Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Сегодня: 28 Апреля Воскресенье
Вербное воскресенье
Пудов день
Древнейшая история Саратовской области Древнейшая история Саратовской области

Древнейшая история Саратовской области

Главная >> Путеводители >> Путеводители по области >> Древнейшая история Саратовской области

Древнейшая история Саратовской области

Древнейшая история Саратовского Поволжья прослеживается от первобытности до XIII в. Древнейшие палеоантропологические находки, каменные орудия и стоянки первобытных людей относятся к переходному типу памятников от финальной части эпохи мустье — к верхнему палеолиту.

20.01.2024 21:21

Древнейшая история Саратовского Поволжья прослеживается от первобытности до XIII в. Древнейшие палеоантропологические находки, каменные орудия и стоянки первобытных людей относятся к переходному типу памятников от финальной части эпохи мустье — к верхнему палеолиту. С гуннского нашествия и до позднего средневековья господствуют тюркоязычные кочевники.

Первые стоянки древних людей в степном и лесостепном Поволжье появляются в среднем палеолите — в эпоху мустье (120— 40 тыс. лет до н. э.), или первобытного человеческого стада — праобщины. Эпоха мустье связывается с существованием неандертальского человека, а верхний (поздний) палеолит с людьми современного антропологического типа —кроманьонцами. В целом климат мустьерской эпохи был холодный. Донской ледниковый язык доходил в Саратовском правобережье до р. Медведицы. В приледниковой зоне концентрировалось большие стада крупных животных, на которых охотились люди. Они занимались присваивающими видами хозяйства: коллективной загонной охотой на крупных животных, собирательством и рыболовством.

Геологическая история Саратовской области | Древнейшая история Саратовской области | Средневековая история Саратовской области




Эпоха палеолита. Первые люди на территории нынешней Саратовской области появляются уже в эпоху палеолита (древнекаменного века). Самые ранние находки каменных орудий и стоянок, пока обнаруженные в нашем крае относятся к переходному периоду в истории человечества – от 40 до 35 тыс. лет до н.э. Это был период так называемого Валдайского оледенения. В целом климат мустьерской эпохи был холодный. Донской ледниковый язык доходил в Саратовском правобережье до р. Медведицы. В приледниковой зоне концентрировалось большие стада крупных животных, на которых охотились люди. Для нашего края был характерен тундровый ландшафт приледниковой зоны, в которой обитали стада мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов и других животных. Загонная охота на крупных животных была основным средством существования коллективов людей. Охота дополнялась рыболовством и собирательством. Тип хозяйства, когда люди пользовались готовыми продуктами природы, называется присваивающим.

Человеческие коллективы жили на открытых стоянках, в постройках из жердей и шкур крупных животных, отапливаемых при помощи очагов. Люди умели добывать огонь, готовить с его помощью горячую мясную и другую пищу, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и дерева, шили одежду из меха и кож. Плотность населения тогда была очень низкой, 5-7 человек на 100 км2. Суровые условия жизни приводили к высокой смертности, особенно детской и женской. Средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет.

В этот период на смену неандертальцам появляются кроманьонцы - люди современного антропологического типа. Какое-то время эти два типа людей жили одновременно. Затем неандертальцы, представлявшие тупиковую ветвь развития человечества, были вытеснены.

Самые древние палеоантропологические находки, каменные орудия и стоянки в нашем крае относятся к переходному типу памятников от финальной части мустье — к верхнему палеолиту. Несколько палеоантропологических находок и много крупных костей четвертичных животных происходит из намытых песков и галечных отложений волжских островов, располагавшихся до затопления между гг. Хвалынском — Балаково. На острове Хорошевском среди костей животных найдена часть черепного свода кроманьонца с неандерталоидными чертами и обломок плечевой кости ископаемого Homo. Плечевая кость, принадлежавшая мужчине зрелого возраста, относится к палеоантропу раннемустьерской эпохи.

