129 Центральный ремонтный завод Ракетных войск стратегического назначения, в/ч 13809 г. Балашов. Так официально до недавнего времени называлось это предприятие. А в народе его называли просто - Рембаза. Музей находится на первом этаже производственного корпуса в глубине территории предприятия. Представляет собой несколько залов посвященных богатой истории предприятия. Холл первого этажа - нетронутый образец советской эстетики. Стены декорированы какими-то выпуклыми крашеными конструкциями. Все в отличной сохранности.
Первый зал музея посвящен истории возникновения предприятия. Следующий зал рассказывает о работе уже переименованного авиаремонтного завода №409 в военные годы. Третий зал рассказывает о периоде работы завода с 1945 до 1962 года. Последний зал музея, посвященный самому закрытому, "ракетному" периоду работы завода, главный экспонат зала - это настоящая вторая ступень межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8к64) и двигатель первой ступени. Посещение музея необходимо согласовывать, свободного доступа нет.
Первый зал музея посвящен истории возникновения предприятия. Авиаремонтные мастерские появились вместе с формированием 3-ей Объединенной школы пилотов и авиатехников ГВФ в 1930 году. Располагались они на территории современного парка им. Куйбышева в здании рядом со старым музеем и в известной впоследствии столовой (ресторан «Вечерний»). В 1933 году мастерские преобразовываются в самостоятельное предприятие - "Завод № 88 ГВФ" и переезжают на современное месторасположение.
Следующий зал рассказывает о работе уже переименованного авиаремонтного завода №409 в военные годы. О масштабах его работы говорит всего лишь одна цифра - пятая часть всех самолетов различных марок за время войны отремонтирована на этом заводе.Восстанавливали авиационные моторы и приборы, ремонтировали спецавтотранспорт. По периметру огромное количество портретов работников завода - участников войны. Все сотрудники, и даже подростки, работавшие на предприятии, в это время считались участниками войны. Среди них был и Николай Палькин - знаменитый балашовский поэт. Его, четырнадцатилетнего, привела на завод сестра. Ее анкета, заполненная при поступлении на работу, находится среди экспонатов этого зала. Один из стендов посвящен создателю этого музея - Георгию Журавлеву.
Третий зал рассказывает о периоде работы завода с 1945 до 1962 года. Это уже 129 Авиаремонтный завод ВВС СССР. В зале представлен турбовинтовой двигатель от Ил-14, самолетные радиостанции, различные детали и узлы самолетов, которые здесь ремонтировали.
Последний зал музея, посвященный самому закрытому, "ракетному" периоду работы завода, поразил своим главным экспонатом. Это настоящая вторая ступень межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8к64) и двигатель первой ступени. В натовской классификации - SS-7 Saddler ( "Верховая лошадь"). Для того чтобы установить эту "малышку" в зале музея, разбирали стену здания. Такая же ракета есть только в Центральном музее Ракетных войск стратегического назначения.
"Ракетный" период Рембазы стартовал в октябре 1962 года. В лучшие годы на заводе работали около 3000 человек. Капитально ремонтировали еще два типа МБР Р-36 (8к67), УР-100 (8к84)
Рядом с корпусом ракеты представлена электронная начинка - блоки управления и наведения, системы гироскопов. На стендах фотографии огромных цехов с разобранными для ремонта ракетами. Фотографии руководителей предприятия и рабочих. Бюсты главных конструкторов, создававших эти ракеты.
Информацией поделился Сергей Рудичев: МУЗЕЙ, КОТОРОГО НЕТ.