Карты туриста
Новости


Поиск по сайту

Как искать интересные места на сайте

Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Вход на сайт


Поиск по региону

Как искать интересные по региону

Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону. Надо просто кликнуть мышью по надписи "Выбрать регион" и нажать на интересующий Вас район области.

В списке появятся все статьи, где в адрес внесен именно этот регион. Кроме районов области и городов Саратов и Энгельс, поиск дает некоторые результаты по соседним областям.

Новое на сайте


Яндекс.Погода

Фото читателей сайта



В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:
Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина Фотографии старого Саратова Блог grau59




В статьях используются
материалы сайтов:
Большая Саратовская Энциклопедия
Википедия





Чернышевский Николай Гаврилович

Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.

Николай Гаврилович Чернышевский (12 [24] июля 1828, Саратов, Российская Империя — 17 [29] октября 1889, там же) — философ-материалист, публицист и литературный критик, писатель, революционер-демократ, теоретик утопического социализма и идейный вдохновитель революционно настроенных умов России. Его сочинения оказали влияние на творчество Владимира Ленина, Эммы Гольдман и некоторых других революционеров и социалистов. Николай Гаврилович Чернышевский — один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейным лидером «Земли и воли» (сообщества, в котором подымались революционные идеи). Однако помимо литературного вклада свое призвание он нашел также, и, возможно, прежде всего, в области философии, литературной критики и в публицистике. Именно по причине такой активности, он считался наиболее опасным врагом Российской империи.

Жизнь писателя Николая Чернышевского была непростой. Будучи не только мастером пера, но и философом, он разделял умеренные революционные взгляды и верил в демократическую революцию, за что и преследовался властями. В итоге он поплатился жизнью за твёрдость своих убеждений, но так и не сдался, до последнего оставаясь верным своим принципам. Вся жизнь Чернышевского была проникнута идеей борьбы за интересы народа, за освобождение трудящихся от угнетения. Он горел священной ненавистью к порабощению человека человеком и страстно мечтал о счастливом будущем для всех людей. Более того, Николай Гаврилович был один из первых в России, кто настаивал на скорейшем решении «женского вопроса». Он активно добивался предоставления женщинам свобод наряду с мужчинами. Сам Н.Г. Чернышевский писал: "Содействовать славе непреходящей, а вечной своего Отечества и благу человечества - что может быть выше и вожделеннее этого."



 Ранние годы

Ранние годы

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—23.10.1861), происходившего из крепостных села Чернышёва Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села и дало ему фамилию. Мальчик с детства страдал сильнейшей близорукостью. "В детстве я не мог выучиться ни одному из ребяческих искусств, которыми занимались мои приятели-дети..." писал Чернышевский. Невозможность заниматься практической деятельностью влекла мальчика к книгам. Мальчик очень много (и беспорядочно) читал, в семье имел прозвище «библиофага». Сам Чернышевский вспоминал об этом так: "Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано... В десять лет я уже знал о Фрейнсгеймии, и о Петавии, и о Гревии, и об ученой госпоже Дасиер, - в 12 лет к моим ежедневным предметам рассмотрения прибавились люди в роде Корнелиуса а Лапиде, Буддея, Адама Зерникава (его я в особенности уважал)… читал решительно все..."

До 14-летнего возраста будущий писатель учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что позже к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского». Способный от природы, с острой памятью и впечатлительным, пылким умом, жадно поглощавшим не только школьное, но и всякое знание, мальчик учился отлично. В восемь лет он уже знал латынь и греческий, а в десять – французский, немецкий, арабский. Интересовал его и татарский язык. И, чтобы утвердить свои знания, мальчик часто останавливал прохожих татар и говорил с ними на их родном наречии. Самому Николаю Гавриловичу запомнилась «трудовая атмосфера» семьи, где все «старшие были заняты полезным делом с утра до ночи». Впоследствии Чернышевский отмечал, какое огромное влияние оказала на него семья: «...вырастая... я привык видеть людей, поступающих, говорящих, думающих сообразно с действительной жизнью». В 1843 году пятнадцатилетний Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию.


Годы учебы в Саратовской духовной семинарии

В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Ректором ее был архимандрит, инспектором – иеромонах, учителями – богословы. Обучали там по старинке, по старым учебникам XVIII века, которые, быть может, еще держал в своих руках Ломоносов. Семинария напоминала бурсу – школу очень жестокую. Учеников били. Карцер никогда не пустовал. По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования. Могла ли такая школа и такая жизнь удовлетворить одаренного юношу, его пытливость и любознательность – все те качества души и ума, какими обладал Чернышевский? В письме от 3 февраля 1844 года своему родственнику Раеву, студенту Медико-хирургической академии в Петербурге, он сообщал: "Разумеется, скучно в семинарии .... Уж если разобраться только, то лучше всего не поступать бы никуда, прямо в университет... Дрязги семинарские превосходят все описание. Час от часу все хуже, глубже и пакостнее".

Отец Гавриил Иванович Чернышевский с 1828 по 1843 год работал в духовной консистории. 18 ноября 1843 года он "был уволен от присутствования в Саратовской духовной консистории". Это увольнение сыграло большую роль в жизни Чернышевского, при обсуждении на семейном совете, где дальше учиться Николеньке: в духовной академии или университете. После того, как он проучился в духовной семинарии три года, его родители пришли к выводу, что серьезного образования сыну здесь не получить, в 1846 году он оставил семинарию. Было решено дальнейшее образование будет не духовное, а гражданское и поэтому в 1846 году Николай Чернышевский уезжает в Санкт-Петербург и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета.
     Годы учебы в Саратовской духовной семинарии

Учеба в Петербургском университете

Учеба в Петербургском университете

Не окончив семинарии, в 1846 году Чернышевский поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Здесь, в университете, Чернышевский впервые натолкнулся на революционеров, на людей, которые говорили, что крепостное право – это самая большая несправедливость, какая может быть в мире. В университете Чернышевский познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым. Именно он свел молодого студента с представителями кружка петрашевцев. Членом этого кружка Чернышевский не стал, однако нередко бывал на других собраниях — в обществе отца русского нигилизма Иринарха Введенского. После ареста петрашевцев Николай Чернышевский записал в своем дневнике, что посетители кружка Введенского «о возможности восстания, которое бы освободило их, и не думают». Николай Гаврилович с интересом читал сочинения крупнейших философов, начиная с Аристотеля и Платона и кончая Фейербахом и Гегелем, экономистов и теоретиков искусства, а также труды естествоиспытателей. Выросший в религиозной семье, с детства привыкший верить в бога, Чернышевский с трудом расставался с этой верой.

