Родник Бассейн находится прямо посередине села Сухой Карабулак, около дворов, дороги и огородов. Вода из-под земли вытекает по трубе и дальше течет небольшим ручьем через село до речки Сухой Карабулак. Это основной родник села, сюда каждый день приходят люди за свежей водой, многие в селе предпочитают пить воду из родника, потому что колодезная вода содержит большое количество глины, во всяком случае на чайнике моментально собирается толстый слой накипи.
Название "Бассейн" осталось от тех времен, когда родник был хорошо обустроен. Здесь был сделан большой бетонный короб - бассейн, вода из трубы подала с высоты в бетонный бассейн и из него уже текла дальше. Говорят, что еще недавно надо было спускаться в бассейн, чтобы набрать воды. Со временем, без ухода, короб развалился и ушел в грунт. Теперь родник - это просто труба из которой с хорошим напором вытекает вода. От былого устройства осталось только название, которое сегодня больше удивляет, чем описывает действительность.
Мордовское (эрзя) село Сухой Карабулак было основано при одноимённой речке в середине XVIII века (в качестве более точной даты упоминается 1748 год). Первым ровное место у горы заприметил мордовский крестьянин Герасим (или, по рассказам некоторых старожилов, его старший брат Учай), который поставил в поле высокое дерево. На его верхушку сразу сел голубь, что Герасим счёл хорошим знаком, ибо птицы вьют гнёзда, и начал собирать народ, который потянулся на новые земли из Аловки, Селябы, Топоровки, Губажа (некрещёные татары), Яксяра (более подробное описание этих селений и их местонахождение народная память до нас не донесла). Герасим впоследствии также стал первым человеком, похороненным в Сухом Карабулаке.
Из-под горы в ту пору выходили на поверхность соль и синяя краска. Первопоселенцы испугались, что это привлечёт помещиков, и завалили месторождение, попутно наложив на него проклятье. Тем не менее, от барского гнёта вольную мордву это не спасло, так как приглянувшиеся им земли уже принадлежали помещикам, а именно грузинскому царевичу Арчилу и знатному роду Апраксиных. В честь первого поселенцы назвали село Арчилов Арчилоувеле, или просто Арчилов.
В 1769 году по инициативе царевича Георгия Вихтанова (Вахтанговича) (по-видимому, наследник Арчила) мордва приняла православие (деревня вошла в Новиковский приход) и уже через год запросила разрешение на строительство деревянной церкви, полученное в 1773 году. Освятили деревянный храм в 1880 году во имя иконы Казанской Божией Матери. По престолу сельцо также начали называть Богородским. Грузинский царевич наследников не имел и перед смертью завещал свои земли крестьянам.
Гораздо более увлекательно и непросто складывались на рубеже XVIII и XIX веков отношения сухо-карабулакской мордвы с другим местным землевладельцем – генералом Степаном Степановичем Апраксиным. Молодой помещик жил в Москве и, узнав о том, что его земли активно заселяются, возражать не стал. Когда село разрослось, и крестьянам уже некуда было деваться, он обложил их платой с ворот. Один из первопоселенцев старик Павел предложил перехитрить барина и поставить на все дворы одни ворота. Приехавший за деньгами Апраксин был вынужден вернуться в Москву несолоно хлебавши и заставил крестьян платить ему с трубы. Вернувшись через год, Апраксин обнаружил, что все трубы крестьяне разобрали и устроили чёрные избы. Попытка обложить село данью с каждого окна также не увенчалась успехом, так как мордва сразу все окна заколотила.
В итоге Апраксин установил оброк в пять рублей ассигнациями на каждую душу. Так как молодёжь и овдовевшие уроком (данью) облагаться не могли, помещик и управляющий старались их женить (в этом рассказе старожилов, однако, нет точного свидетельства, что речь именно об Апраксине). Отцов, противившихся выдавать детей за одиноких стариков, секли розгами. В подобных браках были частыми убийства и самоубийства. Помимо владений Апраксина часть Сухого Карабулака также приходилась на пустовавшие земли помещика Шахматова, у которого в 1801 году они были крестьянами полностью выкуплены при содействии и на имя Апраксина, так как крепостные в тот период совершать подобные сделки самостоятельно не могли.
От Апраксина Сухой Карабулак унаследовал его зять, бездетный князь Голицын, после которого в свою очередь селом завладела его вдова Наталья Степановна. При последней крестьяне перешли на барщину: три дня работали на барыню, другие три – на себя. При первом же неурожае и голоде Н. С. Голицына село продала своему родственнику князю Щербатову. В 1840-х годах в Сухом Карабулаке насчитывалось примерно 500 жителей.
Чуть западнее пролегал просёлочный тракт из Саратова в Кузнецк, помимо церкви также имелись овчарня, четыре мельницы и кабак, являвшийся главной причиной повсеместного пьянства среди местных жителей. После отмены крепостного права сухо-карабулакские крестьяне хотели отказаться от наделов, рассчитывая на то, что у них уже есть купленная через Апраксина Шахматовская пустошь, но князь Щербатов подарил им по десятине на душу, а пустошь оставил себе. Крестьян такое решение не устроило, и они начали судебную тяжбу за пустошь, которая в итоге растянулась на несколько десятилетий и сопровождалась народными волнениями и последующими усмирениями с применением войск.
