Слобода Порубёжка образовалась на берегу Большого Иргиза в 1764 году. Основали её малоросские крестьяне-переселенцы из Воронежской губернии, к которым по дороге присоединялись беглые русские крепостные крестьяне. Место первопоселенцы выбрали на границе (рубеже) с владениями кочевников, что отразилось в названии новой слободы. Также существует версия, что появилась слобода в первой половине XVIII столетия, а в 1736 году уже была построена первая православная Михаило-Архангельская церковь. В 1779 году была заложена вторая (или по общепринятой версии первая) деревянная церковь, через два года после начала строительства саратовский протоиерей Георгий Иванов освятил в ней престол во имя Архангела Михаила. В штат причта назначили священника, диакона, дьячка и пономаря. Строительные работы продолжались до конца 1780-х годов и велись тщанием прихожан. Завершена церковь была в 1790 год.
Одновременно в Порубёжке получал всё большее распространение раскол, что было в первую очередь обусловлено влиянием старообрядческих старцев из близлежащего Верхне-Успенского иргизского монастыря. Вторая волна открытой пропаганды раскола пришлась на 1820-е – 1830-е годы, однако, в отличие от большинства прииргизских сёл, старообрядцы в Старой Порубёжке так и остались подавляющим меньшинством. Православная Михаило-Архангельская церковь в 1832 году была отремонтирована и оштукатурена внутри, покрыта железом и покрашена меловой краской, после чего её в 1833 году переосвятили.
В 1847 году Михаило-Архангельский храм по ветхости и тесноте был реконструирован тщанием прихожан и дополнен двумя новыми приделами: правым во имя Покрова Божией Матери и левым во имя Николая Чудотворца. Освящены приделы были в 1851 году.
В 1866 году в Старой Порубёжке случился большой пожар, уничтоживший в числе прочего часть церковного архива, включая метрические книги и духовные росписи разных лет. От густого леса, произраставшего в окрестностях села в период его основания, где росли дикие яблони, тёрн, черемуха и водились медведи, волки и лисицы, за прошедшее столетие вырубки и пожаров осталась лишь малая доля мелкой поросли.
В 1892 году был утверждён проект второй православной церкви, рассчитанной на 900 богомольцев. Строительство возглавил епархиальный архитектор Хилинский, завершены работы были в 1896 году. Новый храм был возведён на средства прихожан, его здание было деревянным, имело колокольню, отопление и один престол во имя Казанской иконы Божией Матери. В штат причта входили священник, диакон и псаломщик. При храме имелась солидная библиотека, смешанная приходская школа открылась в церковном доме в 1898 году (по другим данным в 1896-м), её содержание обеспечивали церковное попечительство и брачные пожертвования. В 1900 году под руководством всё того же Т. С. Хилинского был основательно реконструирован и расширен трёхпрестольный Михаило-Архангельский храм. После завершения работ, включавших перестройку обветшавших конструкций и колокольни, он стал тёплым и вмещал до 2000 человек. Штат причта состоял из священника, диакона и псаломщика.
В 1905 году прихрамовую территорию с деревянной сторожкой Михаило-Архангельской церкви обнесли новой оградой на каменном цоколе с кирпичным и чугунными столбами и железными решётками.
В 1909 году было решено построить в Старой Порубёжке третий храм с образованием самостоятельного прихода. 25 января (7 февраля) 1910 года состоялось освящение старообрядческого белокриницкго храма во имя Михаила Архангела. Торжество, включавшее поднятие крестов и собравшее множество молящихся староверов и простых зрителей из православных крестьян, совершил благочинный Николаевска Иоанн Рыжов. Здание храма было весьма примечательным с архитектурной точки зрения, но на окраску и иконостас у общины средств не хватило.
Помимо двух православных храмов также работали беглопоповская моленная и новый австрийский храм, продолжали функционировать две земские и две церковно-приходские школы. В селе работал фельдшер, имелись земская станция, волостное правление, частные лавки, регулярно проводились базары. 30 января (12 февраля) 1913 года при строящемся каменном храме начала работу третья в селе смешанная приходская школа. О самой церкви известно, что освятить её предполагалось во имя Покрова Божией Матери. Однако, сведений о том, были ли эти планы осуществлены в военном и предреволюционном хаосе, не сохранилось. В 1915 году в Старой Порубёжке насчитывалось 6408 православных жителей и 761 старообрядец (беглопоповцы, австрийцы и беспоповцы).
Сейчас село с 1250 жителями является центром Старопорубёжского муниципального образования. Имеются дом культуры, больница, столовая, пожарное депо, администрация, почта, отделение Сбербанка, магазины, детский сад и средняя общеобразовательная школа, с 2015 года носящяя имя прославленного земляка, Героя Советского Союза И. И. Лободина. Возрождена была в послесоветские годы духовная жизнь в Старой Порубёжки: после образования православной общины верующих в приспособленном здании в центре села открылась новая церковь, четвёртая в истории, освящённая во имя Николая Чудотворца.
Фотографии: TOURистъ Саратовский