Именно в этот период формируются революционные политические и социальные взгляды Чернышевского: увлечение материализмом и прогрессивной западноевропейской философией, концепция "разумного эгоизма", идея отмены крепостного права с передачей земель в общинное владение, критика идеалистических воззрений, либеральной, христианской и буржуазной морали. А не было бы увольнения отца, может и не узнали бы никогда широкие массы про существование Николая Чернышевского. В период обучения в университете Чернышевский увлекся чтением трудов античных философов и мыслителей французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков домарксистской политэкономии, сочинений Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Как публицист он вдохновлялся текстами Виссариона Белинского и Александра Герцена. Чтение серьезных книг не прошло для него бесследно, вскоре Николай Гаврилович и сам взялся за перо и начал писать свои первые художественные произведения. Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию.


Преподавание в Саратовской гимназии

В 1850 году Чернышевский получил степень кандидата (последняя ученая степень по авторитетности после доктора и магистра) и отбыл в Саратов, где был принят на должность преподавателя словесности в местную гимназию, где работает с 1851 по 1853 год. Он был полный желания и сил способствовать воспитанию подраставшего поколения. «Я по мере сил... буду содействовать развитию тех, кто сам еще не дошел до того, чтобы походить на порядочного молодого человека», — писал он своему товарищу по университету. И действительно, он оказал большое влияние на своих учеников. Мемуаристы рассказывают, что уроки Чернышевского проходили очень оживленно. На них обсуждались темы, связанные не только с историей и теорией литературы, но и с русской, а также всеобщей историей, причем от учеников требовались самостоятельные суждения по каждому вопросу. На его Чернышевского зазвучали страницы из произведений Гоголя, Салтыкова, Гончарова, Тургенева, Некрасова.

Будучи на тот момент уже революционно настроенным молодым человеком и имея по долгу службы собственную аудиторию, Чернышевский тогда не преминул воспользоваться возможностью поделиться со своими подопечными радикальными для того времени идеями. Усилия молодого учителя не пропали даром. В 60 — 70-х годах около 30 учеников Чернышевского участвовали в деятельности нелегальных обществ и кружков. А уроженец Аткарского уезда Саратовской губернии, бывший ученик гимназии Дмитрий Каракозов совершил 4 апреля 1866 года неудачное покушение на Александра П. Его также связали с Чернышевским. Однако во время следствия выяснилось, что в бытность Чернышевского в гимназии Каракозов учился в I классе. Вокруг Чернышевского сложился небольшой кружок прогрессивной саратовской интеллигенции. Среди них были историк, профессор Киевского университета Н. И. Костомаров, сосланный в Саратов за участие в тайном обществе, поэтесса, собирательница народных песен А. Н. Пасхалова, учитель гимназии Е. А. Белов. Этот кружок, со временем расширившийся, чутко реагировал на политические события в стране.
Преподавание в Саратовской гимназии

 Женитьба и переезд в Петербург

Женитьба и переезд в Петербург

В 1853 года Чернышевский познакомился со старшей дочерью саратовского врача Васильевой Ольгой Сократовной. Произошло это в 26 января 1853 года в доме дальней родственницы Пыпиных, жены саратовского брандмейстера В.А. Акимова, участника pyccко-турецкой и Отечественной войны 1812 года. В этом доме неоднократно бывал и познакомился со своей будущей женой Н. Г. Чернышевский. Ольга Сократовна была дамой обворожительной, цыганских кровей, легко и охотно пленяла мужчин. К слову, не устоял от ее чар и Добролюбов. Историю отношений со своей будущей женой Н.Г. Чернышевский изложил в "Дневнике моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье". Перед нами предстает образ человека чистого и честного, исключительно благородного в своей любви. Не одну бессонную ночь провел будущий революционер-демократ, решая вопрос, имеет ли он право связывать свою жизнь с другой. Ольга Сократовна была среди знакомых "демократов", её решительность и жизнерадостность нравились Чернышевскому, именно такой представлялась ему спутница жизни. "У нее именно такой характер, какой нужен для моего счастья и радости. Это одна из главнейших причин, по которой я хочу иметь своею женою именно ее". Ольга Сократовна без колебаний приняла предложение Чернышевского стать его женой. Венчание состоялось 29 апреля 1853 года в Сергиевской церкви, той же, где был крещен Чернышевский младенцем. От этого брака у четы родилось трое сыновей: Александр, появившийся в 1854 г, ставший математиком и ещё до революции переехавший в Италию. Виктор, умерший в 3-летнем возрасте. Михаил, родившийся в 1858 г, проживший долгую, но тяжёлую жизнь, ставший первым директором музея-усадьбы своего отца. В мае 1853 года молодожены отправились в Санкт-Петербург.

Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку. Переехав в 1853 году в Северную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». Через год, окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым.


Работа в «Современнике»

Переехав в 1853 году в Северную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». 10 мая 1855 года в университете состоялась защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», ставшей большим общественным событием и воспринятой как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым. Николай Чернышевский был одним из идеологов превращения журнала в трибуну революционной демократии, что отвернуло от «Современника» ряд авторов, среди которых были Тургенев, Толстой и Григорович. При этом Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова, которого в 1856-м привлек в журнал и передал ему руководство отделом критики. С Добролюбовым Чернышевского связывала не только общая работа в «Современнике», но и схожесть ряда социальных концепций, один из самых ярких примеров — педагогические идеи обоих философов. В конце 1857 г. он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь касающиеся планируемых аграрных реформ. В конце 1858 г. стал выступать с призывами к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путём, поскольку успех реформ мог привести к затуханию революционных настроений. Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции.

