Легкий танк Т-70. Макет
Разработан в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством Н.А. Астрова на основе танка Т-60. Принят на вооружение в 1942 г. Танк имел довольно мощное бронирование (15-45 мм) и был вооружен 45-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. На него устанавливался оригинальный силовой агрегат ГАЗ-203, состоявший из двух карбюраторных двигателей, спаренных последовательно. В сентябре 1942 г. начал выпускаться Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. Танк производился в 1942-1943 гг. на ГАЗе, где была выпущена основная масса машин, а также на заводе № 38 в Кирове (эвакуированный Коломенский паровозостроительный завод). Всего было выпущено более 8 тыс. единиц. Данный экспонат собран из фрагментов танков Т-70.
Средний танк Т-34-85
Создан в КБ Государственного союзного завода № 183 им. Коминтерна (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на базе среднего танка Т-34, с установкой на него новой башни с увеличенным диаметром погона и 85-мм пушки ЗИС-С-53. Также было усилено бронирование (лоб корпуса и башни до 90 мм). Это позволило более эффективно бороться с немецкими танками T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Принят на вооружение в январе 1944 г. Т-34-85 широко применялись в завершающих операциях Великой Отечественной войны и в разгроме японской Квантунской армии. До конца Второй мировой войны было изготовлено более 21 тыс. единиц. Производство велось на заводах № 183, № 112 «Красное Сормово» в г. Горьком и № 174 в г. Омске.
Тяжелый танк ИС-2
Разработан на Челябинском Кировском заводе № 178 под руководством Ж.Я. Котина на базе танка ИС-1. Принят на вооружение в 1943 г. Главным его отличием от ИС-1 стала 122-мм пушка Д-25Т, представлявшая собой укороченную пушку А-19, помещенную на люльку 85-мм танковой пушки Д-5Т и снабженную дульным тормозом. Боеприпасы раздельного заряжания. В 1944 г. танк получил наклонную верхнюю лобовую часть корпуса, смотровой люк механика-водителя был заменен на щель, закрытую стеклоблоком. Основное назначение танка – борьба с тяжелыми танками и самоходными орудиями противника. ИС-2 принимали участие в заключительных сражениях Великой Отечественной войны. В 1944-1945 гг. было выпущено около 3,5 тыс. единиц.
Тяжелый танк ИС-3
Разработан на Челябинском Кировском заводе № 178 под руководством М.Ф. Балжи на базе танка ИС-2. Принят на вооружение в 1945 г. От предшественника ИС-3 отличался улучшенной броневой защитой: новая литая башня, приплюснутой сферической формы с толщиной брони до 250 мм; 120-мм плиты лобовой брони располагались так, чтобы образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк механика-водителя разместили в крыше. Смотровая щель в лобовой броне перед механиком-водителем отсутствовала - ее заменили перископические смотровые приборы. ИС-3 стал последним танком, созданным в период Великой Отечественной войны, участия в боевых действиях не принимал. В 1945-1946 гг. было выпущено более 2 тыс. единиц.
Средний танк Т-44
Разработан в КБ Государственного союзного завода № 183 им. Коминтерна (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на базе танка Т-34-85. Существенно отличается от него габаритами, компоновкой и устройством – новая схема моторно-трансмиссионного отделения, двигатель расположен поперек продольной оси танка, башня смещена в центр корпуса, высота уменьшена на 30 см, толщина лобовой брони увеличена до 120 мм, люк механика-водителя перенесен с лобового листа на крышу корпуса, шаровая установка курсового пулемета отсутствует. Вооружение не изменилось: 85-мм пушка ЗиС-С-53 и два 7,62-мм пулемёта ДТМ. Танк принят на вооружение в 1944 г., в боевых действиях Великой Отечественной войны участия не принимал. Серийно выпускался на заводе № 75 в Харькове до 1946 г. Произведено около 1 тыс. единиц.
