Здание пожарной каланчи в городе Аткарск, где сейчас располагается пожарная часть №33, было построено в конце XIX века. Фасады декорированы в стиле эклектики, а центром здания является трехъярусная водонапорная башня. Как и губернский город Саратов, так и уездный городок Аткарск в 19 веке состоял большей частью из деревянных зданий. Пожары гуляли время от времени по городам. В 1870 году пожар в Аткарске спалил более 2/3 города, возникла необходимость постройки наблюдательного пункта и он был построен.
Первая постройка пожарной каланчи была деревянной, с красивой галереей наверху, не лишенная архитектурных изысков. Современные контуры пожарная вышка получила при городском голове Федоре Николаевиче Павлюкове где-то в конце 19 — начале 20 века, приблизительно в то же время, что и железнодорожный вокзал. В 1924 году произошла парадоксальная вещь — пожарная вышка сгорела, но была восстановлена. Поскольку транспорт в ту пору был гужевым, под крышей на территории пожарной части хранилось сено для лошадей. Оно-то, скорее всего, и загорелось, не оставив шансов уцелеть деревянной постройке. Само кирпичное здание пожарной части не пострадало. Вышка до сих пор считается самым высоким зданием Аткарска.
О высокой квалификации архитектора и строителей здания говорит тот факт, что ворота, через которые выезжали на пожар конные обозы, с таким же успехом позволяют через сто с лишним лет проезжать через них современным пожарным машинам. Новая каланча, как и прежде, осталась деревянной. Основной каркас из восьми столбов из стволов лиственницы был обшит деревянными щитами. Наверху, как и прежде – круговая галерея для дежурного наблюдателя.
В семидесятые город Аткарск мог лишиться своей достопримечательности. Совет народных депутатов из-за представляющей опасность изношенности и полной бесполезности на тот момент конструкции принял решение ликвидировать каланчу. Спасло башню, как ни странно, хроническое безденежье. Средств на снос каланчи попросту не нашлось, а потому смотровую площадку с окнами заколотили досками и забыли.
И каланча продержалась все восьмидесятые, пережив нескольких генсеков. Уже в девяностые годы в новой стране по истрепавшийся флюгер на башне заменили российским триколором в целях экономии, поскольку полотнище флага на ветру быстро изнашивалось, местные умельцы вырезали полотнище флага из кровельного железа, покрасив в соответствующие цвета. Флагштоком послужила металлическая труба. Система подшипников позволяла флагу откликаться на порывы ветра, тем самым снижая нагрузку на металл.
Очередная проверка в августе 2011 года показала, что конструкция изрядно поизносилась, ухудшилось состояние самой башни, да и лестницы тоже, так что подъемы на каланчу стали опасными. По этим, а может быть, и по иным, более меркантильным, причинам, было принято решение деревянную обшивку каланчи заменить металлической и по возможности укрепили-отремонтировали, а каланча вновь стала иметь практическое значение и перестала быть красивой, но бесполезной достопримечательностью – наверху установили антенны одного из операторов сотовой связи.