Наиболее интересные находки имеются на востоке области у села Непряхино Озинского района. Здесь археологами только за первые три года исследований обнаружены 22 тыс. каменных изделий: скребков, рубил, наконечников копий, ножей. Найдены кости мамонта, бизона, носорога, лошади. Выходы на поверхность кварцита и огромное количество заготовок позволяют предположить здесь наличие крупной стоянки по изготовлению орудий, посещаемой людьми на протяжении многих тысячелетий. По предварительным данным памятник начал существовать более 40 тыс. лет назад, а его поздние слои относятся к концу древнекаменного века. Специалисты относят эту стоянку к самым крупным памятникам данного времени в Восточной Европе.

Стоянки — мастерские Озинского р-на сконцентрированы на обширных склонах горы «Синей», являющейся отрогом Южного Общего Сырта. На юго-западном склоне горы открыта стоянка Непряхино-I. Это древнейшее поселение первобытных людей степного Волго-Уралья находится на правом берег р. Б. Чалыкла. Непряхинская стоянка располагается на богатейших выходах кварцитового пласта и носит производственный характер. Здесь осуществлялось расщепление и изготовление заготовок для каменных орудий, главным образом ножей и наконечников. Единичные кости животных принадлежат бизону, носорогу, лошади и мамонту. Непряхинское объединение горных мастеров специализировалось на массовой добыче кварцитового сырья открытым способом, снабжало им крупную территориальную палеолитическую округу.




Эпоха мезолита. По мнению ученых, около 15 тыс. лет назад на земном шаре началось потепление, сопровождавшееся таянием ледников, образованием новых рек, озер. Вымерли мамонты, носороги и другие современники палеолитического человека. Сложились новые природные зоны. Следующая за палеолитом археологическая эпоха, датируемая X – VII тыс. до н. э., называется мезолитом (среднекаменным веком). Теряет свое значение загонная охота, исчезают крупные ледниковые животные. Существенно увеличилось количество водоплавающих птиц и рыбы. Стало широко употребляется новое охотничье оружие лук и стрелы. Возрастает роль индивидуальной охоты, а также рыбной ловли. Небольшие группы охотников жили достаточно подвижно. Небольшие общины людей кочевали с места на место в поисках добычи. Развивалось рыболовство, продолжалось собирательство. Обычно поселения занимали песчаные возвышения — «дюны», около проток, озер, заливов и рек.

В обработке камня всё большее значение приобретает микролитическая вкладышевая техника, доминирующими становятся геометрические микролиты - это небольшие каменные изделия размером 2-3 см, которые в основном использовались в качестве вкладышей-лезвий костяных и деревянных основ орудий труда, в виде треугольников, трапеций, сегментов и т. п. Если ломался один вкладыш, его можно было заменить другим. Они обычно служили в качестве наконечников стрел, гарпунов и рыболовных крючков.

В Саратовской области мезолитические микролиты чаще всего происходят с разрушенных стоянок и местонахождений, обычно расположенных на песчаных возвышениях в окрестностях г. Энгельса (Орловская) и г. Хвалынска (Старая Яблоновка и др.). Мезолитические стоянки открыты в широкой пойме Хопра близ города Балашова (Инясево, Рассказань) и в бассейне р. Малый Узень (Питерский р-н).

Эпоха неолита. На смену мезолиту пришел неолит (новокаменный век), охватывающий период VI – IV тыс. до н. э. Природа в этот период приобретает облик, близкий к современному. Началом неолита принято считать появление керамики. Исключительно важным было изготовление пока еще грубой, неровно обожженной остродонной глиняной посуды.

С неолитом связаны изменения в способе производства, получившие название «неолитической революции». Появляются производящие виды хозяйства – земледелие и скотоводство, что сделало более устойчивым существование человеческих сообществ. Значительные изменения коснулись первобытной техники. Люди научились шлифовать, сверлить, пилить камень. Другим крупным достижением было изобретение способов получения тканей из растительных волокон (конопли, крапивы) и шерсти. «Неолитическая революция» вызвала огромные перемены в жизни: росло население, возник ряд новых отраслей производства, произошли изменения в быте людей. Появились излишки производства, что в дальнейшем способствовало постепенному развитию имущественного неравенства и впоследствии привело к разложению первобытно-общинного строя.

