Петровский чугунный мост через реку Медведицу, по преданию куплен в начале 20 века местными купцами у саратовских купцов. Годом раньше, стоявший в этом месте деревянный мост, был разобран как пришедший в негодность. Вместо него тогда же был выстроен новый, тоже деревянный, но, к сожалению, он обрушился в реку, когда по нему гнали стадо волов. Видимо поэтому купцам так приглянулся железный надежный мост, за это и переплатить не жалко. Металлический мост, украшающий Петровск и по сей день, был приобретен в Управлении Рязано-Уральской железной дороги, где был заготовлен для железной дороги по ветке Балашов-Ртищево. Правда это только часть моста, вторая часть успешно доехала до Пензы и стоит на реке Сура. Мост выполнен в металлоконструкциях в виде системы форм с параллельными полами, образуя пространственную структуру, которая обеспечивает жесткость конструкции моста. Узловое соединение металлоконструкций клепочное.
Рассказывают, что как-то сидели купцы славного города Петровска и пили водку в ресторане "Север". Мимо них саратовские купцы провозили в разобранном виде железный мост из Саратова в город Кузнецк, который в ту пору входил в состав Саратовской губернии. Было весело и душа просила чего-нибудь еще и взыграло самолюбие — захотелось петровцам заиметь этот мост. Слово за слово и сговорились между собой купцы, но проезжающие купцы были ушлыми и заломили очень высокую цену. Но купцы, видимо из-за изрядного подпития, заплатили втридорога и купили мост, а затем подарили его своему городу Петровску. С тех пор и пошло выражение "стОит, как чугунный мост". Слово "чугунный" исторически неверно и используется скорее для благозвучия. Все петровчане знают об этом, а те, кому пословица просто пришлась по душе, не в курсе, что на самом деле мост из пословицы железный. С 1998 года мост не эксплуатируется и считается памятником промышленной архитектуры начала 20 века. В 2022 году под мостом и на территории рядом была произведена генеральная уборка, был насыпан песок, огородили зону нового городского солярия и на получившимся пляже смонтировали пляжный инвентарь: кабинки для переодевания, стационарные лежаки и беседки. Сам мост также подкрасили, перед ним установили будки с пушками, а рядом по дороге информационные стенды.
Мост собран на клёпках. Точное их количество сказать не может никто. До 1998 года по мосту двигался транспорт, теперь построен объездной мост. После революции на верхушке моста был прикреплен вырезанный из листа металла и покрашеный в красный цвет некий корабль наподобие "броненосца". Рядом с мостом была избушка смотрителя. Был назначен специальный человек, смотритель моста, которых приглядывал, подправлял, чистил и делал мелкий ремонт. Дело в том, что мост устанавливался на шаровых опорах, стальных цилиндрах в начале и в конце моста. Это для того чтобы мост аммортизировал. Т.е. мост немного катался на этих катках. За тем, что бы эти катки не забивались грязью и присматривал смотритель.
Петровск — старинный купеческий город, основанный по именному указу Петра Первого в 1698 году для охраны края от набегов крымских татар, а также «чтобы впредь в окольные города… вольные люди не приходили и разорения никакого не чинили…». По преданию, основатель лично побывал в городе в 1707 году. Постройка крепости Петровск имела большое значение для своего времени, поскольку из Саратова через Аткарск и Пензу лежал сухопутный тракт из Царицына на Москву, а малозаселённые берега Медведицы изобиловали разбойничьими шайками, грабившими проезжавших по тракту. От Петровска начиналась укрепленная сторожевая линия со слободами.
Сама крепость имела 4-угольную форму, была обнесена двойными дубовыми стенами с 8 крытыми тёсом башнями. Внутри крепости находились собор Петра и Павла, хоромные строения для воеводы, конюшни, архив, амбары. С 1780 года — уездный город Саратовской губернии.
Фото: bvn2