит инвентаря. В виде исключения изредка встречается круглодонные и яйцевидные сосуды, медные изделия, кремневые скребки, песты, топоры и др. Медных и бронзовых изделий в ямной культуре немного: шилья, ножи, подвески, тесла, долота. Отдельные погребения, для которых сооружались крупные индивидуальные курганы и обширные могилы, с дорогим и разнообразным инвентарем, можно отнести к руководителям патриархальных родовых групп. В степи Заволжья поступают медные сплавы бронзы из металлургических центров Северного Кавказа, в виде слитков и готовых изделий. Ямные курганные могильники открыты в Воскресенском (с. Медянниково), Ровенском (пос. Ровное), Марксовском (Бородаевка), Советском (Крутояровка) районах, близ г. Энгельс и в других местах.
С конца III тыс. до н. э. получает распространение новая культура – катакомбная. Такое название эти племена получили от археологов — по обычаю в одной из стенок могильной ямы устраивать нишу-катакомбу, в которой и хоронили умершего. Встречаются погребенные с искусственно деформированными черепами, имеются захоронения мастеров по обработке металлов и изготовлению снаряжения лучников. Древние индоевропейцы, населявшие наши степи, оставались, в основном, скотоводами, хотя находка медного серпа указывает и на знакомство с земледелием.
Умерших хоронили в катакомбах — нишах в стенках грунтовых ям. Вход в катакомбу закрывали вертикально поставленной бревенчатой стенкой — закладом. Индивидуальные, парные и коллективные захоронения обычно совершались в скорченном положении. Особые обрядовые группы образуют расчлененные, вторичные погребения и кенотафы (могилы без скелета человека). Рядом с погребениями часто располагались тризны — принесённые в жертву животные. По сравнению с ямной культурой, в обиходе племен эпохи средней бронзы отмечается более широкое внедрение и использование металлических изделия.
В Саратовском Поволжье в это время распространяются курганные и грунтовые могильники, селища, преимущественно, двух автохтонных скотоводческих культур: волго-донской катакомбной и полтавкинской. Здесь также представлены древности вольской и среднедонской катакомбной культуры. Полтавкинские древности преобладают в Заволжье, а в Правобережье — памятники волго-донской катакомбной культуры. Они открыты около сел: Белогорское, Мордовое, Нижняя Банновка (Красноармейский р-н), Сторожовка (Татищевский р-н), Светлое Озеро (Озинский р-н), Бородаевка (Марксовский р-н), Усть-Курдюм (Саратовский р-н) и др. В пограничье степи — лесостепи Нижнего и Среднего Поволжья известны поселения и редкие погребения вольской культуры. Поселение, давшее название этому типу памятников находилось в г. Вольске, на хребте возвышенности — «Попово блюдечко».
На каждом поселении было несколько полуземлянок. Они в разных районах были различны и по форме, и по конструкции. Но везде для устройства жилища вдоль стен и по центральной линии ставили столбы, которые поддерживали двухскатную крышу из бревен, утепленную сверху землей. Были и хозяйственные постройки: для содержания скота, возможно, запасов сена и топлива, под мастерские (например, кожевенные, металлообрабатывающие). На таком поселении жила одна большая патриархальная семья.
Покровская культура начала эпохи поздней бронзы (XX—XVII вв. до н. э.) представлена серией выразительных курганных могильников. Известны захоронения на грунтовых некрополях и селища. Культура названа по курганному некрополю, открытому на окраине г. Энгельса (Покровска). Курганы с покровскими захоронениями исследованы близ сел: Березовка и Терновка Энгельсского р-на, Натальино Балаковского р-на, Бородаевки Марксовского р-на, Максимовки Базарно-Карабулакского р-на и др. Выделяются социально-значимые, престижные захоронения вождей-воинов или лидеров с разнообразным инвентарем, принадлежавшие представителям элиты общества. В них особенно выразительны бронзовые литые ножи-кинжалы и наконечники копий (с. Медянниково Воскресенский р-н, ст. Карамыш Красноармейский р-н, с. Березовка Энгельсский р-н и др.), каменные и бронзовое навершия жезлов — булавы (с. Натальино Балаковский р-н), костяные детали конской узды — псалии, колчанные наборы лучников.