Средний танк Т-55
Разработан в КБ Уральского вагоностроительного завода № 183 им. Ф.Э. Дзержинского (г. Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на базе танка Т-54Б. Боевая масса, вооружение и бронирование танка остались прежними. Изменилась компоновка топливных баков, что позволило увеличить количество топлива и боекомплект пушки, также был установлен более мощный двигатель В-55. Т-55 стал первым советским танком, снабженным системой противоатомной защиты, работавшей за счет полной герметизации корпуса, очистки воздуха и создания избыточного давления. Танк принят на вооружение в 1958 г., серийно производился до 1979 г. в СССР, Польше, Чехословакии. В Китае выпускался его аналог – Тип 69. В СССР производство велось на заводах № 183, № 75 в г. Харькове и № 174 в г. Омске. Всего было выпущено около 35 тыс. единиц. Танк стоял на вооружении десятков стран Европы, Азии и Африки.
Средний танк Т-62
Разработан в КБ Уральского вагоностроительного завода № 183 им. Ф.Э. Дзержинского (Нижний Тагил) под руководством Л.Н. Карцева на базе узлов и механизмов танка Т-55. Принят на вооружение в 1961 г. На Т-62 впервые в истории танкостроения была установлена 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС. Это потребовало увеличить диаметр погона башни, длину и ширину корпуса танка. Для сохранения правильной центровки машины было изменено расположение опорных катков. В танке применялся механизм выброса стреляных гильз, которые выбрасывались через люк в кормовой части башни. Лобовая броня башни была увеличена до 242 мм. С середины 1960-х годов на танки стали устанавливать гусеницы с резино-металлическим шарниром (РМШ), которые были долговечнее чисто металлических. До середины 1970-х гг. было выпущено около 20 тыс. единиц.
Средний танк Т-64
Разработан в КБ Харьковского завода транспортного машиностроения № 75 им. В.А. Малышева под руководством А.А. Морозова. Принят на вооружение в 1967 г. Благодаря плотной компоновке танк имел небольшой забронированный объем. На Т-64 впервые в мировой практике для машин с пушкой большого калибра был установлен автомат заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек, уменьшить размеры башни и увеличить скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Вооружение составляли 115-мм пушка Д-68 и 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект пушки стоял из выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой. Танк имел низкий силуэт, большие углы наклона броневых листов. На нем впервые была применена комбинированная броня. В танке устанавливался турбопоршневой двигатель 5ТДФ. Серийно выпускался в 1964-1968 гг. до принятия на вооружение танка Т-64А.
Основной танк т-80
Т-80 — боевая машина, основной танк, производившийся в СССР и Российской Федерации. Танк с единой газотурбинной силовой установкой. Первый в мире основной танк со встроенной противоснарядной динамической защитой. На вооружении армии СССР, затем России с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64А, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД с дизельным двигателем — на ХЗТМ в Харькове.
ТТХ
Боевая масса, т 32
Экипаж, человек 5
Длина с пушкой, мм 8100
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2700
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 55
средняя по грунтовой дороге, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 300
Максимальная мощность двигателя, л.с. 500
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Глубина преодолеваемого брода, м 1,3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,73
Боекомплект, выстрелов 56-60
ТТХ
Боевая масса, т 9,2
Экипаж, человек 2
Длина, мм 4285
Ширина, мм 2420
Высота, мм 2035
Скорость, км/ч 45
Толщина лобовой брони, мм 35-45
Запас хода, км 250
Максимальная мощность двигателя, л.с. 70
Ширина преодолеваемого рва, м 1,6
Глубина преодолеваемого брода, м 0,9
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,6
Боекомплект, выстрелов 70
Тяжелый танк Т-10
Разработан на Челябинском Кировском заводе № 178 под руководством Ж.Я. Котина. Принят на вооружение в 1953 г. Т-10 стал развитием линии танка ИС-3, от которого он позаимствовал форму корпуса с характерным «щучим носом» и башни. 122-мм пушка Д-25Т была оснащена механизмом досылания, благодаря чему ее скорострельность составляла 3-4 выстрела в минуту. На танк устанавливался более мощный дизельный двигатель В-12-5. В отличие от ИС-3 Т-10 имел по 7 опорных катков на борт. Танк многократно модернизировался. Самая серьезная модернизация была проведена в 1957 г., когда танк получил новое вооружение и приборы (Т-10М). Серийно производился на Челябинском Кировском заводе и Ленинградском Кировском заводе до 1966 г. Всего было выпущено около 8 тыс. единиц.
