По своей конструкции Ми-2 – это вертолет с классической одновинтовой схемой и рулевым винтом. Фюзеляж Ми-2 имеет полумонококовую цельнометаллическую конструкцию, состоит из трёх частей: носовая, где расположена кабина экипажа, центральная — с пассажирским салоном, и хвостовая, в которую входят хвостовая балка с управляемым стабилизатором
Силовая установка находится в большой надстройке над фюзеляжем вертолёта — так называемом «кабане» (от фр. cabane — шалаш). Спереди трёхступенчатого главного редуктора находятся два двигателя ГТД-350, а сверху — вентилятор, охлаждающий маслорадиаторы двигателей и главного редуктора, а также агрегаты на главном редукторе.
Кабина экипажа одно-двухместная, чаще всего, лётчик сидит на сиденье слева, в учебно-тренировочной модификации лётчик и курсант сидят рядом, в таком случае управление вертолёта сдвоено.
В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. В 1967 году состоялась международная премьера, причём представлял новый вертолёт не Советский Союз, а Польша. Серийный Ми-2П польского изготовления (регистрация SP-PSC, зав. № 530322047) был показан на 27-й Международной авиакосмической выставке в Ле-Бурже под номером Н-152.1. В связи с этим Комитет НАТО по согласованию авиационных стандартов (ASCC) дал Ми-2 кодовое название «Хоплайт» (Hoplite — гоплит). В Польше Ми-2 дали название «Marabut» (марабу), однако оно не получило распространения. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Из-за того, что производство данного вертолёта было завершено в 1992 году, на данный момент вертолёт не имеет современных систем безопасности, управления и проч. и не может составить конкуренцию современной авиационной технике. Кроме Советского Союза, Ми-2 закупали Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Ирак, КНДР, Куба, Лесото, Ливия, Никарагуа, Румыния, Сирия, Чехословакия и Югославия. В 1978 году один Ми-2 в сельскохозяйственном варианте оказался даже в США, получив регистрационный номер N51946.
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24В «Крокодил»
Неофициальное название — «Крокодил». Разработан в КБ Московского вертолётного завода (ОКБ Миля). Ведущий конструктор вертолета – В.М. Ольшанец. Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск Ми-24 начался в 1971 году. После ряда доработок и изменений Ми-24В принят на вооружение в 1976 г. Предназначен для повышения огневой мощи и мобильности частей и подразделений Сухопутных войск. На вертолет может устанавливаться различное вооружение: противотанковые ракетные комплексы, блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, авиабомбы, универсальные вертолетные гондолы. Также Ми-24В вооружен четырехствольным подвижным пулеметом ЯкБ-12,7. До конца 1980-х гг. производился Ростовским вертолётным производственным объединением и Арсеньевским производственным объединением «Прогресс». Всего построено около 1000 единиц данной модификации. Ми-24 - основной боевой вертолет российской армии. Стоит на вооружении более чем в 50 государствах мира.
Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: летчик-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним — командир экипажа (летчик), кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной оператора, бортовой техник может размещаться на откидном сиденье в грузовой кабине за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой кондиционирования или системой жизнеобеспечения (для вертолётов Ми-24Р), для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.
Стальными плитами бронировались кабина экипажа, маслобаки двигателей, главный редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронированое, откидное с бронезаголовником, кресло оператора не бронировано, лобовые стёкла броневые, плоские и обогреваемые, снабжены стеклоочистителями и системой опрыска (спиртом), боковые выпуклые стёкла органические, не бронированные.
Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси.
Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.
Вал несущего винта наклонён вправо на 2,5°, благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолёта в полёте, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия.
Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V −12°, которое обеспечивает до 30 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов
Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).
Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.
Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.
Летно-технические характеристики
Экипаж, чел. 3
Максимальная взлётная масса, кг 12000
Максимальная скорость полета, км/ч 315
Крейсерская скорость полета, км/ч 250
Практическая дальность полета, км 595
Перегоночная дальность полета, км 1000
Практический потолок, м 4500
Длина с вращающимися винтами, м 21,35
Высота с вращающимся рулевым винтом, м 5,45
Размах крыла, м 6,66
Диаметр несущего винта, м 17,3
Двигатель ТВ3-117В, шт. 2
Количество перевозимых солдат 8
Масса перевозимого груза, кг 2400
Военно-транспортный вертолёт Ми-8Т
Разработан в ОКБ-329, возглавляемом М.Л. Милем, под руководством Г.В. Ремезова, В.А. Никифорова. Предназначен для перевозки людей и различных грузов, тактического десантирования войск с лёгким и групповым вооружением, эвакуации раненых и больных. Вооруженный вариант Ми-8Т предназначен для поражения объектов противника неуправляемым вооружением (блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, авиабомбы общим весом до 1100 кг), а также для минирования местности. Выпускался с 1965 г. на Казанском и Улан-Удэнском авиазаводах. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире (построено более 12000 экземпляров), а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. Около 2800 вертолетов поставлено на экспорт более чем в 40 стран мира.
Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта — шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта — совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеен 21 отсек с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующий профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Трансмиссия вертолёта Ми-8 аналогична вертолёту Ми-4.
Фюзеляж вертолёта является основным силовым корпусом вертолёта и представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж имеет три конструктивных разъёма и включает в себя: носовую часть; центральную часть; хвостовую балку; концевую балку с обтекателем.
Система управления предназначена для управления вертолётом относительно трёх осей, осуществляется путём изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения силы тяги рулевого винта. Для управления вертолётом используются гидроусилители — три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом. На Ми-8МТВ — четыре КАУ-115М.
Военно-транспортный вариант вертолетов типа Ми-8 на данный момент продолжает оставаться одним из наиболее эксплуатируемых вертолетов в своем классе. Данные вертолеты были созданы с учетом всестороннего анализа богатого опыта использования отечественной вертолетной техники в боевых действиях в разных горячих точках планеты. Высокие летно-технические характеристики и универсальность сделали данный вертолет одним из самых популярных в мире среди вертолетов российского производства.
На последние модификации М-8 при необходимости на вертолет можно установить комплекс управляемого вооружения, который будет аналогичен вертолету Ми-24. Помимо этого вертолет получил усиленную бронезащиту (облегченная металлокерамическая броня), а также новую авионику. Новый комплекс авионики вертолета помимо прочего включает в себя метеорадар, очки ночного видения пилота, аппаратуру спутниковой навигации и инфракрасную аппаратуру. Комплекс обороны вертолета Ми-8АМТШ включает в себя систему отстрела ловушек АСО-2В и экранно-выхлопные устройства.
Летно-технические характеристики Ми-8Т
Экипаж, чел. 3
Максимальная взлётная масса, кг 12000
Максимальная скорость полета, км/ч 250
Крейсерская скорость полета, км/ч 220
Практическая дальность полета, км 455-950
Практический потолок, м 4500
Длина с вращающимися винтами, м 25,24
Высота с вращающимся рулевым винтом, м 5,65
Диаметр несущего винта, м 21,3
Двигатель ТВ2-117А, шт. 2
Масса перевозимого груза: в грузовой кабине, кг 4000
на внешней подвеске, кг 3000
Количество перевозимых людей: десант 24
раненые 12
Летно-технические характеристики Ми-2
Экипаж, чел. 1-2
Максимальная взлётная масса, кг 3700
Максимальная скорость полета, км/ч 210
Крейсерская скорость полета, км/ч 190
Практическая дальность полета, км 270-580
Практический потолок, м 4000
Длина с вращающимися винтами, м 17,42
Высота с вращающимся рулевым винтом, м 4,53
Диаметр несущего винта, м 14,5
Двигатель ГТД-350, шт. 2
Масса перевозимого груза: в грузовой кабине, кг 700
на внешней подвеске, кг 800
Количество перевозимых людей: десант 8
раненые 4
Вертолёт Ми-2
Разработан в ОКБ-329, возглавляемом М.Л. Милем, под руководством А.Х. Сермана, А.А. Бритвина. Серийно выпускался с 1965 г. Предназначен для транспортировки людей и грузов, перевозки больных, для связи и выполнения спасательных работ в труднодоступной местности. Вертолет с двойным управлением может быть использован для обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью, а также для обучения элементам боевого применения. Вооруженный вариант может нести блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, пулеметно-пушечное вооружение, авиабомбы.
Ми-2 был превосходным вертолетом для своего времени. В нем воплотился ряд прогрессивных идей вертолетостроения. К примеру, Ми-2 обладал двумя ГТД, что давало ему несомненное превосходство над одномоторными зарубежными собратьями. Прежде всего, это касается скорости и грузоподъемности. На международных вертолетных соревнованиях 1963 и 1965 гг. на нем были установлены два рекорда скорости (253,818 и 269,38км/ч).