Поиск достопримечательностей по сайту
Логотип сайта Туристический Саратов
Поиск достопримечательностей по району
Войти через соцсети:

Вход на сайт

Мюфке Карл Людвигович

За годы работы в Саратове Карл Людвигович Мюфке создал два прекрасных архитектурных ансамбля – комплекс зданий университета (первые четыре корпуса) и клинический городок 3-й Городской больницы.

Мюфке Карл Людвигович

За годы работы в Саратове Карл Людвигович Мюфке создал два прекрасных архитектурных ансамбля – комплекс зданий университета (первые четыре корпуса) и клинический городок 3-й Городской больницы.

15.10.2023 08:26

Карл Людвигович Мюфке (полное имя Карл-Герман-Людвиг Людвигович Мюфке, нем. Karl Hermann Ludwig Müffke; 30 января (11 февраля) 1868 — 14 февраля 1933) — русский и советский архитектор, художник и строитель корпусов Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, а также известен как зодчий казанских архитектурных памятников, таких как Здание Казанской художественной школы и «Дом Ушковой» (Национальная библиотека Республики Татарстан).

За годы работы в Саратове Карл Людвигович Мюфке создал два прекрасных архитектурных ансамбля – комплекс зданий университета (первые четыре корпуса) и клинический городок 3-й Городской больницы (бывшая 3-я Советская), а также собственный дом на углу улиц Вавилова и Железнодорожной и газовый завод университета на Белоглинской улице. При Советской власти Мюфке преподавал в саратовских институтах и продолжал работу над строительством клинического городка.




В автобиографии Карл Людвигович Мюфке предельно лаконичен и собственному детству посвятил лишь одну-единственную строчку: «Родился в Воронеже 30 января 1868 года, сын провизора-аптекаря». Мать - Марии Германовны Столль (Штоль), дочери известного воронежского врача и благотворителя Г.Ф. Столля. Учился в местной гимназии, после чего, проявив склонность к точным дисциплинам, поступил в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. Теперь можно только предполагать, насколько поразил воронежского юношу «державный град Петров». Торжественность древних соборов, особняки, в которых смешались стили, вязь чугунных решеток бесчисленных мостов...

В учебе на архитектурном отделении академии художеств Мюфке проявил себя блестяще: в процессе обучения удостоился за свои проекты двух серебряных медалей — большой и малой. В 1893 году, в связи с реорганизацией академии, Мюфке переведён слушателем Высшего художественного училища. В 1896 году Карл Людвигович успешно окончил училище и получил звание архитектора-художника. В качестве поощрения за хорошую учёбу Мюфке был направлен в поездку по Италии, Франции, Германии и Австрии для ознакомления с лучшими образцами европейской архитектуры. Изучение классической архитектуры Рима способствует формированию уникальных навыков архитектора и художника. По возвращении в Россию в 1897 году Мюфке получает назначение на государственную службу в Казанскую художественную школу, бывшую в ведении Академии художеств.

С 1897 г. по 1910 г. художник постоянно проживает в Казани, совершенствуя свои познания в архитектурном деле, в котором обретает довольно большую известность и популярность. Помимо творческой работы и руководства строительством, не прекращавшихся на протяжении более чем двадцати лет ни на один день, К. Л. Мюфке занимался педагогической деятельностью. Заведуя архитектурным отделением Казанской художественной школы, он проводит активную преподавательскую работу по разнообразным предметам, в частности, по истории архитектуры, теории перспективы и теней, черчению, рисованию и живописи.