В 1860-м в свет выходит главный философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии», а год спустя, после оглашения Манифеста об отмене крепостного права, автор выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. Формально не являясь членом кружка «Земля и воля», Чернышевский тем не менее стал его идейным вдохновителем и попал под тайный надзор полиции. Чернышевский становится самым смелым борцом за освобождение крестьян, самым грозным противником царя и помещиков. Он требует не только освобождения крестьянских душ, но освобождения крестьян с землей за счет помещичьих угодий. В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а в июне под арест попал сам Николай Чернышевский. Положение литератора ухудшило письмо Герцена к революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором первый заявлял о своей готовности издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в Петропавловскую крепость.
   Работа в «Современнике»

  Арест и следствие

Арест и следствие

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и помещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. В 1863 году в возобновлённом журнале «Современник» был напечатан роман «Что делать?», написанный Чернышевским, находившимся под арестом в Петропавловской крепости. Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Роман был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети». "Что делать, – спрашивал Чернышевский, – когда народ твой несчастен и живет в нищете и рабстве?" И он отвечал: "Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья моя, поднимайтесь, это не так трудно!" Следственная комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Перед публикацией Некрасов, везя рукопись в типографию Вульфа, потерял её. Это был единственный экземпляр. Вероятно, роман погиб бы, но, благодаря своевременно данному газетному объявлению, рукопись была найдена и возвращена Некрасову. Публикация вызвала раздражение. Ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом. Однако текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.


Каторга и ссылка

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет. 19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера. После изнурительной тяжёлой дороги Чернышевского 2 (14) июля 1864 года доставили из Петербурга в Иркутск. Затем по распоряжению губернского начальства его повезли на Усольский солеваренный завод. Здесь и начались дни каторжной работы Н. Г. Чернышевского. «Я приехал в Усолье 10 (22) июля 1864 года, — писал Николай Гаврилович своей жене Ольге Сократовне, — с этого дня считается начало срока». Чернышевский встретился здесь со своими единомышленниками. Пребывание Н. Г. Чернышевского в Усолье вызвало с первых же дней страх и беспокойство местных властей. Они боялись, что Чернышевский будет оказывать революционизирующее влияние на политических каторжан. Всего двенадцать дней находился Чернышевский в Усолье. 22 июля (3 августа) 1866 года казённая повозка повезла его за Байкал, на Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму. Забайкальский военный губернатор Дитмар не разрешил заболевшему в дороге Чернышевскому даже суточную днёвку на читинском этапе, и его сразу же повезли дальше, в Нерчинский Завод, куда он был доставлен 3 августа 1864 года совершенно больной. в 1866 году Н. Г. Чернышевский был переведён в Александровский Завод и пробыл там до 1871 года.

Примерно в это время Чернышевский пишет роман «Старина», о предреформенной России. Роман был закончен, рукопись отправлена А. Н. Пыпину в 1866 году. Рукопись была уничтожена Пыпиным, опасавшимся полицейского обыска. В Александровском заводе в 1867—1870 годы Чернышевский работал над романом «Пролог» — вторую часть задуманной им трилогии. Чернышевский придавал большое значение этому роману. Он настойчиво требовал от Пыпина опубликовать текст в России и за границей: Прошу напечатать, сколько возможно по цензурным условиям. Если уцелеет хоть половина, и то хорошо. Пыпин не стал печатать роман, сочтя его политически несвоевременным и литературно беспомощным. В 1871 году у Чернышевского кончился официально установленный срок каторжных работ, он находился в это время в Александровском Заводе. После этого в 1871 году под конвоем жандармов Чернышевский был отправлен из Александровского Завода в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В Александровском Заводе по сей день сохранился дом-музей Н. Г. Чернышевского — дом, в котором он жил. В 1871 и 1875 были сделаны неудачные попытки освобождения Чернышевского из ссылки. В 1883 году ему дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань. В Астрахани он пробыл пять с половиной лет. Его сын Михаил Чернышевский пытался добиться перевода отца в Петербург или Москву, где ему было бы проще заниматься литературным трудом, но его прошения успеха не имели.

Каторга и ссылка

 Последние годы и смерть

Последние годы и смерть

В конце концов ему удалось добиться перевода Чернышевского в Саратов, куда он прибыл 27 июня 1889 года. Чернышевский вернулся в Саратов, но в родном доме больше не жил. В последние годы жизни Чернышевский задумал создать русский энциклопедический словарь (по типу энциклопедии Брокгауза и Ефрона), содержащий популярные сведения по разнообразным областям знания, написать книги для детей — по политической экономии и истории. Много времени Чернышевский посвятил работе над архивом Н.А. Добролюбова, приведя в порядок все его бумаги. Он охотно встречался с деятелями самых разнообразных обществ, восстановил часть старых связей, приобрел большое количество новых знакомых, вел интенсивную переписку и т. д. В августе 1889 года он встретился с писателем В. Г. Короленко. Владимир Галактионович Короленко приехал, чтобы встретиться с Чернышевским 17 августа 1889 года, но не застал его дома и хотел навестить на следующий день. Чернышевский же сам пришел у нему в гости в гостиницу "Татарская", где проживал Владимир Галактионович. 18 августа 1889 года они встречаются здесь же, в этом здании. «Не думал я, обнимая его на прощание, — писал Короленко,— что вижусь с ним в последний раз».

Н.Г. Чернышевский прожил в Саратове только четыре месяца. На его здоровье не могли не сказаться резкая перемена климата и напряженная работа. В сентябре Чернышевский ощутил упадок сил, стал жаловаться на головные боли, принимал хину для предупреждения лихорадки, которой заболел еще в Астрахани. 14 октября произошел роковой приступ болезни, а 17 (29) октября 1889 года Н. Г. Чернышевский скончался от кровоизлияния в мозг. Хотя о смерти Чернышевского было запрещено сообщать, весть эта разнеслась по России. Семья покойного получила множество телеграмм и писем с выражением соболезнования об утрате. Похороны Чернышевского превратились в многолюдную демонстрацию. После смерти в 1889 году писатель был похоронен в одном склепе с родителями. Склеп находился рядом с Кладбищенским храмом в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище. На его могиле, по традиции тех лет, был установлен в 1891 году памятник-часовенка ((автор Ф.Г.Беренштам). В советское время в 30-х годах, был снесен кладбищенский храм в честь Воскресения Христова, возле которого находилась могила Н.Г.Чернышевского. А вместо часовни на могиле (точнее возле неё, на месте алтаря разрушенной Воскресенской церкви) к 50-летию со дня смерти Чернышевского 30 октября 1939 года был установлен памятник у могилы Н.Г.Чернышевского работы архитектора М. В. Крестина и известного саратовского скульптора П. Ф. Дундука. Выполнен памятник в виде арки из красного камня и чёрного обелиска с барельефным портретом Чернышевского под её сводами. Внутри арки на белой плите выбиты слова: "Я хорошо служил своей Родине и имею право на признательность ее". А часовня ныне находится во дворе дома- музея Н.Г.Чернышевского.


