Очень привлекательным, с архитектурной точки зрения, строением г. Пугачева по праву считается водонапорная башня. Водонапорная башня расположенная около железнодорожного вокзала г. Пугачёв построена по типовому проекту Рязано-Уральской железной дороги в 1910-е годы, она была предназначена для обеспечения железнодорожных составов водой. Кстати, подобные сооружения есть в Рукополе и Ершове. Сооружение из темно-красного кирпича представляет собой полый цилиндр с фигурными окнами и узорчатой кладкой, в котором друг над другом установлены два клепаных металлических бака. Первоначальная форма крыши не сохранилась. Движение по Ершово-Николаевской ветви было начато в августе 1896 года, с 1 января 1904 года станция Николаевск была переименована в Николаевск-Уральский, в 1918 году – переименована в Пугачевск.
Водоёмное здание использовалось для того, чтобы заправлять паровозы водой. Колонки располагались ближе к путям, а вода подавалась с высоты башни. На один километр, для создания пара требовалось 8-12 литров воды. Раньше подобные башни были на каждой станции. Башня выполнена в стиле эклектики. Окна носят исключительно декоративный характер, а внутри башен располагались большие железные баки. А некоторые украшены на фасаде шестигранной звездой (гексаграммой). Гексаграмма (др.-греч. ἕξ — шесть и γραμμή — черта, линия) — звезда с шестью углами, которая образуется из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников. Иногда гексаграмму ассоциируют с иудаизмом, но исторически она употребляется в другом историческом, религиозном и культурном контексте
Акционерное общество Рязано-Уральской железной дороги организовалось в далеком 1892 году. Поскольку основным движущим составом до 60-х годов XX века были паровозы, им требовалась постоянная дозаправка водой. Поэтому на всех станциях Рязано - Уральской железной дороги были построены такие башни. Ее архитектура поражает своей изысканностью, словно башня имела не сугубо утилитарное назначение, а священно-культовое.
Оснавателем «образцовых» проектов вокзалов в «кирпичном стиле» для промежуточных станций стал архитектор Р.А. Желязевич. Он разработал типовые проекты станций 4-х классов и стройную систему размещения относительно железной дороги. Принцип типового проектирования стал в будущем обычной практикой при застройке железных дорог.
На протяжении всего ХIХ столетия башни похожи на крепостную архитектуру. Сооружения строили по типовому проекту, но они были примечательны и узнаваемы. Все капитальные строения подлежали точной нивелировке и имели свой инвентарный номер. Башни различают шатровые и бесшатровые Основная часть водонапорной башни это барабан. Он прорезан цилиндрическими окнами, арочной и прямоугольной формы . В качестве архитектурных украшений массивных стен использовались декоративные элементы – аркатурный пояс и ступенчатый карниз.