Эскизы, наброски, рисунки будущих зданий копятся на его рабочем столе, и впоследствии по проекту Карла Людвиговича и под его непосредственным руководством в Казани будет возведено здание Казанской художественной школы, напоминающее волшебный терем из русских преданий. В комплекте открыток с культовыми местами Казани присутствуют виды оригинальных особняков, среди которых и творения Карла Людвиговича. Талантливый зодчий одарил Казань множеством красивейших зданий, среди которых грех не упомянуть дом Ушаковой (ныне Национальная библиотека), похожий на белоснежный многоярусный торт на столе новобрачных. Ушаковский «торт с взбитыми сливками» возведен, кстати, по заказу племянника крупного российского химического промышленника П. К. Ушкова Алексей Константинович Ушков. Он приобрел три строения, чтобы превратить их в свадебный подарок своей невесте Зинаиде Николаевне, дочке профессора и видного хирурга Н.Ф.Высоцкого.

В Казани Мюфке и познакомился со своей будущей женой, ученицей школы – молодой художницей Наталией Арбузовой, сестрой известного казанского ученого-химика Александра Ерминингельдовича Арбузова. Они обвенчались 21 января 1900 года в Варваринской церкви Казани. В 1901 году родился их первенец – Александр, в 1903 году – Константин. Эти имена были традиционными по линии Мюфке. Карл и Наталья были счастливы в браке. Вместе супруги участвовали в организованных Карлом в школе театральных спектаклях, концертах, костюмированных вечерах-карнавалах, декорировали здание школы, готовили костюмы. В устроенном им же благотворительном бале-маскараде Наталья победила в конкурсе и запомнилась многим в костюме под девизом «жемчужина».

Работа на Ушакова - частного и богатого заказчика не только укрепила его авторитет архитектора-строителя, но и поддержала материально.Полученной за работу суммы хватило на строительство собственного дома. Семейный особняк стал первым шагом на пути к познанию новых веяний в архитектуре (шагом к модерну) и последней работой зодчего в Казани. В этом доме на Кирпично-Заводской Мюфке вместе со своей семьей и семьей жены жил периодически вплоть до отъезда в Саратов 1909 году.

В 1907 году от продолжительной тяжелой болезни умирает любимая жена Карла Людвиговича. «Мое горе действительно велико, я потерял самое дорогое для меня существо…» Хоть болезнь и длилась длительное время (у Наталии была саркома), резкая смерть жены стала для Мюфке неожиданностью. «Я потерял самое дорогое для меня существо. От „жемчужиной раковинки“ осталась одна оболочка, а самой моей „жемчужинки“ уже больше нет на свете…» — пишет он Зинаиде и Алексею Ушковым. Немного позже умирает и отец Карла Людвиговича. Эти события меняют жизнь преуспевающего архитектора.




После утраты близких у Мюфке начались нервные расстройства, после которых председатель худсовета Геннадий Медведев отправил Мюфке в отпуск. На протяжении почти двух лет Мюфке не занимался профессиональной деятельностью. Трудный период в жизни зодчего закончился благодаря удачному стечению обстоятельств. В 1909 году было принято решение об открытии в Саратове Императорского университета, ректором назначается доктор медицины, профессор Разумовский В. И. — старый друг Карла Людвиговича и бывший лечащий врач его жены. Естественно, он был в курсе тяжелых событий в жизни Мюфке и пригласил его на должность архитектора-строителя Саратовского университета.

Карл Людвигович нашел в себе силы, чтобы продолжать жить ради детей. С лета 1909 года Карл Людвигович живёт в двух городах, совмещая должности архитектора университета в Саратове и работу в Художественной школе в Казани. Но в Казани все напоминало ему о жене, и он, взвесив все «за» и «против», решил принять приглашение В. И. Разумовского и в 1912 г переехал в Саратов. Дети остались на попечении родных жены. Саратовскому периоду жизни в автобиографии Мюфке посвящено основное количество страниц. А начинается саратовская летопись следующей строкой: «Осенью 1909 года я был приглашен на должность архитектора-строителя Саратовского государственного университета и с начала 1910 года приступил к проектированию и затем к постройке зданий университета».

