Командно-штабная машина БТР-50ПУ
Разработана на Челябинском Кировском заводе на базе плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-50П. Принята на вооружение в 1958 г. Внешний вид машины и оборудование силового отделения остались в основном теми же, что и у прототипа. В БТР-50ПУ было предусмотрено штабное отделение, оборудованное специальной аппаратурой и приспособленное для работы командира части, трех офицеров штаба и четырех радистов. В машине устанавливался узел связи, состоящий из радио, радиорелейных и проводных средств связи, навигационная аппаратура, дневные и ночные приборы наблюдения, раздвижной стол для работы с документами. Она оснащалась системами противоатомной защиты, отопления и вентиляции. Вооружение отсутствовало. Производство велось на Челябинском и Волгоградском тракторных заводах.
ТТХ
Масса, т 14,3
Число посадочных мест, человек 10
Длина, мм 7070
Ширина, мм 3140
Высота, мм 2050
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 44,6
максимальная на воде, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 260
Запас хода на плаву, км 70
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 1,1
Угол входа в воду / выхода из воды, град. 30/25
Боевая машина пехоты БМП-1ПГ
БМП-1ПГ является развитием БМП-1, подобна ей по своей компоновке, но несколько отличается вооружением. Модернизация была проведена с целью повышения огневых возможностей машины при борьбе с бронетехникой и живой силой противника. Для этого ПТРК «Малютка» был заменен на ПТРК «Конкурс» с более высокой бронепробиваемостью и увеличенной до 4 км дальностью стрельбы. На крыше башни слева был установлен автоматический 30-мм гранатомет АГ-17 с боекомплектом 290 выстрелов ВОГ-17 с осколочной гранатой. Радиус сплошного поражения осколками равен 7 м, дальность стрельбы – 1700 м. Также БМП была оснащена новым противопожарным оборудованием. Машина была принята на вооружение в конце 1970-х гг. и выпускалась небольшой серией.
ТТХ
Боевая масса, т 13,6
Экипаж (десант), человек 3(8)
Длина, мм 6735
Ширина, мм 2940
Высота, мм 2068
Скорость по шоссе, км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 7
Запас хода по шоссе, км 600
Максимальная мощность двигателя, л.с. 300
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,7
Прицельная дальность стрельбы из пушки, м 1300
Скорострельность, выстр./мин 8-10
Дальность полета ПТУРС, м 4000
Боевая машина пехоты БМП-1
Разработана в КБ Челябинского тракторного завода имени В.И. Ленина под руководством П.П. Исакова. Принята на вооружение в 1966 г. Является первой в мире серийной БМП и родоначальником этой категории военной техники. БМП-1 – быстроходная, высокоманевренная, плавающая бронированная машина, обладающая мощным вооружением (73-мм гладкоствольная пушка 2А28, 7,62-мм пулемет ПКТ, ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка»). Она оснащена системой защиты от оружия массового поражения. Броня БМП-1 защищает от пуль калибра 12,7 мм и осколков снарядов и мин. Наличие амбразур, смотровых приборов обеспечивает возможность ведения массированного огня десантом на поле боя. Производство велось на ЧТЗ и Курганском машиностроительном заводе. Всего до 1983 г. выпущено около 20 тыс. машин всех модификаций.
ТТХ
Боевая масса, т 13
Экипаж (десант), человек 3(8)
Длина, мм 6735
Ширина, мм 2940
Высота, мм 2068
Скорость по шоссе, км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 7
Запас хода по шоссе, км 600
Максимальная мощность двигателя, л.с. 300
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,7
Прицельная дальность стрельбы из пушки, м 1300
Скорострельность, выстр./мин 8-10
Дальность полета ПТУРС, м 3000
Боевая машина десанта БМД-2
Создана в КБ Волгоградского тракторного завода под руководством А.В. Шабалина на базе БМД-1П. Принята на вооружение в 1985 г. Отличается от базовой машины боевым отделением, средствами внутренней и внешней связи и отсутствием левой курсовой пулеметной установки. В башне размещена стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А42, предназначенная для борьбы с легкобронированными целями типа БМП или БТР и огневыми точками, а также низколетящими воздушными целями с дозвуковой скоростью на высоте до 2000 м и дальности до 2500 м. Темп стрельбы из пушки регулируемый. На башне установлена пусковая установка противотанкового ракетного комплекса 9К111. Боевая эффективность машины повысилась в 2,8 раза по сравнению с БМД-1П.
