Уроженец Вольска, видный учёный-конструктор в области авиации и ракетной техники, дважды Герой Социалистического Труда, академик Пётр Дмитриевич Грушин 15 ноября 1985 года удостоился у себя на родине прижизненного памятника. Заслуги Грушина в развитии науки и техники отмечены многочисленными наградами и премиями, среди которых ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Золотая медаль АН СССР. Грушин разработал несколько ракетно-зенитных комплексов, в том числе ракету для С-300, за которую был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Бронзовый бюст был изготовлен скульптором В. М. Клыковой на мытищинским экспериментальным заводе художественного литья имени Е. Ф. Белашевой, постамент и фундамент – архитектором Р. И. Семерджиевым, рабочими городских строительного управления и управления коммунального хозяйства. В торжественной церемонии открытия памятника почётному гражданину Вольска приняли участие представители власти, общественности и курсанты расположенного рядом военного училища. Установлен бюст в центре города на пересечении улиц Горького и Революционной.
Пётр Дми́триевич Гру́шин (2 [15] января 1906, Вольск — 29 ноября 1993, Москва) — советский и российский учёный, авиаконструктор и конструктор в области ракетной техники, академик АН СССР (1966). Член ЦК КПСС (1966—1986). Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Родился 15 января 1906 года на окраине города Вольск, Саратовской губернии. Отец работал плотником, в семье 7 детей. Начальное образование: 1914 год — церковно-приходская школа, Вольское городское училище. 1921 год — Профтехшкола имени Ильича. С 1925 года работает на заводе «Возрождение» (г. Марксштадт, Поволжье), кожевенном и ремонтном заводах (г. Вольск).
Мечтал стать лётчиком, предпринял попытку поступления в Самарское училище военных лётчиков, но был отбракован медкомиссией. В 1928 году комитетом комсомола направлен на учёбу в Ленинград на кораблестроительный факультет политехнического института, отделение подготовки специалистов гидроавиации. С 1930 года отделение гидроавиации переведено в Московский авиационный институт. Учился на отлично, характеризовался как трудолюбивый, упорный, энергичный студент, проявил ценные качества конструктора, нестандартность мышления, склонность к анализу, обобщениям, готовность принимать смелые решения вопреки мнению известных учёных. Окончил обучение в мае 1932 года, получив диплом инженера-механика по самолётостроению. Дипломный проект, легкомоторный самолёт «Бригадный», выполненый совместно с сокурсниками Д. Бабадом и А. Мараказовым, получил первую премию на конкурсе ЦК Осоавиахима.
По окончании института работал в Бюро новых конструкций Всесоюзного авиационного объединения под руководством авиаконструктора А. Лявиля, в ЦКБ авиазавода № 39, затем, по приглашению Д. П. Григоровича, возвращается в МАИ где работал на кафедре 101 (Самолётостроение) и главным конструктором КБ МАИ. Работает над проектом сверхдальнего самолёта «Сталь-МАИ», модернизацией У-2, созданием легкомоторного самолёта тандемной аэродинамической схемы, «Октябрёнок» или «Небесная блоха» (первая самостоятельная работа), штурмовика МАИ-3, ближнего бомбардировщика ББ-МАИ.
В 1940 году переведён на должность главного конструктора авиационного завода № 135 в Харькове, где работает над обеспечением серийного выпуска ББ-1 (Су-2), и разработкой двухмоторного истребителя ДИС-135 (Гр-1). После начала войны назначен заместителем авиаконструктора Семёна Лавочкина. При организации серийного выпуска новых истребителей Ла-5 и Ла-7 на авиационных заводах № 21 (Горький) и № 381 (Москва), проявил себя как талантливый руководитель, награждён двумя орденами Ленина.