За проект строительства Саратовского университета были готовы биться многие архитекторы, потому как гонорар назначался очень приличный. Поражает благородное бессребреничество Мюфке. Уже утвержденный архитектором-строителем, он, тем не менее, ратовал за открытый всероссийский конкурс на лучший архитектурный проект Саратовского университета. Иными словами, он нисколько не опасался соперничества, не боялся быть отвергнутым более сильным конкурентом, если таковой найдется.

С 1909 по 1911 год Мюфке работал над проектом университета, неоднократно переделывая и видоизменяя его. 15 августа 1909 года он представил план и смету строительства университетского городка. Мюфке запроектировал продуманный комплекс зданий с единым композиционным восприятием в целом, но с различными фасадами и «сценариями» по четырем улицам, окружающим его – Московской, Астраханской, Б. Казачьей, Университетской. В этих проектах еще наиболее четко прослеживаются черты творчества Карла Людвиговича, присущие ему в казанский период его деятельности. На суд комиссии Мюфке вынес четыре варианта архитектурного ансамбля. Абсолютно разных! Можете вообразить, насколько творчески и неравнодушно относился Карл Людвигович к возложенной на него задаче. Десятый императорский университет! Он ведь понимал, что строит не на десятилетия — на века.

Когда вопрос о местонахождении университета еще только решался, Мюфке участвовал в выборе. Первоначально университетский комплекс зданий не хотели строить на Московской площади из-за обилия грунтовых вод и располагавшихся рядом казарм и тюрьмы. Одним из основных вариантов рассматривалось строительство на Соколовой горе, но Мюфке не без грусти отверг чрезвычайно захватившую его идею постройки университета на Соколовой горе: «Здесь университет красовался бы над всем Саратовом и был бы виден далеко с Волги и почти изо всего города; в свою очередь из университетских зданий открывался бы чудесный вид на Волгу и Заволжье...». Но выяснилось, что уязвимое место Соколовой горы — оползни и что университетский город-сказка может элементарно рухнуть вниз, с идеей пришлось расстаться. В ноябре 1909 года строительная комиссия окончательно остановилась на варианте строительства университета на Московской площади и Мюфке с вдохновением взялся за разработку университетской идеи в более тесном интерьере улиц. А через месяц, 6 декабря, состоялась закладка на Московской площади здания института экспериментально-медицинских наук.

Читая хроники строительства десятого императорского университета, свидетельства участников тех событий, понимаешь, что люди, стоявшие у руля этого грандиозного проекта, обладали несгибаемой волей и неиссякаемой энергией, чтобы преодолеть многочисленные препоны, трудности, нестыковки. Практически ежедневно приходил Мюфке на стройку. Ему помогали всего два человека: один по вопросам строительства, другой — архитектуры. Долгое время велась борьба с теми самыми грунтовыми водами, а потом и с чиновниками, поэтому котлованы под фундаменты 1 и 2 корпусов университета начали рыть лишь 25 июня 1910 года. 30 апреля 1911 года начались земляные работы на строительстве 3 корпуса. В сентябре 1911 года, когда строительный сезон далеко еще не завершился, поднялся вдруг ураган, который свирепствовал три дня… Все деревянные леса были разбросаны, а рабочие разбежались. Убеждая подрядчика продолжить работы Мюфке говорил: «Университет это все равно что церковь, и отказываться от постройки университета все равно что отказываться от постройки храма».

Первыми были построены два симметричных здания Института экспериментальной медицины по ул. Московской. Корпус Анатомического театра (фасад на улицу Большую Казачью) запроектирован в более классических формах, но с обязательными элементами модерна в интерьерах. Эти три здания образуют ядро постройки. Физический IV корпус, построенный в 1913 году, и построенный в 1952 году V корпус замыкают короткие стороны участка. В 1912-1913 годах на краю города у подножия Лысой горы началось строительство университетского клинического городка, проектированием комплекса зданий занимался архитектор К.Л.Мюфке. 24 мая 1915 года. несмотря на события первой мировой войны, заложили здание клиники ушных, носовых и горловых болезней им. Н.П.Симановского. Сооружение всего комплекса клинического городка затянулось на много лет. К 1928 году году были выстроены клиники: хирургическая, терапевтическая, нервно-психиатрическая и различные службы (прачечная, кухня и другие постройки).

