Судоходные шлюзы Саратовского гидроузла расположены в черте города Балаково на берегах Волги в 355 км ниже Самарского гидроузла и в 524 км выше Волгоградского. Судоходная трасса имеет протяженность порядка 10 км. Эксплуатацией шлюзов занимается Балаковский район гидротехнических сооружений, филиал Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Суда идут через шлюзы с начала апреля и до конца ноября. Шлюз №25 находится у левого берега Волги, шлюз №26 - у правого. Построены они были в конце 60-х годов, а в постоянную эксплуатацию введены в 1972 году. Помимо шлюзов в состав сооружений гидроузла входит Саратовская ГЭС, являющаяся седьмой ступенью Волжского каскада гидроэлектростанций.
Балаковский район гидротехнических сооружений и судоходства – БРГСиС. В простонародии — Шлюзы. Строительство шлюзов в Балаково было начато еще в 1962 году, одновременно со строительством Саратовской ГЭС, перекрывшей реку Волгу плотиной, а завершилось к 1968 году. Первое шлюзование состоялось в апреле 1968 года. На сооружение шлюзов ушло 30 тысяч тонн арматуры и 34 тысячи кубометров бетона.
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между располагается камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах. Бьеф от французского значит уровень. Как и в других местах, в Балаково есть и верхний бьеф и нижний. Верхний бьеф со стороны Драмтеатра и 1 мкрн, нижний соответственно ниже по течению за Шлюзами. Перевод судов посредством судоходного шлюза осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды. Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства.
Длина камеры Балаковского шлюза составляет 290 метров, а ширина 30 метров. Если это перевести в количество судов, которое может принять одна камера, то могут зайти и шлюзоваться сразу 4 баржи. Так же Шлюзы выполняют роль плотины для удержания перепада уровней нижнего и верхнего бьефа. В Балаково уровень верхнего бьефа составляет 27,5 метров, по Балтийской системе координат, нижний уровень 14,5 метров. Итого перепад получается 13 метров. Данный перепад создан искусственно с целью обеспечения работы Саратовской ГЭС. Вода, падая с высоты 13 метров на лопасти турбин СГЭС, заставляет их вращаться.
По территориальному принципу БРГСиС состоит из трёх основных подразделений. Первое разделение это гидроузел, на котором находятся сами камеры шлюзов, ЦПУ (центральный пульт управления). На пульте ЦПУ всегда находится начальник вахты, у которого в подчинении инженер диспетчер и судопропускники, отвечающие за проход судов в камеру. Начальник вахты — ответственный за расположение судов непосредственно по судоходному каналу. Также на гидроузле есть диспетчера движения, которые отвечают уже за проход судов по территории от Сызрани до Саратова. В состав рабочего персонала гидроузла входят: энергетики, электромонтёры, механики, гидротехники. Также есть подразделение водолазов. Водолазы выполняют работы по ремонту и обслуживанию сооружений относящихся к БРГСиС (сюда входят и дамбы принадлежащие шлюзам).
Второе подразделение это РОП (ремонтно-отстойный пункт) на территории АХК (административно хозяйственного комплекса). Там располагаются: автогараж с легковым, пассажирским, грузовым и подъёмным транспортом и мастерские: токарная, слесарская и плотничья.
И, наконец, третье подразделение это управление районного гидроузла. Здесь работает управляющий персонал, бухгалтерия, группа наблюдения шлюза, лаборатория, в том числе и начальник БРГСиС и главный инженер. БРГСиС надёжно защищено от проникновений на территорию или попыток навредить стратегически важному объекту. Охраняет шлюза ведомственная охрана министерства транспорта РФ под руководством головного управления Нижнего Новгорода.