Более многочисленны селища и курганные могильники срубной культуры, распространяются в XVII—XV вв. до н. э. Наиболее изученные из них расположены близ: п. Ровного, сел Успенки и Преображенки (Пугачевский р-н), Мирное (Красно-Кутский р-н), Большой Дмитриевки (Вольский район), Медведицкого (Петровский р-н), Алай (Балтайский р-н), Низовки (Самойловский р-н) и др. Крупнейший грунтовой могильник исследован на окраине с. Смеловки в Энгельсском р-не. Тогда существенно увеличивается численность народонаселения, происходит первый крупный демографический «взрыв». Жилища представляли собой каркасно-столбовые конструкции типа полуземлянок, с двускатной кровлей.
Выделяются престижные захоронения вождей и воинов с богатым и разнообразным инвентарем: бронзовыми кинжалами, наконечниками копий, бронзовыми и каменными навершиями булав, деталями конской узды, наборами лучников. Для военных походов стали использоваться легкие повозки – колесницы, запряженные лошадьми. Особенно широкую известность в науке получила находка лепного сосуда эпохи поздней бронзы, с уникальным рисунком повозки — колесницы из кургана срубной культуры на реке Сухая Саратовка (окраина г. Энгельс).
Заключительный этап эпохи поздней бронзы (XV — начало X вв. до н. э.) представлен в основном селищами и единичными погребениями общности валиковой керамикой. О развитой металлообработке этого времени свидетельствует Перелюбский клад медных серпов, обнаруженный на левом берегу р. Камелик, содержавший16 широких серпов, общим весом 6 кг. К этой же культуре относится уникальный и крупный Сосново-Мазинским клад бронзовых изделий. Он случайно обнаружен в 1901 г.крестьянином во время весенней вспашки своего поля, в горах «Кучугурах» (с. Сосновая Маза, Хвалынский р-н). Клад весил около 20 кг, почти все вещи не были в употреблении. Они предназначались для переплавки и обмена. До наших дней от клада сохранилось 84 предмета. Большинство вещей составляют серпы - косари с отверстиями в тупой части, пять из которых были сломаны в древности. Есть крупные кинжалы с металлическими ажурными рукоятями, кельты, долото и кусок меди.
Сформировавшаяся в Волго-уральском междуречье срубная культура распространила свое влияние на громадные пространства степей и лесостепей Восточной Европы.
Поселения культуры валиковой керамики исследованы около сел: Ивановка (Хвалынский р-н), Пристанного (Танавское городище, Саратовский р-н), Новая Покровка (Вольский р-н), Мордовое и Сосновка (Красноармейский р-н), Смеловка (Энгельсский р-н). В Новой Покровке выявлены остатки одной, а в Смеловке — трех крупных полуземляночных построек.
Накануне раннего железного века резко сокращается число поселений и могильников. В степях Восточной Европы от северного Причерноморья (от устья Дуная) и до левобережья Волги распространяются древности киммерийско-черногоровского времени. Их связывают с погребениями черногоровской культуры начала I тыс. до н. э. Эту обширную зону стала заселять общность племен, занимавшаяся кочевым образом жизни, ведущими типами могильных сооружений которой являлись подбои и грунтовые ямы, вытянутые и скорченные захоронения. В Саратовском крае переходный период от финальной бронзы к раннему железному веку, характеризуют немногочисленные грунтовые и курганные погребения (села Усть-Курдюм и Сабуровка Саратовский р-н; с. Букатовка Воскресенский р-н; Мирное Ровенский р-н и др.) и отдельные местонахождения предметов.
Сарматы были воинственным народом. Они постоянно совершали набеги на своих ближних и дальних соседей. Почти во всех погребениях мужчин находят оружие, ибо все взрослое мужское население было воинами. В крупных военных походах первоначально участвовали и незамужние женщины. В сражении сарматские девушки должны были убить трех врагов, чтобы получить Сарматский воин, право выйти замуж. Позднее этот обычай исчез.
