Дом-коммуна, построенный в Саратове в 1928-1929 годы является ярким архитектурным и социальным явление 1920-х — начала 1930-х годов не только нашего города, но и всей страны. Эти дома стали воплощением пролетарской идеи «обобществления быта» и одним из проявлений эпохи конструктивизма. Саратовский дом-коммуна был построен силами двух архитекторов Попова и Лисогора, правда они к Саратову отношения не имели - Евгений Попов (позже занимался промышленной архитектурой, главный архитектор завода ЗИЛ) и Соломон Лисагор (работал тоже в Москве, репрессирован, умер в лагерях). Дом-коммуна находится на Провиантской улице - опытно-показательный дом, выстроенный для жизни нового советского народа, который будет строить в нём новый быт. Саратовский Дом-коммуна – один из шести «опытно-показательных домов», возведенных в 1929-1932 годах в соответствии с постановлением Стройкома РСФСР, всего осталось три, кроме Саратова, в Москве и Екатеринбурге. Как и его «братья» в других городах страны, дом был спроектирован на базе новых типов «жилых ячеек». Их разработала в Секции типизации группа известного советского архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга, который считается непревзойденным теоретиком архитектуры первой половины XX века.
По проекту дом состоял из трёх корпусов: жилого, хозяйственного и корпуса-универсама. Построены были только два. Универсальный магазин не был построен, а сейчас на его месте уже стоит жилой дом-хрущёвка, маскирующийся под продолжение дома-коммуны. Хозяйственный и жилой корпуса соединялись переходом на уровне 2 этажа. Переход к сожалению был разрушен в 1930-х годах. Дом уникальный, даже этажей с каждой стороны разное количество от 5 до 8, а внутри всего три этажа - коридора, так как квартиры двухэтажные, так называемые жилые ячейки. Вместо кухонь специальные ниши, санузел на две квартиры. Окна спален по концепции обязательно выходили на восток, чтобы солнышко будило по утрам. Рядом, во дворе хозяйственный корпус. На первом этаже хозяйственного корпуса были устроены ясли и кухня, на втором — столовая, в полуподвале — прачечная. Жилой корпус, как полагалось теорией, предназначался только для сна. На крыше жилого корпуса должен был расположиться солярий с видом на Волгу. Вот так и должны были жить коммунары! Задел под солярий собственно есть, непонятно почему же его не сделали.
Коммуна – это форма совместной жизни людей, основанная на обобществлении имущества и труда всех её членов, ну и конечно, строительство коммунизма в стране и мира. Если говорить простыми словами, то Коммунары должны жить одной большой «семьей» пользуясь общей мебелью и предметами быта. Главной задачей коммунаров являлось построение коммунистического рая на Земле, поэтому работа, работа и снова работа! Отвлекаться на такие бытовые мелочи, как семья, дети, приготовление пищи, и т.п. было некогда! Женщина должна была вкалывать так же, как и мужчина, для этого надо было полностью освободить её от "кухонного рабства" и воспитания детей. Детей пусть воспитывают в детских садах-яслях, еду готовят на фабриках-кухнях, а бельё стирают в прачечных. Коммунары будут жить одной большой семьёй, сэкономив при этом жилое пространство, пользуясь общей мебелью и предметами быта.
Само собой, что для полноценной реализации этой идеи требовались и новые дома, разработкой которых начали заниматься в 1920-е годы прошлого века архитекторы-конструктивисты, была создана специальная комиссия (Секция типизации) архитекторов-конструктивистов, во главе с Моисеем Гинзбургом. Вскоре, одновременно в трех городах (Саратов, Москва и Свердловск) Советского союза началось строительство домов-коммун.
В хозяйственном корпусе по проекту предполагалось разместить: столовую на 100 человек на 2-м этаже, кухни и подсобки для столовой на 1-м. Связаны они должны быть подъемным лифтом. Ещё на 1м этаже должны были быть ясли для 3-х групп детей с собственными прачечной и душем. В полуподвальном помещении расположена прачечная, которая занимается стиркой вещей всех жителей дома.
Ну и нельзя забывать про кружковую часть! Располагаться она должна была на 2-м этаже и состоять из аудитории, библиотеки и читальни. На 1-м этаже помещение для спортинвентаря.
Жилой корпус состоит из квартир-ячеек F-типа. Поэтому не зная, как устроены эти ячейки, не понимаешь, почему с одной стороны у дома по окнам - 5 этажей, с другой - 8 этажей, а зайдя внутрь и вовсе оказывается, что этажей - 3! Всё дело в том, что один коридор обслуживает 2 этажа. А над и под коридором расположены жилые комнаты. Все эти 3 этажа (с одной стороны дома) имеют довольно низкую высоту потолков. Коридоры тянутся через весь дом. За дверями в квартиру - лестницы: у первой квартиры - вниз, у левой - вверх. Между лестницами - общий туалет, в который каждая из смежных квартир имеет собственную дверь. Поэтому, войдя в туалет не забудь запереть на щеколду не только свою дверцу, но и дверь соседа. А квартиры таким образом получались многоуровневыми, с потолками разной высоты в разных комнатах.
Как предполагалось все жители дома будут питаться в столовой, поэтому отдельных кухонь в квартире не было. Вместо кухонь - кухонный элемент (или кухня-ниша), предназначенный больше для разогрева пищи. Уже через несколько лет после начала эксплуатации дома стало ясно, что идеи "коммунального быта" оказались утопичными и на практике были весьма неудобны. С тех пор в доме многое переделано: кто-то сделал в своих квартирах индивидуальные туалеты, кухни.
На каждом этаже, как в обычных коммуналках, имеются и общие кухни, которые теперь используются единицами. Сейчас дом находится в близком к аварийному состоянию, а по пожароопасности он отнесен к самому высшему классу. Тут то и дело проходят учения МЧС. Дело в том, что дом в своей основе - деревянный!
Конструктивизм — это советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Он характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика, что без сомнения прослеживается и в нашем, уже полюбившемся, доме-коммуне.
В ходе эксплуатации, Дом-коммуна претерпел множество изменений, но функциональная планировка его корпусов сохранилась, представляя собой сегодня один из немногих образцов авангардной архитектуры 1920-1930-х годов.