ТТХ
Боевая масса, т 8,2
Экипаж (десант), человек 3(4)
Длина, мм 5910
Ширина, мм 2630
Высота, мм 1615-1965
Скорость по шоссе, км/ч 61
Скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 500
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Угол подъема, град 32
Угол входа в воду / выхода из воды, град. 30/25
Прицельная дальность стрельбы из пушки, м до 4000
Темп стрельбы, выстр./мин 200-550
Дальность полета ПТУРС, м 4000
Боевая машина десанта БМД-1
Создана в КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова. Принята на вооружение в 1969 г. Это первая в мире специализированная боевая машина воздушно-десантных войск, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета типа Ил-76 и Ан-12, и идентичная по огневым возможностям боевой машине пехоты. Вооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, три 7,62-мм пулемета ПКТ (один спаренный и два курсовых), ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка». Корпус БМД впервые в практике советского машиностроения выполнен из алюминиевого сплава, защищает экипаж от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Башня – из стальной брони, заимствована у БМП-1. Для десантирования с воздуха применяются специальные парашютные платформы и многокупольные парашютные системы. До середины 1980-х гг. было выпущено около 3,5 тыс. машин всех модификаций.
ТТХ
Боевая масса, т 7,2
Экипаж (десант), человек 3(4)
Длина, мм 5400
Ширина, мм 2630
Высота, мм 1620-1970
Скорость по шоссе, км/ч 61
Скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 500
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Угол подъема, град 32
Угол входа в воду / выхода из воды, град. 30/25
Прицельная дальность стрельбы из пушки, м 1300
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Дальность полета ПТУРС, м 3000
Бронетранспортёр БТР-80
Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении по меньшей мере 26 государств.
ТТХ
Экипаж 3 чел
Десант 8 чел
Боевая масса, т: 13,6
Максимальная скорость 80 км/ч
Запас хода по шоссе 600 км
Плавучесть плавает 9км/ч
Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
Химическая разведывательная машина БРДМ-2РХБ
Создана на базе табельной машины БРДМ-2, разработанной в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова, и отличается от нее наличием специального оборудования. Предназначена для ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической разведки. Кроме приборов РХБ разведки устанавливается специальное оборудование: аппаратура навигации ТНА-3 предназначенная для автоматического определения текущих координат места нахождения машины; средства обозначения зараженных участков; реактивные сигналы химической тревоги, служащие для оповещения личного состава световыми и звуковыми сигналами о радиоактивном и химическом заражении; метеокомплект, предназначенный для ведения наблюдений за ветром, температурой воздуха и почвы; дегазационный комплект ДК-4Б. Система защиты от ОМП позволяет работать в зараженной зоне.
ТТХ
Боевая масса, т 7
Экипаж, человек 3
Длина, мм 6100
Ширина, мм 2350
Высота, мм 2310
Скорость по шоссе, км/ч 90
Скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 750
Запас хода на плаву, ч 16
Максимальная мощность двигателя, л.с. 145
Угол подъема, град 30
Ширина преодолеваемого рва, м 1,2
Высота преодолеваемого бруствера, м 0,4
Давление в шинах, кгс/см2 0,5-3
Легкий многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ
Создан в КБ Харьковского тракторного завода под руководством А.Ф. Белоусова. Принят на вооружение в 1964 г. Предназначен для буксировки прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования. Особенностью конструкции машины является размещение двигателя в средней части корпуса. В передней части находится отделение управления и башенная установка ТКБ-01-1 с 7,62-мм пулеметом ПКТ, в задней – грузовая платформа. Благодаря удачной конструкции МТ-ЛБ выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза, основой для нескольких десятков бронемашин различного назначения. Производился на ХТЗ, после распада СССР производство тягачей было налажено на муромском заводе «Муромтепловоз».
ТТХ
Боевая масса, т 9,7
Экипаж (десант), человек 2 (11)
Грузоподъемность, т 2,5
Масса буксируемого прицепа, т 6,5
Длина, мм 6454
Ширина, мм 2850
Высота, мм 1865
Скорость без прицепа, км/ч 61,5
Скорость с прицепом, км/ч 47
Скорость на плаву, км/ч 6
Запас хода по шоссе, км 500
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Угол подъема с грузом без прицепа, град 35
Угол подъема с грузом и прицепом, град 25
Боевая машина десанта БМД-1
Создана в КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова. Принята на вооружение в 1969 г. Это первая в мире специализированная боевая машина воздушно-десантных войск, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета типа Ил-76 и Ан-12, и идентичная по огневым возможностям боевой машине пехоты. Вооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, три 7,62-мм пулемета ПКТ (один спаренный и два курсовых), ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка». Корпус БМД впервые в практике советского машиностроения выполнен из алюминиевого сплава, защищает экипаж от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Башня – из стальной брони, заимствована у БМП-1. Для десантирования с воздуха применяются специальные парашютные платформы и многокупольные парашютные системы. До середины 1980-х гг. было выпущено около 3,5 тыс. машин всех модификаций.
ТТХ
Боевая масса, т 7,2
Экипаж (десант), человек 3(4)
Длина, мм 5400
Ширина, мм 2630
Высота, мм 1620-1970
Скорость по шоссе, км/ч 61
Скорость на плаву, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 500
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Угол подъема, град 32
Угол входа в воду / выхода из воды, град. 30/25
Прицельная дальность стрельбы из пушки, м 1300
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Дальность полета ПТУРС, м 3000
Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Разработан в 1956—1959 годах для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревшего БТР-152, от которого он отличался значительно улучшенной проходимостью, позволявшей ему следовать за танками на поле боя, и способностью плавать. БТР-60 стал первым в серии советских четырёхосных бронетранспортёров, развитие и производство которой продолжается до сих пор. БТР-60 производился серийно, неоднократно модернизируясь, с 1960 по 1976 год на Горьковском автомобильном заводе, затем на Курганском заводе колёсных тягачей (КЗКТ) до 1987 года; всего было выпущено, по разным данным, от 10 000 до 25 000 машин. Также производился по лицензии в Румынии, под обозначением TAB-71.
