Константин Владимирович Благодаров (1919, Саратов — 1951) — советский лётчик штурмовой авиации Военно-морского флота во время Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (20.04.1945). Гвардии майор (27.04.1949). К апрелю 1945 года заместитель командира эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Балтийского флота гвардии старший лейтенант Константин Благодаров совершил 130 боевых вылетов, в том числе 95 на атаки кораблей и судов противника. Лично уничтожил 17 кораблей противника: 3 транспорта, 2 сторожевых катера, 2 сторожевых корабля, 4 быстроходные десантные баржи, 2 тральщика, 2 торпедных катера, 1 самоходную баржу типа «Зибель» и 1 мотошхуну. В действиях на сухопутным фронте также уничтожил большое количество техники: 2 танка, 3 орудия, 20 автомашин и другие[4].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии старшему лейтенанту Константину Владимировичу Благодарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4333. 22 июня 1951 года он погиб при исполнении служебных обязанностей: самолёт внезапно упал в воды Балтийского моря, весь экипаж погиб. Через три дня поисков его обнаружили и подняли на поверхность. Похоронен на саратовском Воскресенском кладбище (1-й участок). В 2012–2013 годах на улице Благодарова был создан
сквер им К.В. Благодарова с игровыми площадками, в котором установили
памятник прославленному земляку.
Летная книжка - это уникальный документ, в котором записаны все боевые полеты, фиксировались летные задания, качество их выполнения. Старший лейтенант, капитан, затем гвардии майор совершил 130 боевых вылетов, 60 раз летал в качестве ведущего группы из 6-18 самолетов. Каждый боевой вылет Благодарова был отмечен высоким мастерством. Из летной книжки мы можем видеть, что в один день летчик совершал иногда 4-5 вылетов.
В середине ноября 1943 года Благодаров впервые участвовал в массированном налете штурмовиков на порт Камыш-Бурун (Аршинцево). В результате налета было потоплено и повреждено несколько судов, а также убит находившийся в порту командующий фашистским флотом на Черном море вице-адмирал Казерицки, который прибыл туда для раздачи наград.
Особенно успешно сражался наш земляк весной 1944 года, когда советские войска завершали освобождение Крыма от немецких оккупантов. 4 мая он в составе шестерки «ильюшиных» вылетает на уничтожение плавсредств противника на подступах к Севастополю, подготовленных для эвакуации остатков разбитой в Крыму 17-й германской армии. Ударом с бреющего полета Благодаров потопил транспорт водоизмещением 2,5 тысяч тонн. Кроме того, другими летчиками группы были уничтожены две десантные баржи и сторожевой корабль противника. При выходе из атаки на самолет Бабкина напали четыре вражеских истребителя.
Благодаров, рискуя жизнью, прикрыл своего ведомого, сбил «фоккера», спас товарищу жизнь. Группа без потерь вернулась на свой аэродром. В ночь на 10 мая 1944 года к мысу Херсонес подошел последний вражеский конвой — дизель-электроходы «Тотила», «Тея» и десантные баржи. Приняв на борт по 5-6 тысяч человек, суда с рассветом взяли курс на Констанцу. Авиация советского Черноморского флота потопила все фашистские транспорты. В этих налетах принимал участие и старший лейтенант Благодаров.
Константин Владимирович Благодаров был награжден правительственными наградами: Орденом Ленина и медалью «Золотая звезда», четырьмя орденами «Красного знамени», орденом «Александра Невского», орденом «Отечественная война I степени», медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга». 20 апреля 1945 года Указом Верховного Совета СССР Константину Владимировичу Благодарову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Как рассказала его дочка — Галина Константиновна Благодарова, всю войну ее отец пролетал на одном самолете, хотя ему предлагали и более новые машины. Он верил, что этот самолет приносит удачу, называл свой «ИЛ» — «Галочкой». И, наверное, неслучайно этим именем назвал и дочь, родившуюся в 1945 году.
После войны уже авторитетный воздушный ас Благодаров продолжил службу в авиации2, избирался членом Верховного Совета Эстонской ССР, с 1950 года проходил курсы повышения квалификации в Риге. 22 июня 1951 года, в 10-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, при выполнении планового полёта над Балтийским морем самолёт Благодарова при невыясненных обстоятельствах развалился в воздухе и рухнул в воду. Что случилось с самолетом точно не известно. Он развалился в воздухе, хвост, где был радист, отлетел, его так и не нашли. Кабина рухнула в воду и затонула.
Эта катастрофа унесла жизни всего экипажа, тела погибших были найдены лишь на третий день поисков. Следует помнить, что это была послевоенная Прибалтика, и к Советским войскам здесь было очень неоднозначное отношение. Действовали «лесные братья», и подобные катастрофы были далеко не единичны. Друг Благодарова — Георгий Кузнецов, тоже Герой Советского Союза, сгорел в своем самолете. Когда водолазы нашли и подняли кабину, в которой находился отец и его штурман, она была герметично закрыта, все вещи были сухими.