Саратовский губернатор и губернский предводитель дворянства Владимир Алексеевич Щербатов все суды, конечно же, выиграл, но крестьяне не унимались и упорно продолжали писать петиции во все мыслимые и немыслимые инстанции (в том числе митрополиту Исидору и даже датскому королю Кристиану IX, тестю Александра III). Заступивший в 1887 году на пост губернатора А. И. Косич, заранее предупреждённый о ситуации в селе как об одной из главных проблем, ожидающих его в губернии, жителям Сухого Карабулака вновь ответил отказом возобновить тяжбы.
Через год после этого крестьяне решили по весне пустить 500 плугов (вместе с подговоренными соседями из экономии Воронцова-Дашкова) на земли Щербатова. Узнав об этом, Косич направил к месту событий два батальона солдат. Армию в Сухом Карабулаке встретили хлебом-солью, но от замысла не отказались, и лишь угроза отстрела всех вышедших на поля волов остудила пыл крестьян. В ту же ночь несколько сотен человек вновь отправились в Саратов к губернатору, которого они во дворе его дома на коленях просили отдать им землю. Прокурор с нарядом полиции и воинской командой арестовали лидеров шествия и разогнали остальных под конвоем. После этих событий и смерти Щербатова был новый суд, на который пускали лишь 80 человек, но разными путями в Саратов съехалось почти всё село. Заранее размещённые на подъездах к городу войска развернули крестьян и отправили обратно домой. Суд оставил первоначальное решение о спорной земле без изменений. Вслед за этим к Косичу явились крестьяне одного из соседних с Сухим Карабулаком сёл с просьбой продать им многострадальную землю, на что получили разрешение.
Надежды губернатора на то, что это охладит конфликт, не оправдались, и за новостью о продаже Шахматовской пустоши последовали новые волнения, в ответ на которые вице-губернатор Высоцкий отправился в село и дал указ пребывавшим там войскам высечь зачинщиков6. Не удивительно, что в Первую русскую революцию в Сухом Карабулаке произошли новые выступления желавших свести счёты с властью крестьян. В это же время имело место ещё одно важное событие в истории Сухого Карабулака – визит уроженца села, учителя Р. Ф. Учаева, который собрал среди местной мордвы большой фольклористический и исторический материал. Мордва к тому моменту уже во многом обрусела, бросила национальный костюм и позабыла большинство народных песен, чему во многом поспособствовали крещение и тот факт, что располагался Сухой Карабулак в окружении русских поселений.
В дореволюционном прошлом среди мордвы Сухого Карабулака бытовал целый ряд весьма любопытных легенд и суеверий. Так, крестьяне верили в бога Чура (несмотря на принятие православия), в существование домовой юртавы (которую неоднократно видели), в то, что медведи – это проклятые люди. В селе считалось также, что черти жили с людьми вместе. Являлись они в человеческом обличье, но не показывали спины, ибо её у них не было, и ходили они внутренностями наружу. Также любили черти являться разными оборотнями (в виде животных или даже предметов) и старались не пропустить ни одной свадьбы, так как очень любили гулянья и отлично плясали.
Если с чертями мордва спокойно жила бок о бок, то призраков опойцев (умерших от пьянства крестьян) в селе побаивались. Рядом с Сухим Карабулаком было урочище Каналейка с озёрами, куда бросали опойцев и где также находились пашни. После работ крестьяне ночевали в поле и часто жаловались, что по ночам опойцы выходят из воды и крадут из-под них спящих войлок, который уносят с собой в озёра.
Верили в селе и в колдовство. Согласно одной местной легенде, в крепостные времена пытались мордвины сделать плотину для мельницы, но запрудить реку никак не получалось. Староста бранился и бил незадачливых крестьян. Один из них по имени Илья Кривая Голова попросил украсть для него у старосты перчатку, которую он затем заговорил и бросил под плотину. Вода сразу остановилась и запрудилась, а староста на следующий день умер.
Из местных традиций гадания наиболее интересны новогодние обряды у девушек. Накануне праздника они бросали через ворота башмак: на какую сторону нос укажет, туда и угодит девица замуж. По другой традиции выбирали вслепую их трёх шапок, под которыми были спрятаны гребешок и кольцо: попадётся гребешок – полюбит щёголя, выберет шапку с кольцом – замуж выйдет, пустая шапка – ждать любви до следующего года. Гадали также на растопленном олове, которое бросали в воду: у кого олово упадёт белым и кудрявым – та будет счастлива замужем, а коли тёмным и гладким – несчастным будет брак. Другим предметом гадания было благосостояние будущего жениха, которое определялось через раскладывание дров "в сусеку" и "в мешок": у какой девицы последнее полено ложится в мешок – та угодит замуж за бедняка, а у которой в сусеку – за богатого.
Как и у других народностей, большая часть суеверий у мордовских крестьян была связана с урожаем. Например, коноплю в Сухом Карабулаке сеяли в рваных рубашках, чтобы "конопля уродилась на рубашки". Когда сажали картофель, связывали хвост пашущей лошади: насколько велик получившийся из хвоста узел – такими и уродятся картофелины.