Музейная площадь — старейшая площадь города, исторический центр и место основание современного Саратова. Именно сюда перенесли город с левобережья Волги и здесь стал формироваться его центр. На площади находились ряды торговых лавок, именовавшиеся гостиным двором, поэтому площадь и стала именоваться Гостиной. Уже в 1689 году в центре площади был заложен Троицкий собор. Он сохранился до сих пор и является сама древнем зданием в городе. В 1695 году собор посетил Петр Первый. Вскоре площадь стала называться Соборной, а с постройкой Александро-Невского собора – Старособорной.
Постепенно вокруг площади стал формироваться архитектурный ансамбль, которые сегодня считается архитектурной жемчужиной Саратова. Это здание Управления Рязано-Уральской железной дороги, особняк Пескова, духовная семинария, дом первого саратовского краеведа А.Ф.Леопольдова, дом причта Казанской церкви, особняк купчихи А.В.Чирихиной, городское училище, дом первого книготорговца Вакурова, особняк Устинова – ныне Саратовский областной музей краеведения. В 1931 году площадь стала называться Музейной. Это название, скорее всего, связано с тем, что сама площадь, на которой сохранились уникальные памятники зодчества, имеет музейное значение.
В 1674 году крепость Саратов с левого берега Волги была перенесена на гористый правый берег. Царский указ был краток: “Саратов город делать на горах новый”. Сюда был прислан искусный горододелец полковник Александр Шель, который без промедления принялся за дело. Вероятно, в первую очередь, рылись земляные укрепления, без которых трудно представить город того времени.
Первые постройки, среди которых были дом воеводы, приказная изба, городской храм, были из дерева. Тут же появились и торговые лавки, а позже базар с обжорным рядом, куда от пристани можно было дойти пешком. Позже этот известный базар был прозван “Пешим”.
Над рыночной площадью сначала возвышалась деревянная Смоленская церковь. В пожар она сгорела и была построена в камне с освящением во имя Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Поэтому в обиходе эту церковь чаще называли “Никольской”. Стояла неподалеку и другая небольшая деревянная церковь — “во имя какое имевшей престол и в каком году построенная неизвестно”. Вот подле этой “безымянной” церквушки и был заложен в 1695 году ныне существующий Троицкий собор – древнейшее из сохранившихся зданий Саратова, выполненное в стиле московского или “нарышкинского” барокко.
В конце XVIII - начале XIX века каменные здания начинают довольно быстро вытеснять деревянные строения и завоевывать пространство вокруг бывшей базарной площади. Наступала эпоха классицизма, которая и сформировала великолепный архитектурный ансамбль Гостиной (ныне Музейной) площади.
Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа.
Наиболее представительное здание на Музейной площади выстроил М.А. Устинов, бывший винный откупщик, имевший высокий чин в комиссии по снабжению солью государства. Видимо, уязвленный роскошью особняка Филиппа Катенева, Устинов предпринимает ответный шаг. О его неограниченных почти возможностях современник писал так: “Богатство Устиновых простиралось до десяти миллионов. Изрядный кус!”
Откупщик имел на площади два каменных двухэтажных на подвалах дома и за ними огромное дворовое место до берега Волги. Пользуясь присутствием в Саратове петербургских архитекторов, он заказал И.Ф. Колодину проект соединения двух зданий в одно с обработкой не хуже столичного главного фасада. Строил Устинов, не скупясь на искусственный мрамор, скульптуру, расписные плафоны, фаянсовые и майоликовые печи. Архитектор Колодин, выпускник Императорской академии художеств, ученик и помощник знаменитого архитектора А.Н. Воронихина, с блеском выполнил заказ саратовского купца, связав два здания мощным порталом из десяти примыкающих к стене коринфских колонн. При минимуме затрат И.Ф. Колодину удалось превратить заурядные дома в трехэтажный дворец, ничуть не уступавший столичным.
Архитектурный комплекс Музейной площади обладает необходимыми ансамблевыми характеристиками, например, композиционным, временным и стилистическим единством.
Композиционный центр Музейной площади — расположенный «островом» Троицкий собор (рубеж XVII—XVIII вв.), в стилистике московского барокко. Периметр формируют опорные классицистические здания конца XVIII — 1-й четверти XIX вв. (жилые, учебные) — крупномасштабные административные корпуса начала XX в., фон образуют постройки 2-й половины XIX — начала XX вв (например, особняк Корнилова). Историческое значение комплекса определяется его размещением на старейшем участке городской территории, причастностью к важным событиям и фактам саратовской истории.
Как добраться до Музейная площадь:
Остановка общественного транспорта Музейная площадь
Автобусы 11
Маршрутки 33