В середине 60-х на БТР произошла кардинальная модернизация, на этот раз затронувшая вооружение. На бронетранспортёр была установлена башня от БРДМ-2 с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Помимо этого, бронетранспортёр получил новые приборы наблюдения и два дополнительных люка. Также было слегка усилено лобовое бронирование корпуса и улучшена противоатомная защита. Модернизированный вариант получил обозначение БТР-60ПБ и поступил в производство в 1966 году. БТР-60ПБ оказался наиболее удачным вариантом БТР-60 и выпускался серийно без значительных изменений, за исключением установки смотрового прибора ТНПТ-1 в башне на машинах поздних выпусков, вплоть до 1976 года, когда его сменил в производстве новый БТР-70.
ТТХ
Боевая масса, т 9,9
Экипаж (десант), человек 2(10)
Длина, мм 7220
Ширина, мм 2906
Высота по корпусу, мм 2080
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 80
максимальная на воде, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода на плаву, ч 12
Максимальная мощность двигателей, л.с. 2х90
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
ширина рва, м 2
Бронетранспортёр БТР-60ПА
БТР-60П был разработан в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова. Принят на вооружение в 1959 г. Он стал первым советским четырехосным бронетранспортером со всеми ведущими колесами, обладал высокой проходимостью, что позволяло использовать его во взаимодействии с гусеничными машинами. Благодаря применению водометного движителя БТР мог преодолевать водные преграды вплавь. В 1963 г. БТР-60П был модернизирован путем замены съемного тента на бронированную крышу и введения более надежных в работе узлов ходовой части и силовой передачи и получил обозначение БТР-60ПА. Выпускался на ГАЗе до 1966 г. Вооружение: один 7,62-мм пулемет Горюнова СГМБ, боекомплект – 1250 патронов.
ТТХ
Боевая масса, т 9,9
Экипаж (десант), человек 2(10)
Длина, мм 7220
Ширина, мм 2906
Высота по корпусу, мм 2080
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 80
максимальная на воде, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода на плаву, ч 12
Максимальная мощность двигателей, л.с. 2х90
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
ширина рва, м 2
Бронетранспортёр БТР-70
БТР-70 стал дальнейшим развитием БТР-60ПБ, подобен ему по своей компоновке и вооружению, но имеет более высокие эксплуатационные качества, ниже БТР-60ПБ и оснащен более мощными двигателями. Принят на вооружение в 1972 г. Новым элементом конструкции стали два нижних боковых люка, предназначенные для скрытного десантирования личного состава. Ходовая часть оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, обеспечивающей движение в условиях плохой проходимости, а также поддержание давления при простреле шины. Также был введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первой и третьей пар колес от второй и четвертой. БТР-70 использовались советскими войсками в Афганистане. Данная машина в 1992-1996 гг. находилась в зоне вооруженного конфликта в Приднестровской Молдавской республике.
ТТХ
Боевая масса, т 11,5
Экипаж (десант), человек 3(7)
Длина, мм 7535
Ширина, мм 2800
Высота по башне, мм 2235
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 80
максимальная на воде, км/ч 10
Запас хода по шоссе, км 400-600
Запас хода на плаву, ч 12
Максимальная мощность двигателей, л.с. 2х120
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
ширина рва, м 2
Бронетранспортёр БТР-152
Создан на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 в КБ 1-го государственного автомобильного завода имени И.В. Сталина (г. Москва) под руководством Б.М. Фиттермана. Принят на вооружение в 1950 г. Наряду с БТР-40 стал первым массовым БТР в СССР. Применялся для транспортировки десанта пехоты, в качестве артиллерийского тягача. Вооружался 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43 или СГМБ), устанавливавшимся на одном из четырех кронштейнов, расположенных по периметру корпуса. В 1954 г. была произведена модернизация бронетранспортера (БТР-152В). Его оснастили шинами регулируемого давления и лебедкой. До начала 1960-х гг. было произведено, в основном на ЗИСе, более 12 тыс. единиц всех модификаций. Бронетранспортер оставался на вооружении до 1993 г.
ТТХ
Боевая масса, т 8,6
Экипаж (десант), человек 2(17)
Длина, мм 6550
Ширина, мм 2320
Высота по корпусу, мм 2000
Высота по вооружению, мм 2360
Колесная формула 6х6
Скорость, км/ч 70
Запас хода, км 550
Максимальная мощность двигателя, л.с. 110
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
ширина рва, м 0,8
глубина брода, м 0,8