Главными историко-архитектурными достопримечательностями Ершова являются построенный до революции дом господ машинистов. По сведениям историков, здание возводилось параллельно со строительством депо в период 1898 по 1901 годы. Как пишет А.П. Комнатный в своей книге «Костры в степи», до этого семьи машинистов жили во временно выстроенных своими руками деревянных бараках. Позже для них на том же месте был построен этот дом.
Здание построено в технике открытого кирпича. В нем было устроено 16 квартир для семей машинистов. По информации Ершовского историко-краеведческого музея, дом стал первым двухэтажным зданием на станции Ершов. Это единственный в городе Ершов памятник архитектуры — бывший "дом господ машинистов", ныне просто жилой дом. В 2023 году перед домом был установлен памятник основателю города Ершову Д.Н.. Данные достопримечательности находятся недалеко от современного здания вокзала. Кстати, подобные дома есть еще в Красном Куте и тоже связаны с железной дорогой - Железнодорожные Дома.
Строительство станции и посёлка Ершов началось в 1892–1893 годах. Своё название они получили по фамилии инженера, строившего участок Мокроус – Дергачи узкоколейной ветки Покровская слобода – Уральск. В числе первых объектов, построенных в современном Ершове, помимо железнодорожного полотна была сооружённая в 1892 году плотина на Малом Узене, образовавшая Казённый пруд, и бараки для строителей и железнодорожников.
По данным переписи 1897 года Ершов делился на три отдельных посёлка Новотроицкой волости Новоузенского уезда Самарской губернии: станцию Ершово с 6 дворами, 72 мужчинами, 45 женщинами и метеорологической станцией; водокачку у станции на отчуждённой у железной дороги земле с одним двором, двумя мужчинами и тремя женщинами; посёлок при станции на арендованной у землевладельца Решетникова земле с 19 дворами, 47 мужчинами, 54 женщинами, почтовым отделением и ссудо-сберегательной кассой. На рубеже XIX и XX столетий открылись две школы, церковь, гостиница купца Власова, пекарня братьев Решетниковых.
Линия Покровская слобода – Уральск Рязанско-Уральской железной дороги с веткой Ершов – Николаевск была открыта в 1894 году. Узловая станция Ершов находилась на 170 версте от Покровской слободы и уже в начале XX столетия располагала почтовым отделением и зернохранилищем на 12 тысяч пудов, двумя хлебными пакгаузами на 72 тысячи пудов, паровозным депо на 12 стойл, мастерской для малого ремонта паровозов. Ежегодно со станции отправлялось до 750 тысяч пудов грузов (главным образом зерно и скот) и более 12 тысяч пассажиров, прибывало до 200 тысяч пудов грузов.