В результате строительства первой очереди, был создан целостный архитектурный ансамбль. Два корпуса-близнеца (1-й и 2-й, хотя отличия в них есть), между которыми спрятался 4-й корпус. Открытый парадный двор-курдонер связывал эти три корпуса воедино, визуально увеличивая глубину территории. Архитектоника фасада первого корпуса напоминает дворцовую архитектонику Петербурга. Фасад делится на три части с помощью портиков, которые придают ему монументальность и художественную выразительность. Сдвоенные колонны выдержаны в строгой классической форме, но есть и элементы модерна, которые были внесены «по рекомендации». Мюфке применил их в такой мере, что общий облик здания не пострадал. На здании можно заметить пустой геральдический щит, где до 1917 года располагался вензель императора Николая II. Удивительно то, что разнообразные декоративные элементы здания: львиные маски и фигуры людей, К. Л. Мюфке заказал на средства, собранные от продажи очищенных от цемента бочек. Учебный корпус № 2, практически брат-близнец корпуса № 1. Со стороны Большой Казачьей улицы так же были сформированы два парадных двора-курдонера, задуманные для раскрытия внутренних пространств ансамбля. К сожалению, в 1960-1970-х годах они были застроены безликими коробками VIII и IX корпусов. А в 2010-е был застроен и главный двор-курдонер, который специалисты называли гениальной пространственной идеей Мюфке. Третий корпус «Физического института» был выстроен отдельно от трёх, формируя линию университета по Казарменной улице (ныне – Университетской).

Здания, возведённые Мюфке, отличались богатым убранством: пышной лепниной и скульптурными группами. Зодчий так умело располагал их, что ощущения перегруженности декором не возникало. Создавая ансамбль Мюфке не только оперировал монументальными формами архитектуры русского неоклассицизма, но и вкладывал в свои произведения глубокое чувство красоты и тонкого вкуса. До сих пор почти вся лепная деталировка, рустика, наружные сандрики, наличники, скульптурная отделка хорошо сохранились, и мы можем наслаждаться красотой зданий в полной мере.

Главный корпус университета должен был расположиться на противоположной части Московской площади (там, где сейчас расположен институт внутренних войск МВД). По проекту он должен был стать самым выдающимся произведением архитектурного ансамбля, в духе лучших дворцовых сооружений петербургской школы. Но городская дума запретила строить на этой половине площади. Помимо известных нам 1-4 корпусов, в плане застройки университетского городка значились корпус химического института и здание фундаментальной библиотеки (примерно там и были построены в середине ХХ века 5-й корпус и библиотека).




В Саратове Мюфке встречает новую спутницу жизни. Второй супругой Карла Людвиговича стала Анастасия Михайловна Ногина, которая было младше его на 22 года. Обвенчались они также в Варваринской церкви в Казани 15 января 1916 года. Общих детей у них не было. В 1913 году Мюфке окончательно перевозит к себе живших у бабушки сыновей.

Местом жительства семьи стал новый дом – особняк по ул.Михайловской, 51 (ныне ул.Н.И.Вавилова), построенный из бракованных материалов, оставшихся со строительства университета к 1917 году. Экстерьер и интерьер дома выполнен в классическом стиле. Богатое убранство имеет только главный фасад, боковые и дворовой не украшены. Сегодня двухэтажный особняк – это жилой дом на четыре квартиры, больше похожий на «коммуналку». Особняк находится в очень плохом состоянии, практически все интерьеры утеряны, сохранились лишь некоторые декоративные потолки и проемы.

