Некогда шикарный дворец-особняк купца Кокуева на Большой Сергиевской была построена в 40-х годах XIX века. Пристройки к дому (они-то и уцелели) делал Карл Васильевич Тиден, архитектор городского театра. Раньше здание выделялось своим бельведером, с которого открывался великолепный вид на Волгу. Павел Иванович Кокуев (1820-1884) – сын купца 1-й гильдии, один из первых пароходчиков Саратова, городской голова с января по апрель 1870 года, организатор Саратовской торговой биржи. Организовывал рейсы на пароходе "Саратов" из нашего города в Астрахань. Два его буксирных парохода “Павел Кокуев” и “Земляк” ходили по маршруту Саратов – Рыбинск. Имя «Павел Кокуев» носил буксирный пароход купца, а на Александровской улице (Горького) через Глебучев овраг был построен мост, прозванный «Кокуевским» в честь мецената. На его средства осуществили постройку и капитальный ремонт Мариинского детского приюта. На сегодняшний день от особняка сохранилась лишь небольшая часть усадебных зданий, в них с 1940-х годов располагается детский сад и коммунальные квартиры. На месте главного дома усадьбы – гаражи.
В роскошном доме Кокуевых6, расположенном недалеко от пристани, во время путешествия по Волге в 1869 г. останавливался цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III Миротворец, отец последнего российского монарха Николая II, с молодой супругой Марией Фёдоровной и братом, великим князем Алексеем Александровичем. Из воспоминаний Славина: «Специально для встречи... была сооружена каменная Триумфальная арка на Большой Сергиевской улице перед Никольским взвозом, который тогда почему-то назывался Родионовским, - вспоминал И.Я. Славин. - В назначенный день августейшие путешественники прибыли в Саратов на пароходе, который пристал к Никольскому взвозу. Квартира для них была приготовлена в роскошном доме П.И. Кокуева на Большой Сергиевской недалеко от пристани». В этом доме высокие гости прожили два-три дня. Потом будущий император Александр III проследовал по Волге в Царицын.
В Саратове Кокуевы появились, видимо, в середине XIX в., фамилия Кокуевых была хорошо известна в городе. Самым известным членом этой семьи был Павел Иванович Кокуев (1820–1884), предприниматель, солепромышленник, пароходчик, один из передовых деятелей коммерции своего времени. Именно благодаря его активной деятельности в городе была открыта зерновая оптовая торговая биржа, способствующая торгово-промышленному развитию Саратова (с 1880 г. – председатель Биржевого комитета)1. Павел Иванович был одним из самых щедрых жертвователей Саратова – на его средства построено трехэтажное каменное здание Мариинского приюта, которому он и далее оказывал щедрую материальную поддержку. Он проявлял заботу и о благоустройстве города. В частности, в районе Александровской улицы (ныне – имени М. Горького) в 1880-е гг. по его инициативе был сооружен мост, именуемый «кокуевским».
Яркую характеристику Павлу Ивановичу дает в своих воспоминаниях И.Я. Славин (1851–1930), саратовский адвокат и видный общественный деятель: «бывший откупщик, но вполне окультуренный, с длинными министерскими баками, с барственной осанкой лорда, высокий, видный, представительный, умный предприимчивый делец; всегда с ласковой приветливой речью в обращении с другими и мягкими, вкрадчивыми приемами, манерами и жестами, владелец роскошного особняка-дворца на Большой Сергиевской улице, честолюбивый и уже достигший значительных успехов в этом направлении: он уже был потомственным почетным гражданином, или даже коммерции советником, и украшен орденами»
Фамилия купца на долго отразилась в городской топонимике: Кокуевский переулок (позже Симбирская улица), Кокуевский овраг. Даже в наши дни на 1-й Дачной остановке все еще сохраняется Кокуевская дача, превращенная в коммуналку. Памятник деревянного зодчества, некогда окруженный обширным садом, утрачивает первоначальный облик и разрушается.
«Культурность» П.И. Кокуева подтверждается и тем, что еще в 1868 г. он входил в земскую комиссию по ходатайству об открытии в Саратове университета4, а также его интересом к литературе и изобразительному искусству: книги с владельческим штампом «Павел Иванович Кокуев в г. Саратове» до сих пор появляются на художественных аукционах.
У Павла Ивановича был также сын – Николай Павлович (1854 – 1913 или 1914). И он, и его жена Мария Ивановна также занимались благотворительностью. Внука назвали Павлом в честь деда. Судьба его сложилась крайне трагично. В советское время он был исключен из университета, а позже репрессирован. Его жизнь оборвалась в застенках НКВД, о чем рассказал в своей книге Вс. А. Ермолаев, доцент СГУ. Он вспоминал о Павле Николаевиче Кокуеве как о начитанном и прекрасно образованном человеке, свободно владеющем тремя языками. Вероятно, этому во многом способствовала богатая семейная библиотека Кокуевых. Книжное собрание, коллекция картин и предметы быта после революции были реквизированы, как и все их движимое и недвижимое имущество.