Погибли летчики от нехватки кислорода, комбинезоны были разорваны на груди, им нечем было дышать. Командованием был предоставлен самолет, и по желанию родственников, Константин Владимирович был похоронен на родине, в Саратове. Похоронен лётчик-герой в Саратове на Воскресенском кладбище. 28 июня 1951 года во Дворце офицеров состоялась торжественная панихида. Захоронен он на Воскресенском кладбище, недалеко от могилы Н.Г. Чернышевского.
В июле 1951 года отец погибшего героя, Благодаров В.И., обратился с письмом к властям Саратова с просьбой увековечить память сына-героя установлением памятника. 27 июля 1951 года Саратовским горисполкомом было принято решение о выделении необходимых средств для создания барельефа и ограды, которые были установлены на могиле в том же году. К сожалению, сейчас этого барельефа нет, в 90-х годах ХХ века вандалы сорвали его и, видимо, сдали как металлолом. На могиле установлен новый памятник.
В 1985 году по инициативе полковника в отставке Н.М. Анисимова, парторга завода «Контакт», была названа улица в честь К.В. Благодарова. Его имя носила пионерская дружина 13 школы. Материалы о нем хранятся в музее города Балтийска, в 2010 года была выставка о военных летчиках-героях Великой Отечественной войны в краеведческом музее Саратова». На здании 13-й школы, в которой учился лётчик, установлена мемориальная доска. Имя Благодарова также носила школьная пионерская дружина. В 2012–2013 годах на улице Благодарова был создан
сквер им К.В. Благодарова с игровыми площадками, в котором установили
памятник прославленному земляку.
Константин Владимирович Благодаров родился 29 июля 1919 года в Саратове в рабочей семье. Его мать умерла, когда мальчику было 11 лет, и он с братом Евгением воспитывался отцом и мачехой — Александрой Константиновной, очень доброй женщиной, которой, по словам дочери Константина Владимировича, удалось заменить детям мать.
С 1927 по 1935 год Константин Благодаров учился в 27 полной средней школе. Окончив школу (современный ФТЛ №1) в 1935 году, Благодаров поступил в Саратовский техникум связи, который окончил в 1937 году по специальности радиотехник. В 1938 году работал в Сердобске старшим техником городского радиовещания и посещал Гражданскую школу пилотов, затем в 1939–1941 годах проходил обучение в военной школе пилотов в Балашове. В 1943 году женился на медсестре В. Ф. Зиньковской1 и окончил военно-морское авиационное училище, где освоил штурмовой самолёт ИЛ-2.
Когда началась война, молодому летчику срочно пришлось переучиваться. Как рассказывал его друг полковник Николай Маркелович Анисимов, Константин Владимирович не хотел быть «тихоходом», как тогда называли бомбардировщиков. Он видел себя пилотом штурманского самолета. После многочисленных рапортов был направлен на переподготовку. Вначале осваивал штурмовик старого типа «Р-5III» конструкции Поликарпова. Затем — появившийся в начале войны новый штурмовик «ИЛ-2». Немцы называли его «летающим танком» и «черной смертью». Мотор нового самолета был втрое мощнее, скорость вдвое больше. Но освоить «Ил-2» удалось не сразу. Основной проблемой для летчика стало то, что при посадке он забывал выпускать шасси (на самолете Поликарпова шасси не убирались). Но эту трудность Благодаров преодолел. Училище закончил с отличием.
С октября 1943 года — участник Великой Отечественной войны. Весь боевой путь прошёл в рядах 8-го гвардейского штурмового авиационного полка ВМФ, который до июня 1944 года сражался на Чёрном море, а затем был переброшен на Балтийское море. Участвовал в Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской десантной, Крымской, Выборгско-Петрозаводской, Прибалтийской, Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операциях, в том числе в освобождении Таманского полуострова, Карельского перешейка, острова Сааремаа, Феодосии, Севастополя, Таллина, Клайпеды, Лиепаи, Гдыни, Гданьска. В годы войны сражался в полку пилотом, лётчиком, командиром звена. Считался лучшим в полку мастером топмачтового бомбометания. В 1944 году вступил в ВКП(б).
После освобождения Крыма полк, в котором служил Благодаров, был переброшен на Балтику. 20 июля 1944 года Благодаров возглавил группу из 17 самолетов, вылетевшую на уничтожение плавсредств противника в Нарвском заливе. При заходе на цель самолет Благодарова был поврежден осколками снаряда, несмотря на это, летчик сбросил бомбы на тральщик противника и потопил его.
Но в тяжелые дни кровавых битв Константин Владимирович помнил о родных и страстно любил жизнь. В семейном архиве сохранилась фотография Благодарова 1944 года, присланная жене Вере Федоровне с нежной надписью и пожеланием «Помнить Жизнь». 28 января 1945 года Благодаров за три боевых вылета уничтожил батарею полевой артиллерии, 10 автомашин и большую группу пехоты на косе южнее города Мемеля. Во втором вылете его самолет получил пробоины, однако летчик сделал еще три захода на цель и выполнил боевое задание.