ТТХ
Боевая масса, т 36
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9000
Ширина, мм 3270
Высота, мм 2400
Скорость, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 400
Максимальная мощность двигателя, л.с. 520
Ширина преодолеваемого рва, м 2,7
Глубина преодолеваемого брода, м 1,4
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,8
Ширина / глубина преодолеваемых водных преград, м 700/6
Прицельная дальность стрельбы, км 15,6
Боекомплект, выстрелов 34
Легкий танк Т-26. Макет
Создан на основе конструкции английского танка «Виккерс» в 1931 г. Первый вариант танка имел две башни и пулеметное вооружение. В 1933 г. Т-26 получил одну башню со спаренным вооружением (45-мм орудие и 7,62-мм пулемет). Предназначен для поддержки пехоты на поле боя. До конца 1930-х годов наряду с танком БТ оставался основным танком Красной Армии. Принимал участие в вооружённых конфликтах с Японией на Дальнем Востоке (Хасан, Халхин-Гол), в гражданской войне в Испании, Советско-Финляндской и Великой Отечественной войнах. Всего было выпущено около 12 тыс. единиц. Данный танк собран из фрагментов танков, найденных в районе г. Ельня Смоленской области (рубеж реки Ужа).
ТТХ
Боевая масса, т 9,4
Экипаж, человек 3
Длина, мм 4620
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2300
Скорость:
максимальная по дорогам, км/ч 30
средняя по бездорожью, км/ч 10
Запас хода, км до 225
Максимальная мощность двигателя, л.с. 91
Ширина преодолеваемого рва, м 2
Глубина преодолеваемого брода, м 0,8
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,75
Боекомплект, выстрелов 136
ТТХ
Боевая масса, т 50
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9715
Ширина, мм 3518
Высота, мм 2460
Скорость, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 200
Максимальная мощность двигателя, л.с. 700
Ширина преодолеваемого рва, м 2,7
Глубина преодолеваемого брода, м 1,5
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,8
Лобовая броня корпуса / башни, мм 120/250
Скорострельность, выстр./мин 2-4
Боекомплект, выстрелов 30
ТТХ
Боевая масса, т 46
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9830
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2730
Скорость, км/ч 37
Запас хода по шоссе, км 150
Максимальная мощность двигателя, л.с. 520
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Глубина преодолеваемого брода, м 1,3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 1
Лобовая броня, мм 120
Скорострельность, выстр./мин 2-3
Боекомплект, выстрелов 28
ТТХ
Боевая масса, т 46
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9850
Ширина, мм 3150
Высота, мм 2450
Скорость, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 185
Максимальная мощность двигателя, л.с. 520
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Глубина преодолеваемого брода, м 1,3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 1
Лобовая броня корпуса / башни, мм 120/250
Скорострельность, выстр./мин 2-3
Боекомплект, выстрелов 28
ТТХ
Боевая масса, т 14
Экипаж, человек 3
Длина, мм 7625
Ширина, мм 3140
Высота, мм 2195
Скорость по шоссе / на плаву, км/ч 44/10,2
Запас хода по шоссе / на плаву, км 260/70
Максимальная мощность двигателя, л.с. 240
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 1,1
Угол входа танка в воду / выхода из воды, град. 30/25
Боекомплект, выстрелов 40
Прицельная дальность стрельбы, км 12
Толщина брони корпуса, мм 10-13
Средний танк Т-54
Создан в КБ Государственного союзного завода № 183 им. Коминтерна (г. Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова на базе танка Т-44. Танк получил новую башню (толщина лобовой брони до 200 мм) и вооружение: 100-мм пушку Д-10Т, два 7,62-мм пулемёта СГМТ и один зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ. Также был установлен новый двигатель В-54. Принят на вооружение в 1946 г. Танк неоднократно модернизировался, получив стабилизированное вооружение, более современные приборы наблюдения, оборудование для подводного вождения. Т-54 серийно производился в СССР (до 1959 г., около 17 тыс. ед.), Польше (1954-1964 гг., 1500 ед.), Чехословакии (1958-1963 гг., 1800 ед.), Китае (тип 59). В СССР производство велось на заводах № 183, № 75 в г. Харькове и № 174 в г. Омске. Танк стоял на вооружении десятков стран, принимал участие во многих военных конфликтах на территории Евразии и Африки.