В эпоху неолита здесь жили многочисленные племена скотоводов и примитивных земледельцев. Неолитические стоянки обнаружены возле сел Алтата Дергачевского района и поселка Алексеевка Хвалынского района. Всемирно известные находки археологов были сделаны на территории Саратовского края для эпохи меднокаменного и бронзового веков, когда здесь жили племена: ямной, катакомбной, срубной культур. В последние десятилетия неолитические стоянки открыты на реке Терешке (у сел Осиновка, Горюши), в окрестностях Хвалынска (у села Ивановки), в др. местах.

Наиболее известным памятником этой эпохи в нашем регионе является стоянка у села Варфоломеевка в Александровогайском районе на берегу реки Малый Узень. Стоянка датируется V – IV тыс. до н. э. Толщина напластований, насыщенных остатками деятельности человека (культурный слой), здесь свыше двух метров. На стоянке обнаружены остатки жилищ, углубленных в землю. При их сооружении применяли столбовую конструкцию крыши и стен. Пол и стены были выкрашены красной охрой (минеральной краской). При раскопках собрано большое количество фрагментов керамики, изделий из камня и кости, некоторые из которых украшены орнаментом. Обращают на себя внимание вырезанные из кости фигурки лошади, выполненные в реалистической манере. Загадкой для археологов является находка на полу жилища медной пластинки. Скорее всего, она поступила из какого-то далекого металлургического центра.

Основным видом хозяйства было рыболовство и охота на животных и птиц. Однако на стоянке встречаются кости овцы, указывающие на начало перехода к скотоводству. Скульптурки лошадей также позволяют предполагать, что это животное уже начали приручать в степях Нижнего Поволжья.

По своему материалу Варфоломеевская стоянка занимает одно из ведущих мест среди памятников позднего каменного века Восточной Европы. Ее материалы свидетельствуют о высокой культуре, сопоставимой с раннеземледельческими цивилизациями. Жители этой стоянки и ряда других родственных по культуре поселений, обнаруженных в степном поясе от Урала до Дона, принадлежали к европеоидному антропологическому типу.




Эпоха энеолита. Становление и быстрое развитие производящего хозяйства на территории нашего региона археологи связывают с энеолитом (медно-каменным веком, IV—III тыс. до н. э.). С началом эпохи палеометаллов в степном и лесостепном Поволжье проживали древние индоевропейцы — скотоводы. Нижневолжские культуры раннего энеолита датируют от 5400 до 4800 лет до н. э. В лесостепной части распространяется земледельческо-скотоводческое хозяйство, а в глубинах степей — преимущественно скотоводческое. В это же время человек знакомится с новым материалом для изготовления орудий труда — медью. Однако медь — металл для нашего края редкий и мягкий, и поэтому продолжали по-прежнему делать многие орудия из кремня.

На правом берегу Волги раскопаны два грунтовых энеолитических могильника. Один из них находится в окрестностях села Алексеевка (под Хвалынском), другой — против города Маркса на территории Хлопкова городища. В захоронениях обнаружены окрашенные охрой скорченные костяки. Среди могильного инвентаря — костяные гарпуны, крючки, кремневые орудия, остродонные глиняные сосуды. Особый интерес представляют несколько медных подвесок и браслетов из Хвалынского могильника. Анализ металла показал, что медь была привезена из балканских металлургических центров. Оба могильника относятся к первой половине IV тыс. до н. э.

Ранний энеолитический грунтовой могильник раскопан на правом берегу Волги в Липовом овраге около с. Алексеевка (Хвалынский р-н). Скелеты помещены в вытянутом положении, под каменными закладками и посыпаны красной охрой. Инвентарь: крупные шлифованные тесла, наконечники стрел, скребки, бусины из раковин, два костяных вкладышевых кинжала и фигурка лошади. На берегах степных рек Саратовского Заволжья исследовалась стоянка (Озинки-II) с котлованом от полуземляночного жилища.

Эталонные грунтовые могильники хвалынской энеолитической культуры открыты на правом берегу Волги около с. Алексеевка Хвалынского р-на и с. Березняки («Хлопков бугор») Воскресенского р-на. В первом Хвалынском могильнике сохранилось 158 костяков. Большинство погребений безынвентарные, скелеты обычно лежат на спине в скорченном положении. Захоронения одиночные и коллективные (одноярусные и многоярусные), встречаются вторичные и расчлененные, скорченные на боку и в сидячем положении.