Память о Н.Г.Чернышевском

На площади Н.Г.Чернышевского открыт памятник великому писателю, созданный известным скульптором А.П. Кибальниковым. Торжественное открытие памятника, впоследствии ставшего одним из символов Саратова, было приурочено к празднованию 125-летия Чернышевского и состоялось 26 июля 1953 года. За создание скульптуры Н.Г. Чернышевского А.П. Кибальникову была присуждена Государственная премия СССР. В статье "Работа над памятником Н. Г. Чернышевскому" Кибальников писал: "Чернышевский показан в расцвете сил, со взглядом, устремленным в далекое будущее. В правой руке он держит свиток своего литературного произведения - главного оружия, которым он боролся за счастье народа". Глиняный макет был одобрен лично Иосифом Сталиным, с единственным замечанием по поводу длинных волос, которые, однако, были оставлены. Постамент был выполнен по проекту архитектора Н. П. Гришина. Интересный факт, то что на этом месте стоял памятник царю Александру II. Следует обратить внимание на политический и идеологический подтекст расположения памятника Чернышевскому на месте памятника Александру II, режимом которого за антиправительственные действия он был сослан на каторжные работы. Постамент от памятника царю был сохранён и позже использован при сооружении памятника Ф. Э. Дзержинскому на Привокзальной площади Саратова.

В честь революционера демократа, ученого, писателя Николая Гавриловича Чернышевского в Саратове назван бывший Императорский Николаевский университет. В октябре 1923 года университет был переименован в Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Есть памятник Н. Г. Чернышевскому и на территории университета. Бюст Чернышевского в СГУ, в прошлом дважды менявший своё место расположения, сегодня украшает Актовую площадь СГУ за X корпусом (угол Московской и Астраханской улиц). Это второй в Саратове памятник Н. Г. Чернышевскому, он был установлен к 18-летию Октябрьской революии в 1935 году Саратовским государственным университетом. В честь Н.Г.Чернышевского названа одна из самых больших и широких улиц Саратова, улица на которой располагалась усадьба Чернышевских в которой теперь расположен Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. Имя писателя носит площадь в центре города рядом с парком Липки, так любимым им, и рядом с Саратовской консерваторией. Барельефный портрет Чернышевского является частью композиции диорамы "Саратов вчера, сегодня, завтра" на площади Чернышевского. Мемориальные доски установлены на зданиях бывших духовной семинарии (улица Челюскинцев) и 1-й мужской гимназии (улица Некрасова), в которых учился и работал будущий писатель. В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Иркутск, Усолье-Сибирское где жил и бывал писатель. Посёлок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки писателя. Имеются памятники в Санкт-Петербурге, Вилюйске и посёлке Чернышевский. В Москве памятник Чернышевскому установлен в 1988 году в сквере рядом с улицей, носившей его имя (в 1992 ей вернули дореволюционное название Покровка). Проект разработали скульптор Ю. Г. Нерода и архитектор В. А. Петербуржцев. Чернышевский сидит в крылатке на скамье, за его спиной находится гранитная стена с вмонтированными «причальными кольцами», символизирующими кандалы. Также имя Н. Г. Чернышевского носят:
В Санкт-Петербурге: станция метро, проспект и площадь, а также сад.
Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
Вилюйское педагогическое училище.
В Якутске улица имени Н. Г. Чернышевского.
Забайкальский государственный университет.
Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.
 Память о Н.Г.Чернышевском

 Влияние Чернышевского на историю

Влияние Чернышевского на историю

Влияние Чернышевского на современников было огромно. Его воззрения (прежде всего — изложенные в романе «Что делать?» воспринимались буквально как руководство к действию. Как вспоминал А. М. Скабичевский: Всюду начали заводиться производительные и потребительные ассоциации, мастерские, швейные, сапожные, переплетные, прачечные, коммуны для общежитий, семейные квартиры с нейтральными комнатами и пр. Фиктивные браки с целью освобождения генеральских и купеческих дочек из-под ига семейного деспотизма в подражание Лопухову и Вере Павловне, сделались обыденным явлением жизни, при чем редкая освободившаяся таким образом барыня не заводила швейной мастерской…
Е. Н. Водовозова вспоминала: В настоящее время трудно представить себе, какое огромное влияние имел роман на своих современников. Его обсуждали не только в собраниях, специально для этой цели устраиваемых, но редкая вечеринка обходилась без споров и толков о тех и других вопросах, в нем затронутых.
В. И. Ленин: Роман «Что делать?» меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.
П. А. Кропоткин: Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.
Г. В. Плеханов отмечал: «моё собственное умственное развитие совершилось под огромнейшим влиянием Чернышевского, разбор взглядов которого был целым событием в моей литературной жизни».
Писатель В. А. Гиляровский после прочтения «Что делать?» сбежал из дома на Волгу — в бурлаки.
“Нравственное качество его души было испытано великим испытанием и оказалось полновесным, — отозвался о Чернышевском далекий от его воззрений религиозный мыслитель и поэт Владимир Соловьев. — Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого человека”…

Чернышевский как революционный идеолог и романист упоминается в высказываниях Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Ботева и других исторических личностей. Карл Маркс писал в Послесловии к второму изданию «Капитала»: ...банкротство «буржуазной» политической экономии, как мастерски выяснил уже в своих «Очерках политической экономии по Миллю» великий русский ученый и критик Н. Чернышевский.
В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с крайне восторженными высказываниями В. И. Ленина о романе «Что делать?». Приведем слова В.И.Ленина: "Чернышевский был революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей".
<< В раздел Саратов и судьбы На следующую страницу >>
Экологическое обращение к туристам
0
0 0 75

Фото читателей посетивших эти места

Делитесь своими фотографиями и впечатлениями, своими трофеями и всем интересным, что с Вами произошло с другими читателями.

Удалить свои фото можно на своей странице во вкладке - фотографии.



Загрузить свои фото

Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь

Отзывы читателей посетивших эти места

Поделитесь своими впечетлениями с другими читателями Хвалитесь своими новыми открытиями и достижениями, остерегайте других от ошибок!