В течение длительного времени - до конца двадцатых годов - Мюфке неотрывно занимался проектированием, как зодчий, и практической деятельностью, как строитель. Помимо творческой работы и руководства строительством, не прекращавшихся на протяжении более чем двадцати лет ни на один день, К.Л. Мюфке занимался педагогической деятельностью. В 1920 году он был избран по конкурсу во вновь открывшемся Саратовском политехническом институте профессором гражданской архитектуры и архитектурных форм. Он читал лекции и руководил практическими занятиями до 1923 года, то есть до закрытия института, оставаясь в то же время на службе в университете. В 1920 году зодчий был также приглашен профессором архитектуры и архитектурного проектирования в Саратовский инженерно-практический институт, где трудился до 1 июля 1924 года.

В 1923 году им был составлен проект достройки и перестройки здания бывшей Мариинской церкви под фундаментальную библиотеку университета и в 1929 году - проект нового здания библиотеки, для которой было отведено место, занятое ныне зданием научной библиотеки СГУ. С 1924 года по 1930 год Мюфке работал только в Саратовском университете, где он восстановил и достроил три здания в клиническом городке. В 1930 году Мюфке составил проект дома для экспериментальных животных университета. Проект был утвержден, но строить по нему не удалось. Дальнейшая работа архитектора заключалась в контроле за эксплуатацией зданий университета.

Уже незадолго до кончины Карл Людвигович все еще будет смотрителем университетского городка. На старости лет он станет скромным хранителем его аллей и внутренних двориков, потому что кому как не ему было знать, где выигрышно играет солнечный луч, дробясь о стекла окон, где трава зеленеет особенно ярко, контрастируя с золотисто-кремовой облицовкой стен, где клумбы сообщают интерьеру особенную теплоту. Наверное, человека с другим характером и душой должность смотрителя зданий унижала бы и угнетала. Карл Людвигович, судя по воспоминаниям о нем современников, не воспринимал свою работу как крушение карьеры, как принижение своего «я». Он относился к ней философски. Она не могла быть ему в тягость, ведь он хранил то, что некогда создал. А хранитель — звание не менее почетное, чем создатель.

В конце 1930 года здоровье архитектора резко пошатнулось, и он вынужден был оставить работу в университете. До сих пор не ясно, почему Карл Людвигович последние годы своей жизни доживал в полном одиночестве, жена и дети покинули его. Прокатившийся по всей стране голод 30-х годов массово затронул и Поволжье. В дни, когда люди умирали тысячами, помощи от государства ждать не приходилось, и каждый боролся как мог. Карл Мюфке держался из последних сил. Некогда известный архитектор доживал свой век в небольшой квартирке построенного им дома по улице Железнодорожной, 23. Карл Людвигович, чтобы как-то продержаться и не умереть от голода, днем и вечером одиноко сидел у окошка и над чем-то упорно трудился. Позже узнали, что он занимался художественной вышивкой, а потом готовые работы через посредников продавал на рынке. Этим он и кормился в то голодное время.

Покинутый детьми, женой, друзьями и близкими он скончался от болезни и голода 13 февраля 1933 года в возрасте 65 лет. Незадолго до своей смерти К. Л. Мюфке написал духовное завещание. Судя по его содержанию, талантливый архитектор доживал свой век весьма скромно. Но даже то, что сохранилось, он разделил по совести, не оставив никого обделенным. Печальным остается тот факт, что проводить в последний путь талантливого архитектора не пришли ни его сыновья, ни его вторая жена. За гробом шли всего три человека: Амброжий Николай Михайлович, химик по специальности, а в то время председатель месткома, Белорусова Александра Михайловна – бухгалтер университета, одна из старейших работников, и В. А. Артисевич - директор Фундаментальной библиотеки Саратовского университета. Больше никого не было. Похоронен К.Л.Мюфке на Воскресенском кладбище Саратова недалеко от могилы Чернышевского. На его могиле установлен черный мраморный обелиск, поставленный на средства университета. Могила Карла Людвиговича Мюфке прекрасно сохранилась до наших дней и поддерживается в ухоженном состоянии, являясь важной исторической достопримечательностью кладбища.

