Третья церковь в селе Луганское, сохранившаяся по сей день, была сооружена в 1846 г. на месте старой деревянной церкви. Кирха была каменной и имела скамьи для молящихся на 1000 мест. Храм был построен в типичной для церковного зодчества того времени манере – в так называемом стиле позднего русского классицизма, с рядом массивных колонн и полукруглой апсидой. Рядом с церковью находилась деревянная звонница.
Пасторы, получавшие университетское образование, являлись в колониях весьма уважаемыми людьми, они же были и наиболее обеспеченными, поэтому часто подвергались нападениям и грабежам. Так, в 1805 г. преступники совершили разбойное нападение на дом пастора И. Отто с целью ограбления, в этом же году были ограблены священники других немецких приходов – пастор А. Яух и патер Грегор, в 1815 г. – пастор И.Б. Каттанео.
В селе была основана одна из пяти первых немецких колоний, случилось это 10 августа 1764 г. Поселились здесь 76 семей из Изенбурга, Дармштадта и Ганау. Свое название - Beideck, - колония традиционно получила по фамилии первого старосты. Однако всего четыре года спустя вышел указ о наименованиях немецких колоний, и поселение получило официальное название по реке, возле которой расположено - Таловка. Современное же наименование Луганское село получило после депортации отсюда немцев и переселения эвакуированных из-под Луганска жителей Украины.
В августе 1823 г. в приходе вспыхнула эпидемия цинги. Здравоохранение в начале ХIХ века находилось на низком уровне. В это трудное время пастор прихода, сын пастора и известного врача Лукас Каттанео регулярно посещал больных. Неустанно пасторы приносили прихожанам утешение и в годы следующих эпидемий холеры 1847–1848 гг. и 1892 г.
Далеко за пределами прихода были известны Дом престарелых и увечных «Вифания» или «Бетания», основанный в Байдеке в 1891 г. по инициативе пастора Гюнтера, сиротский приют «Назарет», основанный в 1895 г. и Благотворительное общество, основанное в 1907 г. В приюте «Вифания» в конце ХIХ века содержалось около 70 престарелых и больных, не имеющих средств к существованию. По уставу одной из целей приюта объявлялось пресечение нищенства среди прихожан протестантского вероисповедания.
Еще несколько лет назад можно было бы сказать, что зданию луганской церкви повезло гораздо больше, чем многим ее сестрам – немецким кирхам Поволжья… До последнего времени это был один из немногих хорошо сохранившихся бывших лютеранских храмов на Саратовской земле, где располагался сельский клуб. Кроме Луганского сегодня дома культуры находятся в Левобережье Волги, в бывших кирхах Осиновки (ранее Рейнвальд) и Орловского. Однако в 2009 г. здание церкви в Луганском начало рушиться. Сегодня оно выглядит весьма неприглядно, пугает запущенностью и грудой кирпичей, обрушившихся сверху и разбросанных по обе стороны от главного входа здания. Здесь по-прежнему находится сельский дом культуры и луганская библиотека, однако со стороны центрального входа здание имеет весьма печальный вид. Состояние здания ухудшается с каждым днем.
Сейчас у бывшей байдекской церкви уже нет масштабной колокольни со сферическими куполами. Она была снесена в конце 30-х ХХ века. Храм является хорошим ориентиром, его видно далеко с дороги, еще до поворота на село. Архитектура постройки – классический образец зодчества поволжских немцев.