Привокзальная площадь Саратова - площадь перед железнодорожным вокзалом города, бывшая площадь Дзержинского, обширный транспортно-пересадочный узел. Привокзальная площадь прежде всего, связана с историей здания вокзала и появилась она в Саратове в 1871 году, когда Саратов соединился с соседними губерниями железной дорогой. Тогда завершилось строительство Тамбово-Саратовской железной дороги. Вокзал был построен по типовому проекту железнодорожного ведомства в том же 1871 году. Привокзальная площадь в это время больше напоминало пустырь, кони, лавки, люди, суета. Вскоре железная дорога связала Саратов со столицей, а потом стала частью крупной Рязано-Уральской железной дороги, управление которой разместилось в Саратове.
Уже через 20 лет, вследствие бурного развития железной дороги, потребовалась реконструкция. Автором проекта реконструкции стал главный архитектор Рязано-Уральской железной дороги Петр Митрофанович Зыбин. Примечательное здание с часами, башенками, кассами и рестораном проработало в качестве вокзала 70
лет. Саратовский вокзал украсил город, потому был запечатлён на многих видовых открытках. Привокзальная площадь предстает уже ухоженной.
Для оформления облика площади, и заодно, для отображения правильной идеологической позиции, в 1939 году, в центр привокзального пустыря было решено поставить памятник Ф.Э. Дзержинскому. 23 декабря 1939 года на многотысячном митинге состоялось торжественное открытие монументального памятника председателю ВЧК и наркому путей сообщения Ф. Э. Дзержинскому. Привокзальная площадь была тогда названа именем Ф. Э. Дзержинского. Памятник организовал пространство площади, и нагрузил ее неким дополнительным смыслом. Фигура наркома была водружена на
постамент от демонтированного памятника Александру II. Скульптором памятника выбрали Дундука Павла Федоровича, это был местный, истинно саратовский талант, ведь родился будущий скульптор в семье театрального смотрителя, а архитектором был назначен также местный специалист, Карпов Д.В. Фигуру железного Феликса поставили лицом к Москве. Но, впоследствии, поскольку памятник, из-за положения солнца, которое изменить не под силу человеческой власти, весь день пребывал в тени, и это, видимо, бросало тень на идеологическую чистоту места, в 1977 году, его развернули к солнцу, и спиной к вокзалу.
В советское время грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки увеличились, появились многочисленные пригородные поезда. Мощностей вокзала снова стало не хватать. Поэтому с 1973 по 1977 год вокзал был капитально реконструирован. Многие ошибочно считают, что вокзал был полностью снесён и выстроен заново. Однако это не совсем так, часть вокзала была снесена. Та, что осталась, была надстроена и расширена. Богатый украшениями фасад был уничтожен, а на его место пришли модные в то время бетон и стекло.
Из примечательного на Привокзальной площади – стадион Локомотив. В 1889 году на этом месте был учрежден ипподром, но в 1915 году переведен в другое место. Вопрос о строительстве стадиона был поднят в 1956 году, хотя планы на этот предмет существовали и раньше. Денег на строительство было выделено немного, поэтому оно отличалось «дешевизной». Основой для строительства стадиона стала «ваза» из насыпного грунта, на которой монтировались железобетонные конструкции трибун.
Строительство стадиона было завершено в 1962 году.
Вокруг площади, с 1950 годов, строились жилые здания, что вполне завершило ее облик. А трамвайные пути заменились на троллейбусные. В апреле 1991 года площади вернули её старое название — Привокзальная. В 2018 году правительством области был проведен эксперимент, где тестировалось благоустройство площади по методу тактического урбанизма, с новой схемой движения, расширенными тротуарами и островками безопасности из краски и столбиков. К решению проблемы движения и парковки на Привокзальной площади Саратова привлекались московские урбанисты из КБ "Стрелка" – но их разноцветные круги, линии и конструкции из ящиков настолько разочаровали и рассмешили саратовцев. Поэтому теперь правительство области обещает провести реконструкцию Привокзальной площади с организацией новой схемы движения и цивилизованных парковочных пространств.