Считается, что гусеничный ход придумал Ричард Эджуорт в 1770 г., а в России первый патент получен в 1837 году Д. Загряжским, который не смог реализовать свою идею по недостатку средств. Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки. В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — механизм, являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного трактора. В 1881 г. он приступает к проектированию и постройке машины на собственном ходу. Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году — на Нижегородской ярмарке, где был представлен в работе. Таким образом, Вольск и Балаково – родина отечественного тракторостроения.Созданный в России трактор Блинова, как это часто бывает, не получил признания и распространения на родине. Умер Фёдор Абрамович Блинов в возрасте 70 лет, похоронен в Балаково на местном приходском кладбище. Могила утеряна. В честь Ф. А. Блинова названа улица в Ленинском районе города Саратова. На родине в селе Никольское установлен памятник бюст Федора Абрамовича Блинова.
На Волге Ф. А. Блинов первоначально работал бурлаком. В 1850 году ему удалось поступить кочегаром на пароход «Геркулес». Вскоре он хорошо изучил паровую машину судна и был переведен из кочегаров в помощники машиниста, а в 1855 году стал машинистом. К этому времени Ф. А. Блинов стал известным на Волге опытным мастером по ремонту оборудования. В 1870-х годах, при поломке коленвала, отремонтировал пароход, разделив приводы правого и левого гребных колес, таким образом усовершенствовал его — судно получило возможность поворачиваться на месте, за что он получил благодарность и премию.
В 1877 году Ф. А. Блинов вернулся в Никольское, где занялся свободной творческой деятельностью. В этом же году благодаря содействию действительного статского советника К. Ф. Бентковского Блинов получил возможность выступить в Санкт-Петербурге перед членами Императорского русского технического общества с представлением проекта гусеничного трактора. В 1878 году Ф. А. Блинов подал в Департамент торговли и мануфактур патентную заявку на изобретение и в 1879 году получил авторскую привилегию (патент) на «вагон с бесконечными рельсами». Им был изготовлен «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звездочки — наиболее важных узла машины. Он приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп.
«Министерство путей сообщения от 14 марта 1878 года № 3418. Федору Абрамовичу Блинову.
...Признав за вашим вагоном достоинство в достижении уменьшения в силе тяги от 6 до 7 раз сравнительно с обычным способом передвижения грузов по шоссе, Т. И. Ч. У. (техническо-инспекторская часть управления ж/д) воздерживается, однако, высказать заключение о возможности практического применения снаряда в том виде, как он Вами предложен, преимущественно ввиду значительного числа сопряжении цепи, способной разрываться в сопряжениях при неровностях пути, а также отсутствия достаточной игры в желобчатом рельсе при прохождении кривых, описанных радиусом в 100 фут. Чертежи и записку при сём возвращаем».
20 сентября 1879 г. на имя крестьянина-собственника Фёдора Блинова была выдана долгожданная «привилегия», зарегистрированная в «Своде» за № 64:
«При движении вагона колёса катятся по гладкой цепообразной поверхности рельсов. Лежащий же на колёсах рельс будет переходить в переднюю направляющую (звёздочку), укладывающую путь для дальнейшего движения, между тем как задняя направляющая снимет с дороги и передаст рельсы на следующую впереди направляющую. Таким образом, впереди вагона будет строиться по желаемому направлению постоянный, бесконечный путь».
Поворот платформы, по мнению Блинова, мог быть осуществлен остановкой одной гусеницы-рельса и продолжением движения другой. Это делало вагон чрезвычайно манёвренным.
Из-за того, что в патенте не было указания на наличие у вагона двигателя, некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора. Гусеничный ход придумал Ричард Эджуорт в 1770 г., в России первый патент получен в 1837 году Д. Загряжским, который не смог реализовать свою идею по недостатку средств. Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки.
Изобретение быстро стало известным и популярным среди широких масс. Так, газета «Саратовский листок» сообщала в январе 1881 года:
«Вольск, 23 января... Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».
