В 2003 году на момент открытия комплекс состоял из шести домов. Главной достопримечательностью являлась русская изба XIX столетия и баня, которые перевезены из Воскресенского района области, на данный момент перестроена в двухэтажный терем. Позднее возникли: мордовское подворье на которой стоит традиционная мордовская усадьба «Кудо», «Свитанок» — хутор жителей Украины, самое живописное и действительно деревенское подворье, состоящее из мазанки, погреба, сарая и большого количества предметов деревенского быта. Хрчит — дом крестьян из Армении, который построен как традиционный армянский средневековый крестьянский дом, сейчас перестроен в двухэтажный коттедж, юрты представителей Башкирии и Казахстана. Есть татарское подворье и чувашское "Ентеш". На корейском подворье "Сад камней" построена пагода. На азербайджанском дворе находится "Девичья башня", копия бакинской высотой 16 м. При строительстве дагестанского "замка" использовали отделочный камень из Дагестана. Узбекский двор представлен двухэтажной узбекской чайханой "Согдиана". Грузинский двор "Пацха" с двухэтажным традиционным домом. На белорусском подворье построена хата. Чечено-ингушский национально-культурный комплекс состоит из четырехэтажного здания и двух стилизованных башен. Есть подворье поволжских немцев с деревянной избой.
Строительство объектов до сих пор продолжается, многие перестраиваются и увеличиваются. Строиться греческое подворье "Демос". Всего сейчас насчитывается 16 подворий, они занимают 3 улицы, в каждом подворье ресторан национальной кухни и небольшая этнографическая экспозиция, место для собраний национально-культурных объединений и гостей. Часть экспонатов для внутреннего убранства была предоставлена национальными музеями, а некоторые предметы приобретены у коллекционеров. Посетители могут любоваться экспонатами, трогать все руками, заходить внутрь, наслаждаться песнями и танцами, пробовать традиционные кушанья. В центре этнодеревни на открытой сцене проводятся массовые мероприятия, концерты, национальные праздники. Центральная улица деревни 60-летия Победы заканчивается Площадью дружбы, которая представляет собой круглую площадку с установленными флагштоками для флагов, всех представленных в этнопарке государств и республик. Национальная деревня является местом встреч и проведения культурных мероприятий, концертов, национальных праздников, фестивалей и т. д. Для этого имеется специальная площадка со сценой. Ежегодно проводится Всероссийский этно-фестиваль нацкультур «Волжское подворье» . В праздничные дни многие подворья открывают свои двери для гостей. В такие дни есть возможность ознакомиться с внутренним убранством подворья и попробовать национальную кухню.
1. Ворота Национальной деревни
Сами ворота при входе в Этнопарк "Национальная деревня народов Саратовской области" являются достопримечательностью. Деревянные и резные они повторяют лучшие творения мастеров резчиков по дереву. Сразу видно что делали мастера и делали с любовью.
2. Сувенирная лавка "Город мастеров"
Если кто-то приезжает в Саратов, то обычно всегда ему показывают Парк Победы, выставку вооружений в нём, различные памятники. Организованные туристические группы из речных круизов по Волге во время остановки в Саратове всегда бывают здесь. Если после входа на центральную площадь перед вечным огнём повернуть налево на аллею, ведущую к Этнопарку "Национальная деревня народов Саратовской области", здесь расположены подворья всех национальностей проживающих на территории Саратовской области.
Еврейского дома в деревни нет, ранее на выходе стояла "Купеческая лавка" фирмы "Кац и Ко", но потом её заменила сувенирная лавка "Город мастеров" с сувенирной продукцией изготовленной руками саратовских мастеров. "Город мастеров" - это уникальное место в Саратове, где собрались мастера своего дела, для того чтобы научить как взрослых, так и детей создавать эксклюзивные работы своими руками из различных материалов. В нашей уютной и доброжелательной атмосфере можно научиться разным видам ремесел: резьбе по дереву, лоскутному шитью, валянию из шерсти, бисероплетению, работе с кожей, изготовлению керамики, набору мозаики, свечному делу, свит дизайну, мыловарению, работе с глиной, работе с фоамираном и многое многое другое.
3. Русское подворье в Национальной деревне
На Соколовой горе, неподалеку от Парка Победы раскинулся крупный этнокомплекс, который называется "Национальная деревня народов Саратовской области". Да, здесь самые настоящие дома, юрты и даже замки — типичное жилье людей из разных уголков России и мира. Деревня приняла посетителей 9 мая 2003 г. Первым экспонатом была русская изба. Крестьянская изба и баня, построенные в ХIX веке, привезены из Воскресенского района Саратовской области. Русское подворье представляло собой огражденный двор, на территории которого кроме избы имеются другие хозяйственные постройки.