С июня 1951 года вновь назначен первым заместителем Семёна Лавочкина, для доработки и испытаний ракеты В-300 зенитного комплекса «Беркут» (С-25). 20 ноября 1953 года постановлением Совета Министров СССР № 2838—1201 в подмосковных Химках для разработки новейших образцов ракетной техники и зенитных управляемых ракет создано Особое Конструкторское Бюро № 2 ОКБ-2 (с 1967 Машиностроительное конструкторское бюро «Факел»), Пётр Дмитриевич назначен его руководителем на должность «Главный конструктор — начальник ОКБ». В ОКБ вошли специалисты-ракетчики КБ-1 и ОКБ-293 М. Р. Бисновата. С этого момента до конца 1980-х имя авиаконструктора исчезает из поля зрения, о его работах знает только ограниченный круг лиц в руководстве СССР.
Первая работа ОКБ Грушина — ракета В-750 для комплекса С-75 принесла успех, в ней удалось воплотить несовместимые требования: мобильность, высокие ТТХ, надёжность, простота эксплуатации, дешевизна и технологичность конструкции.
7 октября 1959 года над Китаем, С-75 впервые в мире сбивает высотный самолёт-разведчик РБ-57Д, полёты над Китаем прекращаются.
1 мая 1960 года над территорией СССР, сбит, считавшийся неуязвимым, американский высотный разведчик U-2, это вызывает международный скандал и полёты над СССР прекращаются.
С 1965 года ЗРК С-75 впервые в мире массово применяются в военных действиях во Въетнаме. Уничтожено от 200 (данные США) до 2000 (данные СССР) самолётов в том числе более 50 летающих крепостей B-52. Без поддержки авиации американские войска не могли вести наступательные операции, война затягивалась и это решило её исход. Фактически, ракеты Грушина совершают революцию в тактике применения авиации и показывают, что ЗРК могут быть не только военной силой, но и инструментом сдерживания и политического влияния в мире. После войны работал в министерстве авиапромышленности и спецкомитете по реактивной технике. С осени 1948 года декан МАИ и проректор по научной работе.
За создание изделия C-75 комплекса Двина Пётр Дмитриевич Грушин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён орденом Ленина, 30 декабря 1958 года, для вручения наград, на завод приезжают руководители государства Н. С. Хрущёв и Л. И. Брежнев.
4 марта 1961 года, ракетой В-1000, в составе экспериментальной «системы А» на полигоне «Сары-Шаган» (ГНИИП-10), впервые в мире, поражена боеголовка баллистической ракеты дальнего действия Р-12. За 38 лет, под управлением Грушина, ОКБ «Факел», стало одной из ведущих ракетных фирм. Здесь созданы передовые образцы ракетной техники стоящие на вооружении более чем в 50 странах мира. В 1981 году за создание комплекса С-300П Пётр Дмитриевич Грушин получил вторую звезду Героя Социалистического Труда. Жил в городе Химки, до последних дней ежедневно приходил на работу в своё ОКБ, говорил, что «жизнь прошла очень красиво» и своими успехами обязан, прежде всего, привитому с детства трудолюбию и способностью безропотно переносить трудности. Скончался на 88 году жизни, 29 ноября 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 декабря 1993 года ОКБ «Факел» присвоено имя Академика Грушина.
Награды и премии
Дважды Герой Социалистического Труда:
Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 25 июля 1958 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания (за создание ракеты 1Д (В-750) для ЗРК С-75) П. Д. Грушину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 20 апреля 1981 года за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники (за создание ракеты 5В55 для ЗРК С-300П) П. Д. Грушин награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
7 орденов Ленина (21.06.1943; 2.07.1945; 1953; 25.07.1958; 1966; 20.04.1981; 1986)
орден Октябрьской Революции (1971)
орден Трудового Красного Знамени
медали
Ленинская премия (1963)
Государственная премия СССР (1965)
Золотая медаль имени А. Н. Туполева Академии наук СССР (1979)
В марте 1999, во время Югославской войны, Грушинской 5В27Д комплекса С-125, впервые в мире, был сбит самолёт-невидимка F-117.