Дом купца Менькова появился в конце XIX века, когда стала перестраивается северная сторона городской Торговой площади. Обветшавшие здания начала XIX в. было решено снести, а на их месте построить новые, которые бы своей этажностью и архитектурным решением соответствовали главной площади города. Так почти одновременно на площади появились три особняка с магазинами в нижних этажах: купцов К. П. Брусянцева, Н. С. Менькова и крестьянина Е. П. Левшина. Несмотря на некоторую однотипность, они были совершенно по-разному оформлены, благо эклектика давала поле для творчества. Центральное здание ансамбля - дом Менькова, двухэтажный особняк, выполненный в псевдорусском стиле 1888 года постройки. Он был одним из самых богатых домов в городе того времени.
В 1890 году дом купца Менькова - это целая усадьба с конюшнями, сараями, баней. Его украшали теремообразные купола на крыше и гипсовые барельефы над окнами. На втором этаже имеются четыре зала, выходящие окнами на площадь. Интерьеры их отличаются друг от друга. Наиболее нарядна гостиная, отделанная в подражание стилю рококо. Исключительно изящен рисунок лепки на потолке и изразцовые печи, каждая из которых подлинно художественное произведение. Сохранился и замечательный паркет. Оно скорее напоминает боярские палаты, нежели обычный жилой дом.
Это городская усадьба с характерными для неё постройками. Основное здание сооружено как жилой дом с торговыми, подсобными и конторскими помещениями на первом этаже и складом в подвале. На втором этаже размещались жилые
комнаты хозяев, на третьем, выходящем окнами во двор, – комнаты для прислуги и подсобные помещения. В перпендикулярной пристройке, во дворе, находились квартиры служащих магазина. Другие постройки имели хозяйственное назначение: каретный сарай, баня, машинное отделение, конюшня, хлев, курятник. Все постройки сооружены одновременно в 1888–1889 годах. Конечно, наиболее интересным в архитектурном плане является главное здание с его удивительным фасадом с элементами русского терема.
Следует сразу подчеркнуть, что, судя по яркости, чёткости и тонкому вкусу архитектурного решения фасада, а также внутренних интерьеров здания, автора проекта следует искать среди столичных архитекторов. Образцом для его «теремной» архитектуры стало русское зодчество XVII века, обращение к мотивам и языку которого приобрело широкую популярность в последней трети XIX века как в столицах (в Москве это – Исторический музей, Верхние торговые ряды – ныне ГУМ), так и в большинстве остальных городов России.
Ещё более впечатляет интерьер особняка: многоцветье стенных и плафонных росписей, богатство лепнины, графика паркета, перла - мутр изразцовых печей... Сегодня всё это великолепие может увидеть каждый желающий: благодаря настойчивости директора Вольского краеведческого музея О. В. Гавелько в 1989 году власти города приняли решение о передаче здания, в котором в те годы располагался горком партии, музею. В 1993 году в отреставрированном здании
открылась картинная галерея краеведческого музея. Автором экспозиции была Заслужен - ный работник культуры РФ Н. Н. Березина. Удивительное сочетание старинного инте -
рьера и уникальных произведений живописи, графики, прикладного искусства ХVII–ХХI столетий делает картинную галерею одной из ярких достопримечательностей города.