Особняк старшего из братьев, выдающегося балаковского конструктора Якова Васильевича Мамина расположен на углу улиц Коммунистической и Топоринской. Построен он был в 1910–1914 годах по проекту (предположительно) архитекторов Ф. О. Шехтеля и Я. Е. Елизарова. Дальше по Коммунистической улице находится дом брата и компаньона изобретателя, первого старосты Балакова Ивана Васильевича Мамина. Именно братья Мамины превратили Балаково в сосредоточение мощной индустрии. Механики, изобретатели, пионеры дизелестроения и тракторостроения. Основатели завода «Волжский дизель» в Балаково.
Модерновский дом Якова Мамина служил местом базирования балаковских журналистов («Свободная газета» СТВ), потом стоял в запустении. Однако, совсем недавно его полностью отреставрировали — туда въехала Балаковская районная ветеринарная лаборатория. Рядом с домом в 2016 году выложили плиткой тротуар и установили трактор «Карлик», специально изготовленный марксовским заводом «Коммунист».
Мамин Яков Васильевич – русский изобретатель в сфере сельскохозяйственной техники. Родился в 1873 году в Балакове в семье управляющего поместьем. Учился в приходской школе, затем проходил практику в мастерской кустаря-лудильщика. Большое влияние на дальнейшую судьбу юного Якова оказало время, проведённое в качестве подмастерья в мастерской изобретателя первого гусеничного трактора с паровым двигателем Ф. А. Блинова.
В 1890-х годах участвовал в выставках со своими первыми изобретениями. В 1899 году Яков и Иван Мамины открыли в Балакове собственный завод, а несколько лет спустя запатентовали своё главное изобретение – бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти. В эти годы Яков Васильевич основывает ещё один завод в Балакове, в 1910 году создаёт на базе двигателя колёсный трактор "Карлик", известный впоследствии как "Русский трактор". Ещё один трактор "Гном" Мамин сконструировал в 1915 году.
Яков подчинился национализации, смирился, а Иван — нет. Вместо того он закрыл свое отделение предприятия. Впоследствии Ивана арестовали, расстреляли. А Яков, длительное время считавший брата тюремным заключенным без права переписки, продолжал много изобретать, руководил марксовским заводом «Коммунист», занимался серийным выпуском тракторов и двигателей. В 1937 году переехал в Челябинск, был научным сотрудником на кафедрах Института механизации сельского хозяйства, работал над двухтактным газовым двигателем, создал модель работавшего на соломе газогенератора, изобрёл работомер для контроля работы трактора. Умер Яков Васильевич в Челябинске 9 августа 1955 года в возрасти 81 года.