В Заволжье энеолитические памятники известны больше. Это стоянки на реке Челыкле близ рабочего поселка Озинки, на реке Большой Узень у села Орошаемого, на реке Торгуне у села Кумыска и др. На раскопанной у села Алтата стоянке было найдено более 800 предметов, среди которых кварцитовые наконечники стрел, проколки, скребки, кости животных, обломки украшенной узорами керамики.

В отдельных погребениях или рядом с ними располагались жертвенники («тризны») с костями крупного и мелкого рогатого скота, а также лошади. В погребальном инвентаре есть костяные и каменные украшения, кремневые стрелы и тесла, ножевидные пластины, костяные гарпуны и глиняная зооморфная статуэтка. Костюм «знатных» мужчин расшивался сотнями плоских бусин из створок раковин или мягкой породы камня. В некоторых случаях для украшения одежды использовалось более 1500 таких бусин. Отдельные предметы являются символами — знаками элитарной власти: каменный топор — молот с выступами по бокам втулки и скипетры в виде головы лошади, с имитацией мягкой ременной узды.

Тогда же в середине IV тыс. до н. э. древние скотоводы Волго-уральского междуречья начали возводить первые погребальные курганы. К их числу относят некоторые захоронения на территории Энгельсского и Ровенского районов.

Стоянка алтатинской культуры позднего энеолита расположена около с. Алтата (Дергачевский р-н) на берегу одноименной степной речки. В культурном слое обнаружены створки речных раковин, куски мела и охры, многочисленные кости животных, фрагменты лепной керамики, следы от «прокалов», преимущественно кварцитовые орудия. Здесь найдено очень много костей домашних животных: крупный и мелкий рогатый скот, лошадь. Иногда кости животных концентрировались скоплениями, среди которых есть зубы лошади. Позже алтатинских памятников бытовала репинская культура энеолита — ранней бронзы, характеризуемая преимущественно курганными захоронениями. Обычно репинские памятники датируют концом IV тыс. до н. э.

Бронзовый век приходит на смену энеолиту на территории Нижнего Поволжья в третьей четверти III тыс. до н. э. Здесь складывается так называемая ямная культура, получившая название по способу захоронения. Самые крупные могильники найдены в Ровенском, Энгельсском, Марксовском и Саратовском районах. Племена ямной культуры не оставили в нашем регионе поселений. Они занимались уже кочевым скотоводством: разводили крупный рогатый скот, лошадей, но в основном овец. Племена данной культуры использовали для передвижения повозки с массивными колесами. Они могли перевозить грузы весом до 1,5 тонн. В расовом отношении носители ямной культуры принадлежат к европеоидному типу. Скотоводы уже обладали определенными медицинскими навыками. Так, на окраине Энгельса исследовано погребение человека со следами искусственной трепанации черепа, после которой пациент еще некоторое время жил.

Возможно, племена ямной культуры создавали мощные племенные объединения, о чем свидетельствуют их военные походы в направлении Балканского полуострова и Средней Азии. От Средней Волги и Приуралья до Каспийского и Черного морей было установлено определенное культурное единство.

Хозяйство ямных племён основывалось на выпасе мелкого рогатого скота — овец, использовались также крупный рогатый скот и лошадь. Скотоводы ямной культуры вели подвижный образ жизни. Насыпи курганов перекрывали одиночные и коллективные могильные ямы, прямоугольной формы. Покойников обычно помещали скорченно — на спине. Погребенных и дно могил посыпали красной охрой и мелом. Могила перекрывалась деревянными бревнами или плахами, на дне подстилка из органического материала. Большинство ямных захоронений не содержит инвентаря. В виде исключения изредка встречается круглодонные и яйцевидные сосуды, медные изделия, кремневые скребки, песты, топоры и др. Медных и бронзовых изделий в ямной культуре немного: шилья, ножи, подвески, тесла, долота. Отдельные погребения, для которых сооружались крупные индивидуальные курганы и обширные могилы, с дорогим и разнообразным инвентарем, можно отнести к руководителям патриархальных родовых групп. В степи Заволжья поступают медные сплавы бронзы из металлургических центров Северного Кавказа, в виде слитков и готовых изделий. Ямные курганные могильники открыты в Воскресенском (с. Медянниково), Ровенском (пос. Ровное), Марксовском (Бородаевка), Советском (Крутояровка) районах, близ г. Энгельс и в других местах.