Сарматы жили родоплеменным строем. У них были ярко выражены пережитки матриархата, постепенно исчезавшие. С развитием кочевого скотоводства родовые группы разделяются на богатых и бедных, возникает частная собственность. Выделившаяся аристократическая верхушка все более усиливается, стремится к приобретению новых богатств. Создаются предпосылки для образования классов.
В этих условиях война становится их постоянным занятием. Племена объединяются в крупные, мощные союзы. Особенно сильной политической и военной силой были союзы сираков, языгов, аорсов, Роксоланов и других сарматских племен. Войны, которые раньше велись для защиты своей территории, теперь ведутся ради грабежа и обогащения. У сарматов складывается строй военной демократии.
В разрушенном кургане у села Ново-Привольного Ровенского района найдена целая коллекция предметов в зверином стиле. Особенно богато были украшены кабаньи клыки. На них вырезаны рисунки хищников, лося, кабанов, а в центре одного клыка — изящная фигура оленя с ветвистыми рогами. Бронзовые бляшки конской сбруи отлиты в виде фигурок волка, медведя, головок копытных животных и орла-грифона. На золотой пластине из Сусловского кургана в Советском районе была запечатлена лежащая пантера. Все изображения животных пластичны и динамичны, свидетельствуют о высоком мастерстве их исполнителей. Звериный стиль носил магический характер.
За 800 лет пребывания сарматов на земле Саратовского Поволжья у них изменились и религия, и обычаи. Если с I века до н.э. по II век н.э. они сооружали бескурганные погребения, зарывая тела умерших, то со II века н.э. они поступали иначе: в неглубокой могиле сжигали тело умершего в костре, а затем насыпали над могилой курган. На территории нашего края раскопано значительное количество погребений рядовых сарматов с мечами, кинжалами, наконечниками стрел, а иногда и совсем без вещей, с одним глиняным сосудом в головах и заупокойной пищей. Лишь вождей хоронили с дорогими вещами и драгоценностями. В сарматском обществе шел быстрый процесс социального расслоения, первобытнообщинный слой распадался. Поздние сарматы. Курганы близ с. Большая Дмитриевка. Лысогорский р-н.
Сарматы участвовали в формировании ряда народов. Потомками позднесарматского аланского союза племен являются современные осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта.
В лесостепной части Хопра и на его притоках Карай и Ворона были выявлены необычные для наших мест памятники – поселения и могильники с весьма своеобразным обрядом трупосожжения. Изучение находок позволили отнести их к племенам постзарубинецкой культуры (праславянам), обитавшим на юге лесной зоны Восточной Европы во II – III вв. н. э. Праславяне, как и городецкие племена, вели комплексное хозяйство. В религии праславян и ранних славян особое место играло поклонение огню – источнику тепла и жизни, имевшему значение очищающей силы. На поселениях, выявлены два жилища, близкие по форме к квадрату и имевшие каркасно-столбовую конструкцию. Внутри был углубленный в землю очаг. Рядом с постройками находились хозяйственные ямы. В одном из жилищ обнаружены куски шлака и бронзовый пирамидальный колокольчик. Но особенно много находок фрагментов вылепленной от руки посуды: грубой (кухонной, хозяйственной) и лощеной (столовой). Это корчаги, миски, а также обломки больших красноглиняных амфор северопричерноморского происхождения.
С ними связывают археологические памятники инясевского культурного типа, открытые в лесостепном Прихоперье. Названы они так по уникальному грунтовому могильник II—III вв. н. э. близ села Инясево Романовского р-на. В нем обнаружены остатки кремации протославянской культуры «полей погребений». Сожжение умерших происходило в стороне, затем остатки несгоревшей утвари закапывали в небольшие, неглубокие ямки. Инвентарь в погребениях беден. Это фрагменты глиняной посуды, подвески, пряжки из металла, глиняные пряслица, остатки кольчуги и Другие предметы со следами пребывания в погребальном костре.
Открытые на саратовской земле постзарубинецкие (праславянские) памятники относятся ко II—III векам н. э. Следовательно, в это время в Прихоперье обитали ираноязычные сарматы, финно-угорские племена городецкой культуры и пост-зарубинцы (праславяне).
В конце IV в. н. э., в эпоху «Великого переселения народов» Восточная Европа подверглась вторжению кочевых и воинственных гуннских племен.