Все оставленные читателями отзывы можно посмотреть в Книге отзывов


Написать отзыв


Войдите под своим логином, пожалуйста

или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта.


:) .) :} :D ;) :( :l :|










____


Чернышевский Николай Гаврилович
1 шт.

Чернышевский Николай Гаврилович

Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.


Николай Гаврилович Чернышевский (12 [24] июля 1828, Саратов, Российская Империя — 17 [29] октября 1889, там же) — философ-материалист, публицист и литературный критик, писатель, революционер-демократ, теоретик утопического социализма и идейный вдохновитель революционно настроенных умов России. Его сочинения оказали влияние на творчество Владимира Ленина, Эммы Гольдман и некоторых других революционеров и социалистов. Николай Гаврилович Чернышевский — один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейным лидером «Земли и воли» (сообщества, в котором подымались революционные идеи). Однако помимо литературного вклада свое призвание он нашел также, и, возможно, прежде всего, в области философии, литературной критики и в публицистике. Именно по причине такой активности, он считался наиболее опасным врагом Российской империи.

Жизнь писателя Николая Чернышевского была непростой. Будучи не только мастером пера, но и философом, он разделял умеренные революционные взгляды и верил в демократическую революцию, за что и преследовался властями. В итоге он поплатился жизнью за твёрдость своих убеждений, но так и не сдался, до последнего оставаясь верным своим принципам. Вся жизнь Чернышевского была проникнута идеей борьбы за интересы народа, за освобождение трудящихся от угнетения. Он горел священной ненавистью к порабощению человека человеком и страстно мечтал о счастливом будущем для всех людей. Более того, Николай Гаврилович был один из первых в России, кто настаивал на скорейшем решении «женского вопроса». Он активно добивался предоставления женщинам свобод наряду с мужчинами. Сам Н.Г. Чернышевский писал: "Содействовать славе непреходящей, а вечной своего Отечества и благу человечества - что может быть выше и вожделеннее этого."



 Ранние годы

Ранние годы

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—23.10.1861), происходившего из крепостных села Чернышёва Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села и дало ему фамилию. Мальчик с детства страдал сильнейшей близорукостью. "В детстве я не мог выучиться ни одному из ребяческих искусств, которыми занимались мои приятели-дети..." писал Чернышевский. Невозможность заниматься практической деятельностью влекла мальчика к книгам. Мальчик очень много (и беспорядочно) читал, в семье имел прозвище «библиофага». Сам Чернышевский вспоминал об этом так: "Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано... В десять лет я уже знал о Фрейнсгеймии, и о Петавии, и о Гревии, и об ученой госпоже Дасиер, - в 12 лет к моим ежедневным предметам рассмотрения прибавились люди в роде Корнелиуса а Лапиде, Буддея, Адама Зерникава (его я в особенности уважал)… читал решительно все..."

До 14-летнего возраста будущий писатель учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что позже к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского». Способный от природы, с острой памятью и впечатлительным, пылким умом, жадно поглощавшим не только школьное, но и всякое знание, мальчик учился отлично. В восемь лет он уже знал латынь и греческий, а в десять – французский, немецкий, арабский. Интересовал его и татарский язык. И, чтобы утвердить свои знания, мальчик часто останавливал прохожих татар и говорил с ними на их родном наречии. Самому Николаю Гавриловичу запомнилась «трудовая атмосфера» семьи, где все «старшие были заняты полезным делом с утра до ночи». Впоследствии Чернышевский отмечал, какое огромное влияние оказала на него семья: «...вырастая... я привык видеть людей, поступающих, говорящих, думающих сообразно с действительной жизнью». В 1843 году пятнадцатилетний Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию.



     Годы учебы в Саратовской духовной семинарии

Годы учебы в Саратовской духовной семинарии

В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Ректором ее был архимандрит, инспектором – иеромонах, учителями – богословы. Обучали там по старинке, по старым учебникам XVIII века, которые, быть может, еще держал в своих руках Ломоносов. Семинария напоминала бурсу – школу очень жестокую. Учеников били. Карцер никогда не пустовал. По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования. Могла ли такая школа и такая жизнь удовлетворить одаренного юношу, его пытливость и любознательность – все те качества души и ума, какими обладал Чернышевский? В письме от 3 февраля 1844 года своему родственнику Раеву, студенту Медико-хирургической академии в Петербурге, он сообщал: "Разумеется, скучно в семинарии .... Уж если разобраться только, то лучше всего не поступать бы никуда, прямо в университет... Дрязги семинарские превосходят все описание. Час от часу все хуже, глубже и пакостнее".

Отец Гавриил Иванович Чернышевский с 1828 по 1843 год работал в духовной консистории. 18 ноября 1843 года он "был уволен от присутствования в Саратовской духовной консистории". Это увольнение сыграло большую роль в жизни Чернышевского, при обсуждении на семейном совете, где дальше учиться Николеньке: в духовной академии или университете. После того, как он проучился в духовной семинарии три года, его родители пришли к выводу, что серьезного образования сыну здесь не получить, в 1846 году он оставил семинарию. Было решено дальнейшее образование будет не духовное, а гражданское и поэтому в 1846 году Николай Чернышевский уезжает в Санкт-Петербург и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета.



Учеба в Петербургском университете

Учеба в Петербургском университете

Не окончив семинарии, в 1846 году Чернышевский поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Здесь, в университете, Чернышевский впервые натолкнулся на революционеров, на людей, которые говорили, что крепостное право – это самая большая несправедливость, какая может быть в мире. В университете Чернышевский познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым. Именно он свел молодого студента с представителями кружка петрашевцев. Членом этого кружка Чернышевский не стал, однако нередко бывал на других собраниях — в обществе отца русского нигилизма Иринарха Введенского. После ареста петрашевцев Николай Чернышевский записал в своем дневнике, что посетители кружка Введенского «о возможности восстания, которое бы освободило их, и не думают». Николай Гаврилович с интересом читал сочинения крупнейших философов, начиная с Аристотеля и Платона и кончая Фейербахом и Гегелем, экономистов и теоретиков искусства, а также труды естествоиспытателей. Выросший в религиозной семье, с детства привыкший верить в бога, Чернышевский с трудом расставался с этой верой.

