Железнодорожные Дома в Красном Куте это архитектурная достопримечательность 19 века. Они входят в списки выявленных объектов культурного наследия как "Дом доходный, нач. XX в." под неверными адресами: "г. Красный Кут, ул. Железнодорожная, 17" и 19. Хотя это никакие не доходные дома, а попросту жилые дома для железнодорожников, которые строило богатое ведомство для своих сотрудников. Неизвестно на какое количество квартир были рассчитаны дома раньше, но сегодня в каждом доме по 14 квартир. Фасад в сторону железной дороги. Центральный шатёр на крыше над парадным подъездом. Парапетные тумбы на крыше и богатый кирпичные декор у всего фасада с применением штукатурной отделки. Боковые крылья имеют декоративные аттики. Боковой фасад имеет чёрную лестницу. Далее видны дворовые хозпостройки, расположенные со стороны города.
В Ершове есть похожий дом (не идентичный, как может показаться на первый взгляд). Там его называют "Дом господ машинистов". Интересно так же, что адрес домов по версии яндекса: территория Железнодорожные Дома, 19 и 21. По версии 2GIS: Железнодорожный переулок, 39 и 53. По версии минжкх: Железнодорожный переулок, 17 и 19. В советское время уплотнили не только дома, но и территорию. Между ними был выстроен жёлтый дом - типичная сталинка для рабочих.
Официальная дата образования села Красный Кут - 1837 год, однако есть сведения, что места были заселены ещё в 1813 году. Первое население - переселившиеся украинцы, приглашённые губернатором А. Д. Панчулидзевым работать на солеперевозках с озера Эльтон в Покровскую слободу. С 1819 года украинская слободка с небольшой православной церковью стала называться селом Красный Кут – «красивый угол». Был Красный Кут и центром кантона автономии немцев Поволжья до 1941 года. С 1966 года - город.
Железная дорога сюда она пришла она сюда 1 октября 1895 года, когда от Урбаха было проложено ответвление в Александров Гай. Уже в 20 веке, когда от Красного Кута стали строить линию в Астрахань, основную ветку от Покровской Слободы «перепрошили» под широкую колею. Узкоколейным остался лишь участок Красный Кут - Александров Гай.
В фондах музея можно найти любопытную информацию, относящуюся к началу прошлого века: «Станция примыкает к селу Красный Кут с населением в 5130 душ. Село это, бывшее до проведения железной дороги незначительным, теперь – крупный торговый путь. В нём – базар, несколько крупных торговых фирм, делающих миллионные обороты, много магазинов, лавок, и число их всё увеличивается». Далее в столетнем документе сказано, что ежегодно со станции Красный Кут отправляется около 21 тысячи пассажиров, а с точки зрения грузовой работы «в отправлении преобладает хлеб».
В прежние годы станция Красный Кут была мощным железнодорожным узлом с собственными дистанциями пути, СЦБ и так далее. Эсцебисты, которые здесь работают, теперь относятся к Ершовской дистанции автоматики и телемеханики (ШЧ-3), а путейцы – к Анисовской дистанции пути (ПЧ-18). Потеря статуса крупного железнодорожного узла связана с кардинальными изменениями в технологии поездной работы, повышением производительности труда и внедрением новой техники. Поэтому в наши дни, работая в разы меньшим контингентом, краснокутские железнодорожники, как и прежде, продолжают обеспечивать стабильное движение поездов. Каждые сутки через станцию Красный Кут проходит в среднем по семь пассажирских составов.
Помимо зерновых, на станции Красный Кут осуществляется погрузка металлолома, а также выгрузка щебня и авиационного топлива. Последнее – для нужд местного лётного училища гражданской авиации, хорошо известного в России.