ТТХ
Боевая масса, т 36
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9000
Ширина, мм 3270
Высота, мм 2350
Скорость, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 500
Максимальная мощность двигателя, л.с. 580
Ширина преодолеваемого рва, м 2,7
Глубина преодолеваемого брода, м 1,4
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,8
Ширина / глубина преодолеваемых водных преград, м 700/5
Прицельная дальность стрельбы, км 14,6
Боекомплект, выстрелов 43
Плавающий танк ПТ-76
Разработан конструкторами ВНИИ транспортного машиностроения под руководством Н.В. Шашмурина. Принят на вооружение в 1951 г. В 1959 г. была проведена модернизация танка, и он получил индекс ПТ-76Б. Танк отличается хорошей маневренностью, обладает повышенной проходимостью и плавучестью. Вооружен 76,2-мм пушкой Д-56ТМ (Д-56ТС) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом СГМТ. Танк оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем В-6 и двумя реактивными водометными движителями, обеспечивающими передний и задний ход на плаву. Серийно выпускался до 1967 г. Всего было выпущено более 12 тыс. единиц. Танк экспортировался в десятки стран, применялся в локальных конфликтах, особенно широко во Вьетнаме в 1960-1970-х гг.
ТТХ
Боевая масса / с РМШ, т 37/37,5
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 9335
Ширина, мм 3300
Высота, мм 2395
Скорость, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Максимальная мощность двигателя, л.с. 580
Ширина преодолеваемого рва, м 2,85
Глубина преодолеваемого брода, м 1,4
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,8
Ширина / глубина преодолеваемых водных преград, м 1000/5
Прицельная дальность стрельбы, км 5,8
Боекомплект, выстрелов 40
ТТХ
Боевая масса, т 36
Экипаж, человек 3
Длина с пушкой, мм 8948
Ширина, мм 3415
Высота, мм 2154
Скорость, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550-650
Максимальная мощность двигателя, л.с. 700
Ширина преодолеваемого рва, м 2,85
Глубина преодолеваемого брода, м 1,8
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,8
Ширина / глубина преодолеваемых водных преград, м Без огранич./5
Прицельная дальность стрельбы, км 4
Боекомплект, выстрелов 40
ТТХ
Принят на вооружение 1976
Масса 42
Пушка 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
Боекомплект, количество снарядов 40
Экипаж 3
Тип двигателя Газотурбинный Дизельный
Мощность, л.с. 1000
Максимальная скорость по шоссе 70 60
Скорость по пересеченной местности 40-45
Удельная мощность л.с/т 23,8
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7
Тип подвески Торсионная
ТТХ
Боевая масса, т 31
Экипаж, человек 4
Длина с пушкой, мм 7650
Ширина, мм 3180
Высота, мм 2410
Скорость:
максимальная по шоссе, км/ч 60
средняя по грунтовой дороге, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 250
Максимальная мощность двигателя, л.с. 500
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Глубина преодолеваемого брода, м 1,3
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,73
Боекомплект, выстрелов