Именно в этот период формируются революционные политические и социальные взгляды Чернышевского: увлечение материализмом и прогрессивной западноевропейской философией, концепция "разумного эгоизма", идея отмены крепостного права с передачей земель в общинное владение, критика идеалистических воззрений, либеральной, христианской и буржуазной морали. А не было бы увольнения отца, может и не узнали бы никогда широкие массы про существование Николая Чернышевского. В период обучения в университете Чернышевский увлекся чтением трудов античных философов и мыслителей французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков домарксистской политэкономии, сочинений Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха. Как публицист он вдохновлялся текстами Виссариона Белинского и Александра Герцена. Чтение серьезных книг не прошло для него бесследно, вскоре Николай Гаврилович и сам взялся за перо и начал писать свои первые художественные произведения. Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию.



Преподавание в Саратовской гимназии

Преподавание в Саратовской гимназии

В 1850 году Чернышевский получил степень кандидата (последняя ученая степень по авторитетности после доктора и магистра) и отбыл в Саратов, где был принят на должность преподавателя словесности в местную гимназию, где работает с 1851 по 1853 год. Он был полный желания и сил способствовать воспитанию подраставшего поколения. «Я по мере сил... буду содействовать развитию тех, кто сам еще не дошел до того, чтобы походить на порядочного молодого человека», — писал он своему товарищу по университету. И действительно, он оказал большое влияние на своих учеников. Мемуаристы рассказывают, что уроки Чернышевского проходили очень оживленно. На них обсуждались темы, связанные не только с историей и теорией литературы, но и с русской, а также всеобщей историей, причем от учеников требовались самостоятельные суждения по каждому вопросу. На его Чернышевского зазвучали страницы из произведений Гоголя, Салтыкова, Гончарова, Тургенева, Некрасова.

Будучи на тот момент уже революционно настроенным молодым человеком и имея по долгу службы собственную аудиторию, Чернышевский тогда не преминул воспользоваться возможностью поделиться со своими подопечными радикальными для того времени идеями. Усилия молодого учителя не пропали даром. В 60 — 70-х годах около 30 учеников Чернышевского участвовали в деятельности нелегальных обществ и кружков. А уроженец Аткарского уезда Саратовской губернии, бывший ученик гимназии Дмитрий Каракозов совершил 4 апреля 1866 года неудачное покушение на Александра П. Его также связали с Чернышевским. Однако во время следствия выяснилось, что в бытность Чернышевского в гимназии Каракозов учился в I классе. Вокруг Чернышевского сложился небольшой кружок прогрессивной саратовской интеллигенции. Среди них были историк, профессор Киевского университета Н. И. Костомаров, сосланный в Саратов за участие в тайном обществе, поэтесса, собирательница народных песен А. Н. Пасхалова, учитель гимназии Е. А. Белов. Этот кружок, со временем расширившийся, чутко реагировал на политические события в стране.



 Женитьба и переезд в Петербург

Женитьба и переезд в Петербург

В 1853 года Чернышевский познакомился со старшей дочерью саратовского врача Васильевой Ольгой Сократовной. Произошло это в 26 января 1853 года в доме дальней родственницы Пыпиных, жены саратовского брандмейстера В.А. Акимова, участника pyccко-турецкой и Отечественной войны 1812 года. В этом доме неоднократно бывал и познакомился со своей будущей женой Н. Г. Чернышевский. Ольга Сократовна была дамой обворожительной, цыганских кровей, легко и охотно пленяла мужчин. К слову, не устоял от ее чар и Добролюбов. Историю отношений со своей будущей женой Н.Г. Чернышевский изложил в "Дневнике моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье". Перед нами предстает образ человека чистого и честного, исключительно благородного в своей любви. Не одну бессонную ночь провел будущий революционер-демократ, решая вопрос, имеет ли он право связывать свою жизнь с другой. Ольга Сократовна была среди знакомых "демократов", её решительность и жизнерадостность нравились Чернышевскому, именно такой представлялась ему спутница жизни. "У нее именно такой характер, какой нужен для моего счастья и радости. Это одна из главнейших причин, по которой я хочу иметь своею женою именно ее". Ольга Сократовна без колебаний приняла предложение Чернышевского стать его женой. Венчание состоялось 29 апреля 1853 года в Сергиевской церкви, той же, где был крещен Чернышевский младенцем. От этого брака у четы родилось трое сыновей: Александр, появившийся в 1854 г, ставший математиком и ещё до революции переехавший в Италию. Виктор, умерший в 3-летнем возрасте. Михаил, родившийся в 1858 г, проживший долгую, но тяжёлую жизнь, ставший первым директором музея-усадьбы своего отца. В мае 1853 года молодожены отправились в Санкт-Петербург.

Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку. Переехав в 1853 году в Северную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». Через год, окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым.



   Работа в «Современнике»

Работа в «Современнике»

Переехав в 1853 году в Северную столицу, Чернышевский публиковал небольшие статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». 10 мая 1855 года в университете состоялась защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», ставшей большим общественным событием и воспринятой как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства». Окончательно покончив с карьерой учителя, Чернышевский пришел в «Современник» и уже в 1855-м стал фактически руководить журналом наряду с Некрасовым. Николай Чернышевский был одним из идеологов превращения журнала в трибуну революционной демократии, что отвернуло от «Современника» ряд авторов, среди которых были Тургенев, Толстой и Григорович. При этом Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова, которого в 1856-м привлек в журнал и передал ему руководство отделом критики. С Добролюбовым Чернышевского связывала не только общая работа в «Современнике», но и схожесть ряда социальных концепций, один из самых ярких примеров — педагогические идеи обоих философов. В конце 1857 г. он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь касающиеся планируемых аграрных реформ. В конце 1858 г. стал выступать с призывами к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путём, поскольку успех реформ мог привести к затуханию революционных настроений. Продолжая активную работу в «Современнике», в 1858 году литератор стал первым редактором журнала «Военный сборник» и привлек в революционные кружки некоторых русских офицеров. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции.

