Музей был открыт 14 апреля 1994 года в бывшем доме купца В.С. Ломакина, построен он около 150 лет назад. Основателем музея и первым его директором была Проводина Валентина Александровна. На момент открытия основной фонд музея составлял 913 экспонатов. Ежегодно фонд пополнялся. В течение первых двух лет была написана летопись Турков, начиная с палеозойской эры до наших дней. Создавались выставки и экспозиции: уголок Боевой Славы, Крестьянская изба и др. Были оформлены витрины с орудиями труда каменного и бронзового века, собран богатейший материал о людях, прославивших Турковскую землю.
Историко-краеведческий музей располагает богатым материалом о жизни на турковской земле знаменитого врача В.Д.Ченыкаева.
Среди экспонатов музея – геологическая коллекция минералов и горных пород, подаренная музею геологом Спириным Ю.В. Есть в этой уникальной коллекции корунды и топазы, яшма и горный хрусталь и даже кусочек кимберлитовой трубки с мельчайшим алмазом! В залах музея воссоздана гостиная 19 века с подлинным интерьером, комната крестьянской быта села. Из постоянных экспозиций - фотовыставка работ А.Е. Власова и В.И.Гаврилова. В летний период работает костюмированный фотосалон. Костюмы 19 века созданы своими руками.
Голубая гостиная 19 века, является гордостью и достопримечательностью музея. Русский дворянский интерьер 19 века взял многое из французского ампира. Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Провинциальная версия русского ампира была более сдержанной, приближенной к классицизму. Создавая гостиную в музее за основу была взята комбинация из трех цветов: белого, синего и желтого. Для штор использован синий гладкий шелк. Ламбрекен сплошной на две стены украшен небольшими желтыми кисточками. Прихватки для штор тоже выполнены в этом же стиле. Тонкий белый тюль гармонично завершает драпировку окон. Потолок в интерьере высокий, прямой формы. Основной цвет – белый, украшен лепниной, т.е. гипсовыми розетками и карнизами. Лепнина покрыта желтой краской. Центр потолка украшен розеткой и дополнен великолепной подвесной люстрой. Позолота люстры гармонично подчеркивает торжественную роскошь интерьера.
Мебель гостиной уникальна. Письменный стол и стул плавных эргономичных форм. Диван украшен позолоченной резьбой, обит плотным, синим шелком с редкой золотой листвой. В интерьере комнаты присутствует большое разнообразие столиков: круглые столики на одной ножке для модных безделушек, пристенные столики для часов, красивых ваз и подсвечников. Интерьер изобилует картинами и фотографиями в позолоченных рамках. Под картиной К. Маковского музыкальный инструмент конца 18 века. Диванчик принадлежал купцу В.С. Ломакину. Один из столов принадлежал В.Д. Ченыкаеву, муз. инструмент - дворянам Полуевым. Весь декор тщательно выверен. Но как бы случайно, интерьер гостиной дополняют вещи: зонтики, веер, шляпка, цветы, гитара, очки и раскрытая книга. Именно они помогают понять характеры, быт и привычки людей, живших в этом доме. Именно они создают настроение ушедшей эпохи.
Во втором зале рассказывается об экономическом развитии местности, здесь 19 век называют веком Турковского Ренессанса. В конце XIX начале ХХ в.в. только в селе Турки функционировали: чугунно-литейный завод И.С. Смоляева, крупорушки и мельницы купца Н.А. Алифанова, 2 воскобойни, 3 салотопни, 3 маслобойных завода, пекарня и колбасная мастерская, земской склад земледельческих машин, почта, телеграф, ресторация и корчма, рондольный завод, гончарные мастерские, каретный двор, поташный завод. Кондитерский цех Д. Скворцова изготавливал мармелад, конфеты, газированную воду, натуральные фруктовые соки и т.д. В Турках были 45 торговых лавок. Село было крупным хлеботорговым центром.
Часть экспозиции посвящена Ченыкаеву Владимиру Дмитриевичу (1852—1927) — дворянин по происхождению, врач, меценат, общественный деятель, председатель Пироговского съезда в 1905 году, глава санитарно-эпидемиологической службы Саратовской области (в 1920-е годы). Родился в Сердобске, но большую часть жизни провёл в Турках, где много сделал для развития медицины и культуры. В Турках перезахоронен его прах, на стене построенного им здания больницы установлена мемориальная плита.