В 2019 г., традиционно 9 мая открыли новое русское подворье, полностью обновленное и перестроенное. Двухэтажный терем появился на месте старой избы, которая находилась в удручающем состоянии и не пользовалась популярностью среди горожан. Инициатором обновления площадки выступил губернатор Валерий Радаев. По мнению главы региона, подворье добавит колорит для горожан, а также привлечет туристов, которые заезжают в Саратов во время путешествия по Волге. Конечно к исторической русской избе Саратовской области это не имеет отношения, изба теперь больше похожа на боярский терем, но возможно, это будет действительно более зрелищный и привлекательный для туристов вариант.
Традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна обычно закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутреннее помещение делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенами стояли лари и сундуки. Центром сбора семьи был стол покрытый скатертью. Особо оформлялся красный угол - место с иконами. И еще одним важным атрибутом русского жилища со временем стал самовар. Кстати в Саратове есть даже музей посвященный самовару.
4. Украинский хутор «Свитанок» в Национальной деревне
Украинский хутор "Свитанок" в Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области" сделан наиболее верно и в историческом и в маркетинговом плане. Может он и не похож на настоящий хутор, но он именно такой каким мы его представляем сейчас, на основании книг и фильмов. Не бросаются в глаза современные материалы, даже крыша крыта не металлом, а соломой, много разных интересных деталей, которые хочется посмотреть и потрогать и конечно ностальгический этнографический налет на всей получающейся картинке. Да, и гостеприимные хозяева, которые и расскажут и накормят, что скрывать большинство подворьев в парке или пустые или вообще закрыты.
На территории Саратовской области проживает около 42 тысяч украинцев. Украинские поселения появились на территории современной Саратовской области в начале XVIII века. Основание и развитие соляного промысла на территории современной Саратовской области связано с переселенцами-чумаками из Полтавской и Харьковской земель Малороссийского гетманства, которые и стали жителями новых поселений, в том числе — Покровской слободы на левом берегу Волги напротив Саратова, которую немецкие поселенцы называли— город козаков. В России проживает около 1 927 988 украинцев. Предки украинцев — славянские племена полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов наряду с другими племенами образовали — Киевскую Русь (IX-XII вв.), а позднее, к исходу XVIII века земли нынешней Украины, был и разделены между Российской и Австрийской империями.
5. Белорусское подворье с традиционной хатой в Национальной деревне
Белорусы — восточнославянским народ, этнос, нация. Общая численность — около 9,4 млн. человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью. После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. В 1933 году была проведена языковая реформа. Для белорусов характерен русско-белорусский билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах, предпочитает пользоваться русским языком. Верующие белорусы — в основном православные, католики составляют 14,5 % населения Белоруссии.
Значительное число белорусов населяет территорию России, по данным переписи населения 2010 года около 521443. В конце XVIII века в результате трёх разделов Речи Посполитой белорусские земли были включены в состав Российской империи. В Российской империи, в рамках государствообразующей концепции триединого русского народа, белорусы рассматривались как одна из его ветвей. Белорусы также широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами. В Саратовской области их численность составляет около 8489 человек. Белорусское подворье практически идентичное русскому, это можно хорошо рассмотреть в Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области". Дома так же как и у русских в основном бревенчатые.
6. Подворье поволжских немцев в Национальной деревне
На Соколовой горе, неподалеку от Парка Победы раскинулся крупный этнокомплекс, который называется "Национальная деревня народов Саратовской области". Да, здесь самые настоящие дома, юрты и даже замки — типичное жилье людей из разных уголков России и мира. Один из них дом построенный в соответствии с традиционной немецкой архитектурой, разобранный и привезен в Национальную деревню из Ровенского района. В данный момент в Саратовской области проживает около 7579 немцев. Немцы — народ, произошедший от древних германцев. основное население Германии, Австрии и Лихтенштейна. Общая численность около 140 миллионов. Язык - немецкий германской группы индоевропейской семьи. Большинство верующих немцев - протестанты-лютеране живущие в основном на севере и востоке Германии, и католики, которые расселены на западе и юге страны.
Немцы в России стали проживать к началу XX века из потомков переселенцев, преимущественно из германских государств, расселенных на основании манифестов Екатерины II в Нижнем Поволжье в 1760-е гг. и проживавших там вплоть до 1941 года. Немцы внесли заметный вклад в развитие российской науки и культуры. Многие из них отличились, находясь на государственной и военной службе в период объединения земель вокруг Москвы и особенно в Российской им перии. В данный момент в России проживает около 394138 немцев. Одной из главных задач правительства при переселении в Россию колонистов из Западных стран было развитие земледелия. Немецкие переселенцы должны были выполнить эту задачу. Колонисты привезли с собой с родины плуг, косу, деревянную молотилку, почти не используемые в России, при обработке использовали трехпольный оборот. В России производилась главным образом рожь и небольшое количество пшеницы. Колонисты значительно расширили количество сельскохозяйственных культур. Они ввели белотурку, картофель, увеличили посевы льна, конопли, выращивали табак и другие культуры. Однако в отличие от немецких же колонистов Юга России, поволжские немцы не усовершенствовали общую культуру русского земледелия, а, напротив, усвоил и русскую общинную систему землепользования.