Формирования коллекции Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева во многом связано с первыми послереволюционными годами, когда проходила реквизиция имущества у представителей враждебных классов. Одним из наиболее значимых поступлений этого времени стало собрание купцов Кокуевых, внесших большой вклад в экономику, культуру, общественную жизнь Саратова второй половины XIX – начала XX в. Коллекция Кокуевых собиралась, скорее всего, не ранее середины XIX века, когда семья достигла благосостояния. Значительная часть предметов была передана в другие музеи и различные учреждения, однако в большинстве случаев соответствующих актов передачи не обнаружено. Часть картин и сейчас находится в коллекции Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева.
О богатстве коллекции, поступившей в музей в 1918 г. от Марии Ивановны, вдовы Николая Павловича и переданной добровольно, говорит список передачи, здесь называются картины и рисунки русских и европейских художников, старинные гравюры, разнообразные вазы, чашки, блюдца (преимущественно частных русских – Гарднера, Кузнецовых, Корниловых, Терехова и Киселевых, но также Императорских фарфорового и стеклянного заводов, иностранных – севрского и саксонского заводов, подсвечники, часы, мелкая пластика, флаконы для духов, предметы мебели, люстры, бра, сумочки, ковры персидские и меховые ковры, куски ткани и т.д. Некоторые предметы называются отдельно, иногда с именами художников и/или с названиями/сюжетом («Амазонка Лансере», «Две девушки»), некоторые – суммарно («картины фламандские – 3 шт.», «ящик с терракотой», «папка со старинными гравюрами», «коллекция бокалов и кружек старинных с надписью Штутгарт 19 шт.», «большая коллекция минералов»), без размеров и, как правило, без техники, или же с некорректной формулировкой («картина карандашом», «картины пером итальянских художников» и т.д.).
Видимо, решение добровольно передать имущество музею было принято М.И. Кокуевой из-за опасения насильственной реквизиции органами советской власти, или же ограбления – частого явления в те годы. Скорее всего, она просто считала музей наиболее надежным местом хранения имущества семьи – как известно, тогда многие «бывшие» не верили в долговечность нового режима. В апреле 1922 г. она пишет новое заявление, в котором просит проверить сохранность переданного ею имущества, ввиду его «большой художественной ценности для общества и государства». Из-за суммарности записей точное число предметов, поступивших от Кокуевых, определить сложно, явно, что их не могло быть менее 200 (без учета гравюр, минералов, фотографий, книг). Однако в инвентарном списке «Предметов из собрания саратовского дворянина Кокуева из дома на Б. Сергиевской», составленном уже в начале 1919 г.15, всего 73 номера. В те годы в Саратове, как и в других городах, предполагалось открытие нескольких новых музеев, поэтому экспонаты сразу же распределялись с учетом их передачи в Музей изящных искусств Саратовского университета, музей СУАК (Саратовской ученой архивной комиссии), Педагогический музей. Предполагалось открыть два музея на базе самого Радищевского. Большинство работ кокуевского списка, не внесенных в инвентарь и обозначенных в списках передачи суммарно и условно, вряд ли возможно идентифицировать. Можно лишь предположить, куда они были переданы или с какой целью отложены в запасник.
Коммерции советник и бывший городской голова, организатор Саратовской торговой биржи Павел Иванович Кокуев был похоронен в 1884 году на кладбище Спасо-Преображенского монастыря, находившегося у подножия Лысой горы, в район теперешней остановки "Стрелка" (бывшее Училище противохимической защиты). Монастырский некрополь был сравнительно небольшим - не более 200 захоронений. Похороны стоили недешево, потому и погребены тут были люди особо знатные: настоятели -архимандриты монастыря, священники, купцы, семь действительных статских советников.
В 1930-е годы дом стал общежитием Саратовской ГРЭС. С октября 1942 года половину здания занял детский сад СарГРЭС. В ноябре 2002 года он был передан городу, став детсадом №19. В 2008 году получил статус «Детский сад общеразвивающего вида № 19». А 1 февраля 2017 года произошла реорганизация в форме присоединения к нему Детского сада №41. Здесь еще осталась лепнина, исторические двери, лестницы и конечно все тот же прекрасный вид из окна на Волгу. Во второй части располагаются жилые квартиры. 21 жилое помещение досталось городу в наследство от общежития СарГРЭС. Сегодня в одном из богатейших домов Саратова 19 века, апартаментах, где жил Александр III, типичная "коммуналка" с общими кухнями, туалетами, помывочными. Разве что размер некоторых комнат поражает - до 44 кв.м, а высота потолков разнится от 2 до 5 метров. Одна из бывших жительниц дома рассказала, что в подвале были даже гипсовые рыцари, которых в 1990-м году отнесли на помойку. А старожилы дома рассказывали о подземном ходе из подвала к Волге. Это вполне может быть, т.к. ниже дома располагался солемольный завод Кокуева, который сгорел во время крупного пожара на пристанях в 1914 году. Когда-то один из богатейших домов Саратова сегодня даже не является объектом культурного наследия! И это чуть ли не единственный дом с колонным залом, оставшийся с тех пор в Саратове. Дом в 2020 году признали аварийным и приговорили к сносу, хотя независимая экспертиза, установила износ здания в районе всего 55% (и это у почти 200-летней постройки!). Дата сноса всегда приблизительна. В программе, рассчитанной до 2025 года, снесут дома, признанные аварийными в 2012-2017 гг. Здание уникально, как своей архитектурой, так и своей историей… Ещё есть время планы поменять.