Сверхмалая подводная лодка - носитель водолазов «Тритон-1М» 1978 г.
Разработана в Центральном проектном бюро «Волна» (г. Ленинград) под руководством (в разные годы) Я.Е. Евграфова, Е.С. Корсукова, Л.В. Чернопятова, С.А. Дементьева. Предназначена для подводной доставки водолазов в районы проведения спецопераций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра или ремонта подводных сооружений. Представляет собой аппарат «мокрого» типа: водолазы с индивидуальными дыхательными аппаратами находятся в заполненной водой проницаемой кабине. Корпус лодки имеет прочные непроницаемые объемы: пульт управления, находящийся в кабине, аккумуляторный и электромоторный отсеки. Двигатель – гребной электрический. Корпус лодки изготавливался из алюминиево-магниевого сплава. Управление аппаратом осуществлялось при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями КМ69-1. «Тритон» серийно производился в 1975-1980 гг. Всего построено 32 единицы.
Проект сверхмалой подводной лодки «Тритон-1М» был разработан ЦКБ «Волна» под руководством Евграфова Я. Е. Технический проект был утвержден совместным решением МСП и ВМФ 04 апреля 1970 года. Строительство подводной лодки «Тритон-1М» было начато в Ленинграде на Новоадмиралтейском заводе в конце 1970 года.
Летом 1972 года на Новоадмиралтейском заводе были проведены швартовные испытания двух опытных образцов с заводскими номерами 16503/1 и 16503/2, после чего их перевезли на морскую базу предприятия «Гидроприбор» на Черном море. Государственные испытания двух опытных «Тритон-1М» были проведены с 1 февраля по 30 июня 1973 года.
Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М» может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Она оснащена магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией МГВ-3, автоматической системой движения по курсу. Эксплуатация лодок этого типа осуществлялась до конца 1980-х годов, после чего они были в основном списаны, а часть лодок оказалась в музеях.
Тактико-технические данные сверхмалой подводной лодки «Тритон-1М»:
Экипаж: 2 человека;
Автономность: 7,5 часов;
Длина: 5 м;
Ширина: 1,43 м;
Высота: 1,38 м;
Скорость подводная полным ходом: 6,5 узлов (11,2 км/ч);
Дальность плавания подводная: 37,3 миль;
Водоизмещение: 3,6 тонны;
Вес: 1,6 тонны;
Глубина погружения: 40 метров
Корабельная якорная мина КБ 1930-1940-е гг.
Создана в 1931 г. Мина – контактная, гальваноударная. Предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками в надводном положении. Постановка может производиться со всех классов кораблей, оборудованных минными рельсами и забортными минными скатами. Для нее впервые в мире (1940 г.) разработали предохранительные колпаки, автоматически сбрасываемые в воде, что позволило осуществлять постановку мин даже в битый лед. Применялась в ходе Великой Отечественной войны.
ТТХ
Длина, мм 2162
Ширина, мм 927
Высота, мм 1190
Вес, кг 1065
Вес ВВ, кг 230
Длина минрепа, м 263
Глубина постановки, м 12-263
Углубление, м 2,4-9,1
Минимальный минный интервал, м 35
Максимальная скорость хода при постановке, уз. 24
Время прихода в боевое положение, мин 10-20
Противолодочная якорная мина ПМ-2 1960-1980-е гг.
Принята на вооружение в 1965 г. Предназначена для поражения подводных лодок подо льдом. Она ставилась из 534-мм торпедных аппаратов подводных лодок, в каждом помещалось 2 мины. Мина – антенная неконтактная. Она имела три антенны: верхнюю, среднюю и нижнюю, каждая из которых состояла из двух электродов, соединенных с первичными обмотками трансформаторного блока. Неконтактный взрыватель срабатывал при входе подводной лодки в опасную зону.
ТТХ
Длина, мм 3855
Диаметр, мм 534
Вес, кг 850
Вес ВВ, кг 200
Длина минрепа, м 700
Глубина постановки, м до 900
Углубление, м 45-290
Минимальный минный интервал, м 100
Морская донная акустическая мина МДМ-3 1980-1990-е гг.
Разработана в ЦНИИ «Гидроприбор» (г. Ленинград). Предназначена для поражения надводных кораблей всех типов и подводных лодок. Оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, реагирующим на акустическое, электромагнитное и гидродинамическое поля цели, и комплексом предохранительных и функциональных приборов, обеспечивающих выполнение программ срочности, кратности и ликвидации. Принцип действия мины в сочетании с установленными программами срочности и кратности защищает ее от вытраливания современными неконтактными тралами, обеспечивает защиту от естественных помех. Носители: надводные корабли, оборудованные минными путями и кормовыми скатами; самолеты, оборудованные устройством для постановки мин.
ТТХ
Длина, мм:
авиационный вариант 1580
корабельный вариант 1525
Диаметр, мм 450
Вес, кг: 850
авиационный вариант 525
корабельный вариант 590
Вес ВВ, кг 300
Глубина постановки, м 8-30
Скорость хода при постановке:
корабль, уз. 4-15
самолет, км/ч до 1000
Авиационная индукционно-гидродинамическая донная мина ИГДМ-500 1957 г.