7. Мордовское подворье "Кудо" в Национальной деревне
Финно-угорская община «Софун» представляет жителям и гостям Саратова традиционный дом мордовской эрзянской семьи "Кудо", одно из самых красивых подворий, представленных в Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области". В Саратовской области численность мордовской народности составляет более 11 тыс. человек. Проживают в Российской Федерации около 744 237 мордовской народности, около трети — в Мордовии, а также в Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской, Саратовской областях. Относятся к коренному населению Центральной России. Мордва — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса—мокша и эрзя. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан - мокшень кой), лютеране и молокане.
Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двух-раздельное и трех-раздельное. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну. Дом — (куд — мокшанский, кудо — эрзянский), традиционный тип жилья, основная часть мордовского хозяйственного комплекса. Конструкция дома мордвы совершенствовалась от землянок и полуземлянок до наземных бревенчатых строений срубной конструкции (2 камерные: изба—сени, изба—изба, изба—придел; 3 камерные: изба—сени—клеть, изба—изба—сени, изба—сени—изба). До 18—19 вв. сохранялись дома с печью по чёрному (курная изба). На рубеже 20 в. появились 5 стенные дома.
8. Татарское подворье «Тургай» в Национальной деревне
Современный Татарстан занимает достаточно большую территорию, где есть и леса, и лесостепи, и степи. Поэтому постройки в разных ландшафтах разные. На татарском подворье в Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области" основной дом решили сделать бревенчатым.
9. Чечено-ингушское подворье «Вайнах» в Национальной деревне
Комплекс состоит из четырехэтажного здания и двух стилизованных башен, символизирующих чеченский и ингушский народы
10. Дагестанский двор "Замок" в Национальной деревне
Горный край – Дагестан – может похвалиться насыщенной историей: огромная ее часть связана с войнами и отстаиванием своих интересов. Именно поэтому в республике находится множество больших крепостей и маленьких укреплений, и практически с каждой постройкой связана какая-нибудь интереснейшая история. Дагестанский «Замок» в Этнопарка "Национальная деревня народов Саратовской области" сделан из привезенного из Дагестана камня.
11. Армянское подворье «Хрчит» в Национальной деревне
Армянское подворье Этнопарка "Национальная деревня народов Саратовской области" со средневековым крестьянским домом «Хрчит» и садом. Основной тип традиционного жилища — глхатун (тун) — наземное или полу-подземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием, часто опирающимся на внутренней столбовой каркас, с дымоходом в центре. Армянская народность одна из древнейших. Первые сведения относятся к VI веку до нашей эры. Армянское подворье выполнено в кавказских архитектурных традициях. В декоре предпочтение отдано натуральным материалам, в частности камню. На территории подворья воссоздан характерный для Армении природный рельеф. Вначале дом был одноэтажным скромным жилищем, но со временем подрос на один этаж. Видимо типовые крестьянские усадьбы в средневековой Армении неплохо развиваются... а, жаль, металлочерепица так оригинально смотрелась на средневековом доме.
На сегодняшний день в Саратовской области численность армян составляет около 23841 человек. В Саратовском Поволжье одно из древнейших упоминаний об армянах встречается в начале XIV в. В золотоордыиском Укеке действовали две армянские церкви, что помогало им сохранять свою идентичность и самобытную культуру. Несмотря на малочисленность, армяне играли весьма заметную роль в общественной и экономической жизни Саратова. Многие армянские купцы обладали торговыми заведениями. Одно из принадлежащих им строений так назывался — Армянский дом, а улица, где он стоял, до 1937 года именовалось Армянской (ныне Волжская). Сегодня об этом напоминает только мемориальная доска и каменный крест "Хачкар", памятник, посвященный скорбным дням геноцида армян, торжественно открытые в 2000 году во время визита Президента Республики Армения Р.С. Кочаряна в Саратовскую область по приглашению губернатора Д. Ф. Аяцкова. В Саратове на данный момент есть Армянская Апостольская церковь Пресвятой Богородицы на Армянской площади в Саратове. Храмовый комплекс включит в себя не только церковь, но и воскресную школу, музей, библиотеку, хачкар — крест-камень, памятник, посвященный скорбным дням геноцида армян (24 апреля 1915 года), а также многопрофильный спортивный клуб и центр армянской культуры региональной общины «Крунк».