С конца III тыс. до н. э. получает распространение новая культура – катакомбная. Такое название эти племена получили от археологов — по обычаю в одной из стенок могильной ямы устраивать нишу-катакомбу, в которой и хоронили умершего. Встречаются погребенные с искусственно деформированными черепами, имеются захоронения мастеров по обработке металлов и изготовлению снаряжения лучников. Древние индоевропейцы, населявшие наши степи, оставались, в основном, скотоводами, хотя находка медного серпа указывает и на знакомство с земледелием.

Умерших хоронили в катакомбах — нишах в стенках грунтовых ям. Вход в катакомбу закрывали вертикально поставленной бревенчатой стенкой — закладом. Индивидуальные, парные и коллективные захоронения обычно совершались в скорченном положении. Особые обрядовые группы образуют расчлененные, вторичные погребения и кенотафы (могилы без скелета человека). Рядом с погребениями часто располагались тризны — принесённые в жертву животные. По сравнению с ямной культурой, в обиходе племен эпохи средней бронзы отмечается более широкое внедрение и использование металлических изделия.

В Саратовском Поволжье в это время распространяются курганные и грунтовые могильники, селища, преимущественно, двух автохтонных скотоводческих культур: волго-донской катакомбной и полтавкинской. Здесь также представлены древности вольской и среднедонской катакомбной культуры. Полтавкинские древности преобладают в Заволжье, а в Правобережье — памятники волго-донской катакомбной культуры. Они открыты около сел: Белогорское, Мордовое, Нижняя Банновка (Красноармейский р-н), Сторожовка (Татищевский р-н), Светлое Озеро (Озинский р-н), Бородаевка (Марксовский р-н), Усть-Курдюм (Саратовский р-н) и др. В пограничье степи — лесостепи Нижнего и Среднего Поволжья известны поселения и редкие погребения вольской культуры. Поселение, давшее название этому типу памятников находилось в г. Вольске, на хребте возвышенности — «Попово блюдечко».

Довольно знаменита реконструкция внешнего облика девушки из кургана у села Бережновка у реки Еруслан. Она выполнена известным во всем мире антропологом, археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Изучив череп из Бережновского курганного могильника, ученый реконструировал облик женщины с вытянутой кверху головой. Погребение у села Бережновка исследовали в 1952 году при раскопках курганного могильника в Заволжье на реке Еруслан. Археологической экспедицией руководил саратовский ученый Иван Васильевич Синицын. В одном из курганов было открыто погребение женщины катакомбной культуры, жившей примерно пять тысяч лет назад. Внимание археологов привлек череп с ярко выраженной искусственной деформацией. Ученые предполагают, что еще с младенческого возраста ребенку туго бинтовали голову, отчего череп вытягивался. Вытянутая форма черепа, вероятно, указывала на принадлежность к знатному роду. В разные времена это явление было характерно для многих народов.




Во II тыс. до н. э. начинается период так называемой поздней бронзы. На поздний бронзовый век приходится расцвет патриархальной родовой общины и окончание процесса разделения труда — отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Значительная часть обнаруженных на территории области памятников этого времени очень значима и наглядна, что позволяет специалистам реконструировать древние периоды истории племен, относящихся к индоиранской языковой группе. На территории нашего края последовательно сменились три археологические культуры: покровская, срубная и хвалынская. Наиболее многочисленные памятники относятся к срубной культуре, названной исследователями по обычаю живших тогда племен выкладывать стенки могилы бревнами. Помимо захоронений под насыпями курганов, известны ученым и поселения племен срубной культуры по берегам рек. Население в это время было многочисленным. Только в междуречье Волги и Урала археологами обнаружено более 200 поселений. Немало их было и на правом берегу Волги. Этому способствовало более широкое распространение земледелия, хотя в хозяйстве продолжало преобладать скотоводство.