Мина ИГДМ-500 донная, неконтактная, двухканальная, индукционно-гидродинамическая, авиационная и корабельная, по величине заряда — малая. Мина ставится с самолетов на глубинах 8-30 м. Разработана в габаритах бомбы ФАБ-500 (диаметр — 0,45 м, длина — 2,9 м). Постановка мины ИГДМ-500 (главный конструктор мины С.П.Вайнер) производится с использованием двухступенчатой парашютной системы. После срабатывания установленных в мину предохранительных приборов контакты замыкаются и подключают к схеме неконтактного взрывателя все батареи питания. Через 1-3 ч (в зависимости от глубины места постановки) мина приходит в опасное состояние.
ТТХ
длина, мм 1585
диаметр корпуса, мм 450
масса в сборе, кг 525
масса заряда ВВ, кг 200
Малогабаритная торпеда МГТ-1
МГТ — 1 — малогабаритная бесследная электрическая самонаводящаяся акустическая торпеда для поражения надводных кораблей и судов. Торпеды состоят на вооружении надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации. В ВМФ СССР торпеды классифицируют в зависимости от заряда БЧ — ядерная или обычная, по виду энергосиловой установки — парогазовая (тепловая), электрическая или реактивная и по масс-габаритным характеристикам обычные или малогабаритные. Торпеда МГТ-1 создавалась в НИИ-400 (ныне — ЦНИИ «Гидроприбор») под руководством главного конструктора Л. Н. Акатова.
Перед выстрелом торпеды с помощью прибора управления торпедной стрельбой (ПУТС) устанавливались направление, глубина хода и дистанция до цели. Во время хода торпеды в трубе торпедного аппарата происходил пневматический запуск и раскрутка гироскопического прибора, а также впрыск электролита в аккумуляторы из единой встроенной ампулы. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска электродвигателя постоянного тока торпеда развивала скорость в зависимости от предустановленной дистанции и устремлялась в направлении цели. При выходе торпеды в зону действия аппаратуры самонаведения, её активно-пассивная гидроакустическая система производила захват и сопровождение корабля-цели, обеспечивая выход торпеды в район винтов с дальнейшим пересечением района миделя корабля-цели. Как только торпеда входила в зону действия неконтактного взрывателя, происходило замыкание цепи запала и воспламенение взрывчатого вещества и подрыв заряда БЧ на расстоянии 4-5 метров от днища цели.
Буксирный катер проекта Т-63 1950-1970-е гг.
В экспозиции музея на катер установлены 37-мм спаренная зенитная установка В-11 и 45-мм корабельная пушка 21КМ. Данный экспонат имитирует катер периода Великой Отечественной войны, применявшийся для защиты железнодорожного моста через Волгу в районе г. Саратова от налетов вражеской авиации.
Сам катер выпускался уже в послевоенное время, разработан в ЦКБ Главлеспрома. Первый проект утвержден в 1949 г. Класс речного регистра «О» (озерный): для плавания на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек при высоте волны до 2 метров. Предназначен для работы на лесосплаве и буксировки несамоходных судов. Может быть использован для перевозки до 1,5 т грузов или до 20 человек, размещённых в жилых каютах. Катер – однопалубный винтовой с развитым полубаком, с помещениями в корпусе и полуутопленной рулевой рубкой. В разных модификациях выпускался до середины 1970-х гг.
37-мм спаренная автоматическая палубная установка В-11
Разработана в КБ завода № 4 имени К.Е. Ворошилова (г. Красноярск) на базе одноорудийной 37-мм установки 70-К. Принята на вооружение в 1946 г. Качающаяся часть установки представляла собой два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированных в одной люльке. Ствол-моноблок имел принудительное водяное охлаждение, затвор вертикально-клиновой. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки только ручные, имели две скорости. Автоматы крепились на станке, соединенном с платформой, служившей для размещения расчета. Производство В-11 велось на заводе № 4 и Саратовском агрегатном заводе. Всего выпущено около 1900 единиц.
Установлена на имитации катера и платформе имитации бронепоезда.
ТТХ
Дальность стрельбы, м 8400
Высота поражения цели, м 3000
Темп стрельбы из одного автомата, выстр./мин 180
Начальная скорость снаряда, м/с 880
Угол вертикальной наводки, град. -15 +90
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорость вертикальной наводки, град./с 6,6-12,7
Скорость горизонтальной наводки, град./с 8,7-16,7
Масса, кг 3400
Масса снаряда, кг 0,732
Расчет, человек 7-8
45-мм универсальная пушка 21-КМ
Разработана в ОКБ-172 (г. Пермь), является модификацией пушки 21-К. Принята на вооружение в 1945 г., но серийно производилась с 1943 г. Применялась в качестве корабельного зенитного орудия на всех классах кораблей и подводных лодках. Пушка – полуавтоматическая, с автоматикой копирного типа. В качестве станка служила обычная туба. Серьезным недостатком пушки была низкая скорострельность, а также отсутствие дистанционного взрывателя на снаряде, и, как следствие, низкая эффективность. Производство 21-КМ велось на Воткинском машиностроительном заводе и Саратовском агрегатном заводе до 1947 г. Всего выпущено более 1200 единиц.
Установлена на катере.
ТТХ
Дальность стрельбы снарядом Ф-73, м 10680
Начальная скорость снаряда Ф-73, м/с 835
Скорострельность, выстр./мин 30
Угол вертикальной наводки, град. -10 +85
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорость вертикальной наводки, град./с 15
Скорость горизонтальной наводки, град./с 15
Масса, кг 867
Масса снаряда, кг 1,41
Расчет, человек 3