12. Грузинский двор "Пацха" в Национальной деревне
Как же обустроен грузинский национальный дом внутри? Это можно рассмотреть в Этнопарка "Национальная деревня народов Саратовской области". Раньше характерной чертой любого грузинского интерьера был ковер больших размеров, спускающийся на тахту, увешанный рогами для вина и кинжалами. Издревле дома возводились из бревен и досок, и могли иметь один или два этажа, двух- или четырехскатную крышу из соломы, осоки или дранки. Такие жилища обычно не имели окон, зато были оснащены двумя дверьми, расположенными друг против друга.
Самой важной частью любого традиционного жилища Грузии был открытий очаг (кера), который имел огромное значение в культе предков и олицетворял собой единство всей семьи. У очага проводили некоторые свадебные ритуалы и примиряли кровников. Также были распространены пристенные камины (бухари) и печи для выпечки хлеба (гумели, пурнэ, тонэ).
13. Узбекская чайхана «Согдиана» в Национальной деревне
Климат и ислам наложили свой отпечаток на заведения общественного питания на Востоке и Средней Азии. Большую часть года стоит жаркая погода, вынуждая потреблять много жидкости. Ислам запрещает своим последователям употребление спиртных напитков, что привело к отсутствию традиции их распития в мусульманских странах. Для утоления жажды самым популярным напитком в этих местах является зелёный чай. Поэтому национальное узбекское подворье Этнопарка "Национальная деревня народов Саратовской области" сделано в традициях узбекской чайханы.
В прошлом, в крупных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем, и представляла собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания и чаепития. Здесь местные жители встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали свежие новости о жизни в других странах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сделки. Посещение же чайханы женщинами считалось неподобающим.
В Средней Азии чайхана сегодня является одним из самых популярных и посещаемых мест после мечети. В настоящее время среднеазиатская культура, как и любая другая, постепенно расходится по миру с её носителями. Сегодня чайхану можно найти во многих городах мира.
14. Азербайджанское подворье «Девичья Башня» в Национальной деревне
Азербайджанцы — тюрконзычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо¬западного Ирана. Общая численность — свыше 30 миллионов человек. Азербайджанцы относятся к каспийскому типу европеоидной расы. Говорят, на азербайджанском языке. Верующие азербайджанцы преимущественно исповедуют ислам. Азербайджан по площади — самая крупная из республик Закавказья. Климатические зоны Азербайджана разнообразны — от тёплых и влажных субтропиков Ленкоранской низменности и Талыша до снежных высокогорий Кавказа. Территория республики обладает богатой и редкой флорой. На сравнительно небольшой территории встречаются многие распространённые в мире типы растений. Например, железное дерево (дамир агач), иберийский дуб, каштанолистный дуб, хурма, самшит и граб, клён и др. В Азербайджане наблюдаются 9 из 11 типов климата. Средние температуры июля от +5 °С в высокогорных районах до +25-27 °С в низменных. Средние температуры января -10°С в высокогорных и +4°С в низменных районах. На территории Российской Федерации насчитывается около 603070 азербайджанцев. Азербайджанцы в России проживают в юго-восточной части Дагестана. В Саратовской области проживает около 14868 азербайджанцев. В азербайджанском подворье Этнопарка "Национальная деревня" стоит уменьшенная копия бакинской "Девичьей башни" высотой в 16 метров.
15. Казахское подворье «Казахская Юрта» в Национальной деревни
Казахское подворье в Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области" - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Войлочная юрта расположились на фоне других экспонатов этно-парка. Казахи начали заселяться в Саратовском Заволжье с конца 18 века, к 2014 году их в Саратове уже более 76 тыс. Основной отличительной чертой этой этнической группы является гостеприимство, они всегда напоят чаем с молоком и угостят традиционными блюдами из конины или баранины.
Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта. До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. Юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.
16. Башкирское подворье «Башкирская Юрта» в Национальной деревне
Башкирская юрта поставлена для экскурсий в башкирском подворье Этнопарка "Национальная деревня народов Саратовской области". Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару. Башкир в Саратове около 3,5 тысяч. Типы жилища у башкир более различны, наиболее распространены срубные (деревянные) и плетневые и саманные (сделанные из глины). У восточных башкир в летнем кочевье имелись войлочные юрты (тирме).
Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.
17. Корейский двор «Сад камней» в Национальной деревне
В Этнопарке "Национальная деревня народов Саратовской области" имеется и корейский двор, который красиво называют «Сад камней». Здесь можно поесть традиционно острую пищу корейцев, да и просто отдохнуть в симпатичных шатрах. Корейцев в Саратовской области не так много, всего 4,5 тыс.