На каждом поселении было несколько полуземлянок. Они в разных районах были различны и по форме, и по конструкции. Но везде для устройства жилища вдоль стен и по центральной линии ставили столбы, которые поддерживали двухскатную крышу из бревен, утепленную сверху землей. Были и хозяйственные постройки: для содержания скота, возможно, запасов сена и топлива, под мастерские (например, кожевенные, металлообрабатывающие). На таком поселении жила одна большая патриархальная семья.

Покровская культура начала эпохи поздней бронзы (XX—XVII вв. до н. э.) представлена серией выразительных курганных могильников. Известны захоронения на грунтовых некрополях и селища. Культура названа по курганному некрополю, открытому на окраине г. Энгельса (Покровска). Курганы с покровскими захоронениями исследованы близ сел: Березовка и Терновка Энгельсского р-на, Натальино Балаковского р-на, Бородаевки Марксовского р-на, Максимовки Базарно-Карабулакского р-на и др. Выделяются социально-значимые, престижные захоронения вождей-воинов или лидеров с разнообразным инвентарем, принадлежавшие представителям элиты общества. В них особенно выразительны бронзовые литые ножи-кинжалы и наконечники копий (с. Медянниково Воскресенский р-н, ст. Карамыш Красноармейский р-н, с. Березовка Энгельсский р-н и др.), каменные и бронзовое навершия жезлов — булавы (с. Натальино Балаковский р-н), костяные детали конской узды — псалии, колчанные наборы лучников.

Более многочисленны селища и курганные могильники срубной культуры, распространяются в XVII—XV вв. до н. э. Наиболее изученные из них расположены близ: п. Ровного, сел Успенки и Преображенки (Пугачевский р-н), Мирное (Красно-Кутский р-н), Большой Дмитриевки (Вольский район), Медведицкого (Петровский р-н), Алай (Балтайский р-н), Низовки (Самойловский р-н) и др. Крупнейший грунтовой могильник исследован на окраине с. Смеловки в Энгельсском р-не. Тогда существенно увеличивается численность народонаселения, происходит первый крупный демографический «взрыв». Жилища представляли собой каркасно-столбовые конструкции типа полуземлянок, с двускатной кровлей.

Высокого уровня достигла специализация в производстве медных и бронзовых орудий труда, оружия, украшений. Металл поступал в виде слитков с Урала и Казахстана. Так, близ села Старая Яблонка Хвалынского района обнаружен специализированный поселок металлургов. К срубной культуре относится Перелюбский клад медных серпов, обнаруженный на берегу реки Камелик в 1964 г. Более поздней хвалынской культуре принадлежит Сосново-Мазинский клад, найденный в 1901 г. неподалеку от Хвалынска. Сохранилось 63 бронзовых предмета: серпы-косари, кинжалы с ажурными ручками, топоры и др.

Выделяются престижные захоронения вождей и воинов с богатым и разнообразным инвентарем: бронзовыми кинжалами, наконечниками копий, бронзовыми и каменными навершиями булав, деталями конской узды, наборами лучников. Для военных походов стали использоваться легкие повозки – колесницы, запряженные лошадьми. Особенно широкую известность в науке получила находка лепного сосуда эпохи поздней бронзы, с уникальным рисунком повозки — колесницы из кургана срубной культуры на реке Сухая Саратовка (окраина г. Энгельс).

Заключительный этап эпохи поздней бронзы (XV — начало X вв. до н. э.) представлен в основном селищами и единичными погребениями общности валиковой керамикой. О развитой металлообработке этого времени свидетельствует Перелюбский клад медных серпов, обнаруженный на левом берегу р. Камелик, содержавший16 широких серпов, общим весом 6 кг. К этой же культуре относится уникальный и крупный Сосново-Мазинским клад бронзовых изделий. Он случайно обнаружен в 1901 г.крестьянином во время весенней вспашки своего поля, в горах «Кучугурах» (с. Сосновая Маза, Хвалынский р-н). Клад весил около 20 кг, почти все вещи не были в употреблении. Они предназначались для переплавки и обмена. До наших дней от клада сохранилось 84 предмета. Большинство вещей составляют серпы - косари с отверстиями в тупой части, пять из которых были сломаны в древности. Есть крупные кинжалы с металлическими ажурными рукоятями, кельты, долото и кусок меди.

