Мельница купца Китавина возведена в начале ХХ века на берегу реки Медведица в историческом центре города Петровска, в одном квартале от центральной площади им. Ленина. Сейчас мельница принадлежит ООО «Гречанка». Застройка ул. Ломоносова представлена малоценной малоэтажной частной застройкой, чередующейся с отдельными сохранившимися элементами исторической застройки, расположенными фрагментарно. Наиболее значимым из сохранившихся объектов исторической застройки является комплекс зданий мельницы купцов Китавиных.
Одним из результатов социально-экономического развития городов Саратовского края в XIX веке было формирование купечества. Город- крепость Петровск из сторожевого форпоста отдалённой окраины значительно изменяется и к концу XIX века превращается в экономический центр хлебной торговли. Этому способствовала прокладка железнодорожной ветки от Аткарска через Петровск до Вольска, прошедшей у южной окраины города с запада на восток. Одновременно с железнодорожной станцией был построен элеватор. Теперь петровские купцы отправляли ежегодно по 10-15 млн. пудов зерна во все концы России. В связи с открытием 3 ноября 1894 года железнодорожной ветки Аткарск - Вольск в городе строится Петровский вокзал, который имеет большое значение и активно используется для грузовых и пассажирских перевозок. Подъезжая по железной дороге к Петровску, можно было увидеть деревянный вокзал, окрашенный в коричневый цвет, водонапорную башню и другие железнодорожные строения.
Петровские купцы являлись поставщиками муки, крупы, зерна в города края. В 1898 году петровскими купцами было отправлено14 млн. пудов хлеба во все концы России и даже за границу. Расширилась территория города, возросло количество посадного населения, появлялись новые улицы. Петровск формируется как торгово- промысловый город с развивающимся ремеслом, первыми промышленными предприятиями. Конец XIX века стал началом эпохи промышленного развития в Петровске – начали строиться кирпичные заводы, открылся пивоваренный завод. По данным 1864 года в городе Петровске было купцов первой гильдии – 1 человек, второй – 65, третьей (мелочного торга) – 228 человек, а всего 294 человека. На улице Московской располагалось купеческое собрание, на котором купцы решали, что и где строить, что приобрести для города, какие улицы замостить.
Своим материальным участием купцы помогали односельчанам строить дороги, школы, принимали активное участие в постройках храмов, церквей, мостов и других строительных сооружений. Существует легенда, что железный мост через реку Медведицу был приобретён управлением Рязано-Уральской железной дороги по ветке Балашов – Ртищево, мост везли в разобранном состоянии из Саратова в город Кузнецк, но купцы Петровска сложились и перекупили этот мост. Цену за мост заломили высокую, но купцы согласились, и хотя мост был железный, именно тогда и пошла поговорка «стоит как чугунный мост». Он был установлен в Петровске в 1901 году, взамен деревянному, который был провален и сломан, когда гнали по нему стадо волов.
К началу XX столетия Петровск был развитым торгово-экономическим городом, где открылись ещё десять заводов, функционировали пять паровых мельниц, действовали уже четыре ярмарки: Тихвинская, Казанская, Преображенская и Крестовоздвиженская, появились духовное и реальное училища. В Петровске в этот период возводились двухэтажные каменные дома, строились особняки лучших местных купцов. Водяные мельницы имели купцы Китавины. Большая паровая мельница была у купца Самсонова.