В 1860-м в свет выходит главный философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии», а год спустя, после оглашения Манифеста об отмене крепостного права, автор выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. Формально не являясь членом кружка «Земля и воля», Чернышевский тем не менее стал его идейным вдохновителем и попал под тайный надзор полиции. Чернышевский становится самым смелым борцом за освобождение крестьян, самым грозным противником царя и помещиков. Он требует не только освобождения крестьянских душ, но освобождения крестьян с землей за счет помещичьих угодий. В мае 1862 года «Современник» закрыли на восемь месяцев «за вредное направление», а в июне под арест попал сам Николай Чернышевский. Положение литератора ухудшило письмо Герцена к революционеру и публицисту Николаю Серно-Соловьевичу, в котором первый заявлял о своей готовности издавать журнал за границей. Чернышевского обвинили в связях с революционной эмиграцией и заключили в Петропавловскую крепость.



  Арест и следствие

Арест и следствие

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован и помещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. В 1863 году в возобновлённом журнале «Современник» был напечатан роман «Что делать?», написанный Чернышевским, находившимся под арестом в Петропавловской крепости. Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года. Роман был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети». "Что делать, – спрашивал Чернышевский, – когда народ твой несчастен и живет в нищете и рабстве?" И он отвечал: "Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья моя, поднимайтесь, это не так трудно!" Следственная комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Перед публикацией Некрасов, везя рукопись в типографию Вульфа, потерял её. Это был единственный экземпляр. Вероятно, роман погиб бы, но, благодаря своевременно данному газетному объявлению, рукопись была найдена и возвращена Некрасову. Публикация вызвала раздражение. Ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом. Однако текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.



Каторга и ссылка

Каторга и ссылка

7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет. 19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера. После изнурительной тяжёлой дороги Чернышевского 2 (14) июля 1864 года доставили из Петербурга в Иркутск. Затем по распоряжению губернского начальства его повезли на Усольский солеваренный завод. Здесь и начались дни каторжной работы Н. Г. Чернышевского. «Я приехал в Усолье 10 (22) июля 1864 года, — писал Николай Гаврилович своей жене Ольге Сократовне, — с этого дня считается начало срока». Чернышевский встретился здесь со своими единомышленниками. Пребывание Н. Г. Чернышевского в Усолье вызвало с первых же дней страх и беспокойство местных властей. Они боялись, что Чернышевский будет оказывать революционизирующее влияние на политических каторжан. Всего двенадцать дней находился Чернышевский в Усолье. 22 июля (3 августа) 1866 года казённая повозка повезла его за Байкал, на Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму. Забайкальский военный губернатор Дитмар не разрешил заболевшему в дороге Чернышевскому даже суточную днёвку на читинском этапе, и его сразу же повезли дальше, в Нерчинский Завод, куда он был доставлен 3 августа 1864 года совершенно больной. в 1866 году Н. Г. Чернышевский был переведён в Александровский Завод и пробыл там до 1871 года.

Примерно в это время Чернышевский пишет роман «Старина», о предреформенной России. Роман был закончен, рукопись отправлена А. Н. Пыпину в 1866 году. Рукопись была уничтожена Пыпиным, опасавшимся полицейского обыска. В Александровском заводе в 1867—1870 годы Чернышевский работал над романом «Пролог» — вторую часть задуманной им трилогии. Чернышевский придавал большое значение этому роману. Он настойчиво требовал от Пыпина опубликовать текст в России и за границей: Прошу напечатать, сколько возможно по цензурным условиям. Если уцелеет хоть половина, и то хорошо. Пыпин не стал печатать роман, сочтя его политически несвоевременным и литературно беспомощным. В 1871 году у Чернышевского кончился официально установленный срок каторжных работ, он находился в это время в Александровском Заводе. После этого в 1871 году под конвоем жандармов Чернышевский был отправлен из Александровского Завода в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. В Александровском Заводе по сей день сохранился дом-музей Н. Г. Чернышевского — дом, в котором он жил. В 1871 и 1875 были сделаны неудачные попытки освобождения Чернышевского из ссылки. В 1883 году ему дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань. В Астрахани он пробыл пять с половиной лет. Его сын Михаил Чернышевский пытался добиться перевода отца в Петербург или Москву, где ему было бы проще заниматься литературным трудом, но его прошения успеха не имели.




 Последние годы и смерть

Последние годы и смерть

В конце концов ему удалось добиться перевода Чернышевского в Саратов, куда он прибыл 27 июня 1889 года. Чернышевский вернулся в Саратов, но в родном доме больше не жил. В последние годы жизни Чернышевский задумал создать русский энциклопедический словарь (по типу энциклопедии Брокгауза и Ефрона), содержащий популярные сведения по разнообразным областям знания, написать книги для детей — по политической экономии и истории. Много времени Чернышевский посвятил работе над архивом Н.А. Добролюбова, приведя в порядок все его бумаги. Он охотно встречался с деятелями самых разнообразных обществ, восстановил часть старых связей, приобрел большое количество новых знакомых, вел интенсивную переписку и т. д. В августе 1889 года он встретился с писателем В. Г. Короленко. Владимир Галактионович Короленко приехал, чтобы встретиться с Чернышевским 17 августа 1889 года, но не застал его дома и хотел навестить на следующий день. Чернышевский же сам пришел у нему в гости в гостиницу "Татарская", где проживал Владимир Галактионович. 18 августа 1889 года они встречаются здесь же, в этом здании. «Не думал я, обнимая его на прощание, — писал Короленко,— что вижусь с ним в последний раз».

Н.Г. Чернышевский прожил в Саратове только четыре месяца. На его здоровье не могли не сказаться резкая перемена климата и напряженная работа. В сентябре Чернышевский ощутил упадок сил, стал жаловаться на головные боли, принимал хину для предупреждения лихорадки, которой заболел еще в Астрахани. 14 октября произошел роковой приступ болезни, а 17 (29) октября 1889 года Н. Г. Чернышевский скончался от кровоизлияния в мозг. Хотя о смерти Чернышевского было запрещено сообщать, весть эта разнеслась по России. Семья покойного получила множество телеграмм и писем с выражением соболезнования об утрате. Похороны Чернышевского превратились в многолюдную демонстрацию. После смерти в 1889 году писатель был похоронен в одном склепе с родителями. Склеп находился рядом с Кладбищенским храмом в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище. На его могиле, по традиции тех лет, был установлен в 1891 году памятник-часовенка ((автор Ф.Г.Беренштам). В советское время в 30-х годах, был снесен кладбищенский храм в честь Воскресения Христова, возле которого находилась могила Н.Г.Чернышевского. А вместо часовни на могиле (точнее возле неё, на месте алтаря разрушенной Воскресенской церкви) к 50-летию со дня смерти Чернышевского 30 октября 1939 года был установлен памятник у могилы Н.Г.Чернышевского работы архитектора М. В. Крестина и известного саратовского скульптора П. Ф. Дундука. Выполнен памятник в виде арки из красного камня и чёрного обелиска с барельефным портретом Чернышевского под её сводами. Внутри арки на белой плите выбиты слова: "Я хорошо служил своей Родине и имею право на признательность ее". А часовня ныне находится во дворе дома- музея Н.Г.Чернышевского.