Сформировавшаяся в Волго-уральском междуречье срубная культура распространила свое влияние на громадные пространства степей и лесостепей Восточной Европы.

Поселения культуры валиковой керамики исследованы около сел: Ивановка (Хвалынский р-н), Пристанного (Танавское городище, Саратовский р-н), Новая Покровка (Вольский р-н), Мордовое и Сосновка (Красноармейский р-н), Смеловка (Энгельсский р-н). В Новой Покровке выявлены остатки одной, а в Смеловке — трех крупных полуземляночных построек.

Накануне раннего железного века резко сокращается число поселений и могильников. В степях Восточной Европы от северного Причерноморья (от устья Дуная) и до левобережья Волги распространяются древности киммерийско-черногоровского времени. Их связывают с погребениями черногоровской культуры начала I тыс. до н. э. Эту обширную зону стала заселять общность племен, занимавшаяся кочевым образом жизни, ведущими типами могильных сооружений которой являлись подбои и грунтовые ямы, вытянутые и скорченные захоронения. В Саратовском крае переходный период от финальной бронзы к раннему железному веку, характеризуют немногочисленные грунтовые и курганные погребения (села Усть-Курдюм и Сабуровка Саратовский р-н; с. Букатовка Воскресенский р-н; Мирное Ровенский р-н и др.) и отдельные местонахождения предметов.

В первом тысячелетии до н.э человечество вступило в железный век. На территории края проживали воинственные племена ираноязычных савроматов и сарматов (примерно с 7 века до н.э до 4 века н.э.). Наиболее интересные находки сарматских памятников обнаружены возле села Новопривольное Ровенского района. В нашей области, особенно в Левобережье, известно много курганов, насыпанных сарматами. Большие группы курганов раскопаны археологами у сел Суслы, Новолиповка Советского района, Ровное, Мирное, Луговское Ровенского района, близ городов Новоузенска, Пугачева, в других местах. В Правобережье сарматские курганы исследованы в бассейне реки Колышлей в Аткарском районе, у села Большая Дмитриевка Лысогорского района и севернее — у села Таптулина Ртищевского района.

Сарматы были воинственным народом. Они постоянно совершали набеги на своих ближних и дальних соседей. Почти во всех погребениях мужчин находят оружие, ибо все взрослое мужское население было воинами. В крупных военных походах первоначально участвовали и незамужние женщины. В сражении сарматские девушки должны были убить трех врагов, чтобы получить Сарматский воин, право выйти замуж. Позднее этот обычай исчез.

Сарматы жили родоплеменным строем. У них были ярко выражены пережитки матриархата, постепенно исчезавшие. С развитием кочевого скотоводства родовые группы разделяются на богатых и бедных, возникает частная собственность. Выделившаяся аристократическая верхушка все более усиливается, стремится к приобретению новых богатств. Создаются предпосылки для образования классов.

В этих условиях война становится их постоянным занятием. Племена объединяются в крупные, мощные союзы. Особенно сильной политической и военной силой были союзы сираков, языгов, аорсов, Роксоланов и других сарматских племен. Войны, которые раньше велись для защиты своей территории, теперь ведутся ради грабежа и обогащения. У сарматов складывается строй военной демократии.

Сарматы, особенно савроматы, любили украшать свои вещи — оружие, конскую сбрую, одежду, предметы быта и туалета — изображениями животных, прежде всего хищников: пантеры, волка, медведя. Они обычно изображались с оскаленной пастью, выпущенными когтями. Часто встречаются образы кабана, лося, оленя, реже — сайгака, верблюда, орла или фантастического грифона.

В разрушенном кургане у села Ново-Привольного Ровенского района найдена целая коллекция предметов в зверином стиле. Особенно богато были украшены кабаньи клыки. На них вырезаны рисунки хищников, лося, кабанов, а в центре одного клыка — изящная фигура оленя с ветвистыми рогами. Бронзовые бляшки конской сбруи отлиты в виде фигурок волка, медведя, головок копытных животных и орла-грифона. На золотой пластине из Сусловского кургана в Советском районе была запечатлена лежащая пантера. Все изображения животных пластичны и динамичны, свидетельствуют о высоком мастерстве их исполнителей. Звериный стиль носил магический характер.

За 800 лет пребывания сарматов на земле Саратовского Поволжья у них изменились и религия, и обычаи. Если с I века до н.э. по II век н.э. они сооружали бескурганные погребения, зарывая тела умерших, то со II века н.э. они поступали иначе: в неглубокой могиле сжигали тело умершего в костре, а затем насыпали над могилой курган. На территории нашего края раскопано значительное количество погребений рядовых сарматов с мечами, кинжалами, наконечниками стрел, а иногда и совсем без вещей, с одним глиняным сосудом в головах и заупокойной пищей. Лишь вождей хоронили с дорогими вещами и драгоценностями. В сарматском обществе шел быстрый процесс социального расслоения, первобытнообщинный слой распадался. Поздние сарматы. Курганы близ с. Большая Дмитриевка. Лысогорский р-н.

Сарматы участвовали в формировании ряда народов. Потомками позднесарматского аланского союза племен являются современные осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта.




По соседству с сарматами в лесостепном правобережье Волги и вдоль рек Донского бассейна лесостепной зоны проживали финно-угорские оседлые племена, оставившие поселения городецкой культуры. С этногенезом мордвы большинство исследователей связывают укрепленные городища этой культуры, распространенные преимущественно в правобережных лесостепных районах Саратовской области и на территории национального парка «Хвалынский». Они тянутся цепочкой вдоль правого берега Волги от Хвалынска и южнее Саратова, а также вдоль рек Донского бассейна. Из них наиболее исследованы городища около сел Чардым и Березняки Воскресенского р-на.

В лесостепной части Хопра и на его притоках Карай и Ворона были выявлены необычные для наших мест памятники – поселения и могильники с весьма своеобразным обрядом трупосожжения. Изучение находок позволили отнести их к племенам постзарубинецкой культуры (праславянам), обитавшим на юге лесной зоны Восточной Европы во II – III вв. н. э. Праславяне, как и городецкие племена, вели комплексное хозяйство. В религии праславян и ранних славян особое место играло поклонение огню – источнику тепла и жизни, имевшему значение очищающей силы. На поселениях, выявлены два жилища, близкие по форме к квадрату и имевшие каркасно-столбовую конструкцию. Внутри был углубленный в землю очаг. Рядом с постройками находились хозяйственные ямы. В одном из жилищ обнаружены куски шлака и бронзовый пирамидальный колокольчик. Но особенно много находок фрагментов вылепленной от руки посуды: грубой (кухонной, хозяйственной) и лощеной (столовой). Это корчаги, миски, а также обломки больших красноглиняных амфор северопричерноморского происхождения.

С ними связывают археологические памятники инясевского культурного типа, открытые в лесостепном Прихоперье. Названы они так по уникальному грунтовому могильник II—III вв. н. э. близ села Инясево Романовского р-на. В нем обнаружены остатки кремации протославянской культуры «полей погребений». Сожжение умерших происходило в стороне, затем остатки несгоревшей утвари закапывали в небольшие, неглубокие ямки. Инвентарь в погребениях беден. Это фрагменты глиняной посуды, подвески, пряжки из металла, глиняные пряслица, остатки кольчуги и Другие предметы со следами пребывания в погребальном костре.

Открытые на саратовской земле постзарубинецкие (праславянские) памятники относятся ко II—III векам н. э. Следовательно, в это время в Прихоперье обитали ираноязычные сарматы, финно-угорские племена городецкой культуры и пост-зарубинцы (праславяне).

В конце IV в. н. э., в эпоху «Великого переселения народов» Восточная Европа подверглась вторжению кочевых и воинственных гуннских племен.


0
0
0
841
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Путеводители по области На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта. (Только русский текст)
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Что посмотреть в Саратовской области



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост

Популярные статьи

Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.