На протяжении творческого пути Карл Людвигович формировал свой собственный стиль, почерк, совершенствуя его и развиваясь как архитектор-строитель. Мюфке большое внимание уделял совершенству всех деталей, продуманному конструктивному решению, он старался проектировать свои здания в комплексе, сочетая элементы и интерьера, и экстерьера. Все его постройки индивидуальны, но видны и характерные черты его творчества. Например, преувеличенные выносы карнизов, зрительное горизонтальное деление фасада, сложный конструктив крыш, а в интерьерах – обилие деревянных декоративных элементов, интересные лестницы, богатая пластика потолков и прочие особенности.

К великому сожалению, многие проекты Карла Людвиговича Мюфке остались на бумаге. Беды Первой мировой войны, голод и нищета тридцатых мало располагали к реализации блистательных проектов. Впрочем, то, что он создал, уже обеспечило ему бессмертие. Архитектурный ансамбль СГУ — одна из архитектурных жемчужин города, здания для университетских клиник, расположенные ныне на территории 3-й городской больницы, все эти красоты зодчества — заслуга сына воронежского аптекаря, художника и архитектора с трудной и горькой судьбой.

- В 1934 году, в дни празднования 25-летия со дня открытия Саратовского университета, на его зданиях были установлены мемориальные доски, посвященные архитектору-художнику Карлу Людвиговичу Мюфке, впервые в истории города создавшему целый архитектурный ансамбль, отличающийся единством замысла и высоким качеством исполнения.
- Мемориальные доски в память об архитекторе установлены в Саратове на его особняке, корпусах университета и клиники, в Казани на фасаде художественной школы.
- В честь К. Л. Мюфке назван сквер и бульвар в Саратове между улицами Тархова и Зыбина.
- В 2019 году на территории Саратовского государственного медицинского университета архитектору установлен памятник, подтверждающий, что хорошие добрые дела не пропадают в неведение и благодарные потомки, путь через много лет, но признают заслуги выдающегося человека.


1
0
0
1051
Оценить статью можно только один раз
Для добавления в закладки войдите под своим именем
Для добавления на свою стену войдите под своим именем
В раздел Саратов и судьбы На главную На следующую страницу
Расскажите о своих впечатлениях от данного места или объекта.
Нет фотографии
Для размещения фотографий ВОЙДИТЕ под своим именем или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.


Новые статьи

Читать больше

Карты и справочники


Карты и справочники


Что посмотреть в Саратовской области



Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
Саратовский мост
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Радищевский музей

Символы Саратова

Саратовская гармошка
Саратовская консерватория
Саратовский калач
Мемориальный комплекс Журавли
Памятник Чернышевскому
место приземления Гагарина
Саратовская игушка
Саратовский мост

Популярные статьи

Гастрономический туризм Святые места Природные памятники Достопримечательности Музеи Саратова Парки и скверы Горнолыжные трассы Водный туризм Сбор грибов Фестивали Этнотуризм Рыбалка Паломничество Сбор ягод Фитотерапия Пляжи и солярии Санатории Турбазы Базы отдыха Интересные места Памятники Пикники Театры Саратова Блюда для пикника Реки области Парк Победы Фонтаны Палатки Монастыри Кумысная поляна Заброшенные церкви Отдых на природе Родники Палеонтология Вольск Конные прогулки Саратовская гармошка Старинные мельницы Хвалынск Саратовский калач Развалины усадеб Лекарственные травы Съедобные грибы Платные пруды Аренда беседок Памятники архитектуры Травник

В статьях используются фотографии известных саратовских блогеров:

Блог Путешественника
Блог Дениса Жабкина
Фотографии старого Саратова
Блог grau59

В статьях используются
материалы сайтов:

Б. Саратовская Энциклопедия
Энциклопедия Википедия

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.