 Память о Н.Г.Чернышевском

Память о Н.Г.Чернышевском

На площади Н.Г.Чернышевского открыт памятник великому писателю, созданный известным скульптором А.П. Кибальниковым. Торжественное открытие памятника, впоследствии ставшего одним из символов Саратова, было приурочено к празднованию 125-летия Чернышевского и состоялось 26 июля 1953 года. За создание скульптуры Н.Г. Чернышевского А.П. Кибальникову была присуждена Государственная премия СССР. В статье "Работа над памятником Н. Г. Чернышевскому" Кибальников писал: "Чернышевский показан в расцвете сил, со взглядом, устремленным в далекое будущее. В правой руке он держит свиток своего литературного произведения - главного оружия, которым он боролся за счастье народа". Глиняный макет был одобрен лично Иосифом Сталиным, с единственным замечанием по поводу длинных волос, которые, однако, были оставлены. Постамент был выполнен по проекту архитектора Н. П. Гришина. Интересный факт, то что на этом месте стоял памятник царю Александру II. Следует обратить внимание на политический и идеологический подтекст расположения памятника Чернышевскому на месте памятника Александру II, режимом которого за антиправительственные действия он был сослан на каторжные работы. Постамент от памятника царю был сохранён и позже использован при сооружении памятника Ф. Э. Дзержинскому на Привокзальной площади Саратова.

В честь революционера демократа, ученого, писателя Николая Гавриловича Чернышевского в Саратове назван бывший Императорский Николаевский университет. В октябре 1923 года университет был переименован в Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Есть памятник Н. Г. Чернышевскому и на территории университета. Бюст Чернышевского в СГУ, в прошлом дважды менявший своё место расположения, сегодня украшает Актовую площадь СГУ за X корпусом (угол Московской и Астраханской улиц). Это второй в Саратове памятник Н. Г. Чернышевскому, он был установлен к 18-летию Октябрьской революии в 1935 году Саратовским государственным университетом. В честь Н.Г.Чернышевского названа одна из самых больших и широких улиц Саратова, улица на которой располагалась усадьба Чернышевских в которой теперь расположен Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского. Имя писателя носит площадь в центре города рядом с парком Липки, так любимым им, и рядом с Саратовской консерваторией. Барельефный портрет Чернышевского является частью композиции диорамы "Саратов вчера, сегодня, завтра" на площади Чернышевского. Мемориальные доски установлены на зданиях бывших духовной семинарии (улица Челюскинцев) и 1-й мужской гимназии (улица Некрасова), в которых учился и работал будущий писатель. В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Иркутск, Усолье-Сибирское где жил и бывал писатель. Посёлок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки писателя. Имеются памятники в Санкт-Петербурге, Вилюйске и посёлке Чернышевский. В Москве памятник Чернышевскому установлен в 1988 году в сквере рядом с улицей, носившей его имя (в 1992 ей вернули дореволюционное название Покровка). Проект разработали скульптор Ю. Г. Нерода и архитектор В. А. Петербуржцев. Чернышевский сидит в крылатке на скамье, за его спиной находится гранитная стена с вмонтированными «причальными кольцами», символизирующими кандалы. Также имя Н. Г. Чернышевского носят:
В Санкт-Петербурге: станция метро, проспект и площадь, а также сад.
Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
Вилюйское педагогическое училище.
В Якутске улица имени Н. Г. Чернышевского.
Забайкальский государственный университет.
Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.



 Влияние Чернышевского на историю

Влияние Чернышевского на историю

Влияние Чернышевского на современников было огромно. Его воззрения (прежде всего — изложенные в романе «Что делать?» воспринимались буквально как руководство к действию. Как вспоминал А. М. Скабичевский: Всюду начали заводиться производительные и потребительные ассоциации, мастерские, швейные, сапожные, переплетные, прачечные, коммуны для общежитий, семейные квартиры с нейтральными комнатами и пр. Фиктивные браки с целью освобождения генеральских и купеческих дочек из-под ига семейного деспотизма в подражание Лопухову и Вере Павловне, сделались обыденным явлением жизни, при чем редкая освободившаяся таким образом барыня не заводила швейной мастерской…
Е. Н. Водовозова вспоминала: В настоящее время трудно представить себе, какое огромное влияние имел роман на своих современников. Его обсуждали не только в собраниях, специально для этой цели устраиваемых, но редкая вечеринка обходилась без споров и толков о тех и других вопросах, в нем затронутых.
В. И. Ленин: Роман «Что делать?» меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.
П. А. Кропоткин: Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.
Г. В. Плеханов отмечал: «моё собственное умственное развитие совершилось под огромнейшим влиянием Чернышевского, разбор взглядов которого был целым событием в моей литературной жизни».
Писатель В. А. Гиляровский после прочтения «Что делать?» сбежал из дома на Волгу — в бурлаки.
“Нравственное качество его души было испытано великим испытанием и оказалось полновесным, — отозвался о Чернышевском далекий от его воззрений религиозный мыслитель и поэт Владимир Соловьев. — Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого человека”…

Чернышевский как революционный идеолог и романист упоминается в высказываниях Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Ботева и других исторических личностей. Карл Маркс писал в Послесловии к второму изданию «Капитала»: ...банкротство «буржуазной» политической экономии, как мастерски выяснил уже в своих «Очерках политической экономии по Миллю» великий русский ученый и критик Н. Чернышевский.
В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с крайне восторженными высказываниями В. И. Ленина о романе «Что делать?». Приведем слова В.И.Ленина: "Чернышевский был революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей".

0
0 0 76
<< В раздел Саратов и судьбы
К следующей странице >>
Пока нет отзывов
0
Нет фото читателей
0


Дополнительные материалы: