Здание водонапорной башни расположено на улице Железнодорожной, представляет собой четырёхугольную башню, полностью сложенную из кирпича. Внутри неё на высоте 20-25 метров установлены два металлических бака для воды. К ним ведёт кованная чугунная лестница. Водоёмное здание или водонапорная башня возведена башня в 1896 году по уникальному нестандартному для Рязанско-Уральской железной дороги проекту. Её архитектурный стиль не имеет аналогов в России.
Необходимость строительства была вызвана вводом в строй участка железной дороги от Пензы до Балашова («Балашовский широтный ход»), что, в свою очередь, привело к увеличению количества пассажирских и грузовых составов, проходивших через станцию Ртищево. Считается, самым старым промышленным сооружением на территории города. Вплоть до 2000-х годов ртищевцы набирали в башнеартезианскую воду, но постепенно источник иссяк. Приказом Министерства культуры Саратовской области № 1-10/177 от 19 июня 2001 года водоёмное здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.
Водоёмное здание станции Ртищево-1 («водонапорная башня») — гидротехническое - сооружение на станции Ртищево-1, станционное водохранилище, служившее для развода воды к местам её разбора: гидравлическим, пожарным и Водоразборным кранам, гидравлическим колоннам и станционным постройкам.
14 (26) января 1871 года – ключевая дата в истории Ртищева. Именно в этот день прибытием из Кирсанова первого поезда официально открылась железнодорожная станция. Взору собравшегося со всей округи народа предстал управляемый машинистом Илларионом Васильевым паровоз серии "О" с двумя пассажирскими и шестью товарными вагонами, который после двухчасовой стоянки отправился дальше в Аткарск12. Изначально станция представляла собой полевой железнодорожный пост с большим кирпичным вокзалом, будкой для дежурств и некоторыми вспомогательными службами, чуть в стороне от путей находились временные деревянные бараки и землянки для строителей.