Позже, когда Блинов жил в Балаково, он, посетив Саратовскую сельскохозяйственную выставку, написал жене и детям: “…Тут, в Саратове, убедился: жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, — в науках силища неодолимая».
В 1881-1888 годах Ф. А. Блинов работал над проектом «самохода» на гусеничном ходу. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час). «Самоход» Ф. А. Блинова выставлялся на сельскохозяйственной выставке в Саратове (1889). В 1894 г. при строительстве очередной модели своего «самохода» Блинов за счёт переднего привода вынес в кабину рычаги управления бортовыми муфтами. Машинисту оставалось, сидя за котлом, выполнять роль кочегара и тормозить задние колеса. Из двух паровых машин Блинов собрал одну двухцилиндровую с общим валом. На концах полувалов бортовой передачи установили кулачковые муфты, которые приводились в зацепление с шестернями вилкой-рычагом из кабины капитана. Испытания нового самохода на балаковской земле прошли успешно.
К 1895 году Ф. А. Блинов существенно доработал свой проект. Созданный им первый в мире трактор экспонировался на открывшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. Автор «паровоза для грунтовых дорог» был отмечен грамотой «За трудолюбие». Вот что писала по этому поводу газета «Волгарь»:
«Вся беда в том, что русские изобретатели – РУССКИЕ. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».
То, что было ясно журналистам, не смогли уразуметь власть имущие. Газета «Каспий» писала в дни Нижегородской выставки:
«Экспонент – крестьянин Саратовской губ. Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но всё никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. руб., он берётся досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но "маршалы зова не слышат".
Однако соединить в одно гусеничный трактор и новый двигатель внутреннего сгорания Ф. А. Блинов не успел. Он скончался от паралича в Балаково 24 июня (7 июля) 1902 года, не дожив до своего 71-летия всего один месяц и был похоронен рядом со своей фабрикой в Балаково на местном приходском кладбище. Могила утеряна. Дело Блинова продолжил Яков Мамин, ученик Ф. А. Блинова, став пионером тракторных дизель-моторов.
Блинов создал не только гусеничную повозку. Он создал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, применимый к любой гусеничной машине. Также изобрёл запальник (вариант калоризатора) для «нефтянки» (тогда так назывались дизельные ДВС, работающие на сырой нефти).
На рубеже XIX−XX веков Ф. А. Блинов изобрел свой вариант четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал на сырой нефти. Сын Блинова, Порфирий Федорович, благодаря помощи своего отца смог открыть завод по производству таких двигателей: «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», здесь продолжалось дело отца, Федора Блинова. Фабрика стала градообразующей для села Никольское: по данным 1900 года количество работников на фабрике достигло 150 человек — рекордное количество рабочих для небольшого учреждения.
25 декабря 2009 года Решением Совета муниципального образования город Балаково № 142 Федору Абрамовичу Блинову, создателю первого в мире гусеничного трактора, было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Балаково».
О том, чем известен Федор Абрамович Блинов, люди узнали только в середине двадцатого века. Именно в то время была опубликована книга «Россия – родина трактора», написанная Л. Давыдовым. В тот же период появились первые статьи о жизни и деятельности изобретателя в издании «Социалистический труд». Их авторы писали о том, что в Балакове сохранился дом, в котором жил Блинов, а также его могила. Но никто не стремился увековечить память о великом изобретателе-самоучке. Хотя одной улице жилгородка всё-таки присвоили его фамилию. Сейчас она практически исчезла, затерявшись среди многоэтажек.
В 1983 году исполнилось ровно сто лет со дня основания в Балакове первой машиностроительной компании. В честь этого события благодаря активности известного краеведа А. А. Деревянченко на доме, в котором жил изобретатель, установили мемориальную доску.
На родине в селе Никольское установлен бюст Федора Абрамовича Блинова (сейчас требует ремонта).
В честь Ф. А. Блинова названа улица в Ленинском районе города Саратова.
В 2018 году общественность Балаково предложила установить в городе памятник Ф. А. Блинову.