База отдыха "Алымов" около села Елшанка кроме возможности комфортабельного отдыха интересна еще тем, что здесь в сорока километрах от областного центра доживает свой век единственный сохранившийся на территории региона колесный пароход "Сергей Алымов". Три десятка лет он служил в качестве гостиницы на одной из местных баз отдыха. Двухпалубный белый пароход "Сергей Алымов" появился на Волге возле села Елшанка Воскресенского района Саратовской области весной 1980 года. Это был его последний рейс. По большой воде судно завели на территорию, которая после окончания паводка становится берегом, и поставили на вечную стоянку.
Корабль, превращенный в гостиницу, стал основой для выстроенной вокруг базы отдыха, которая сейчас именуется по названию парохода — "Алымов". На базе отдыха "Алымов" имеется всё необходимое, чтобы провести время с семьёй, друзьями или организовать мероприятие. Более десятка домиков на для разных компаний с разными необходимостями.
О том, что на берегу Волги ниже Елшанки стоит старый пароход, случайно попавшему в эти места человеку догадаться не так просто. С воды судно полностью закрывает выстроенное вплотную к нему здание клуба-столовой, которое имеет ту же длину. Оно соединено с кораблем специальным крытым переходом. Деревья вокруг корабля за долгие годы так разрослись, что их ветки заглядывают в окна кают. Это завершает маскировку судна на местности. Осознать его размеры и вообще тот факт, что перед тобой корабль, можно только оказавшись вблизи. Два больших якоря с "Сергея Алымова" установлены неподалеку на бетонных постаментах.
Сейчас пароход выглядит как трехпалубный благодаря синему навесу и парапету, сделанным над крышей второй палубы, они визуально добавляют еще целый "этаж". Возраст при взгляде на корабль очевиден: красная краска на швартовых кнехтах, белая и голубая на бортах, перилах и остальных конструкциях повсеместно облупилась, везде активно проступает ржавчина. Красные буквы "Сергей Алымов" на носу и корме выцвели, потускнели и начали сползать со своих мест. На корме на первой палубе, куда еще можно зайти, не опасаясь провалиться в трюм, валяются давно опавшие листья и ветки. Коричневая краска дощатого пола облупилась, обнажив более ранний слой голубого цвета. Заглянув в круглые иллюминаторы трюма, можно различить проржавевшие коричневые стены и остатки всякого хлама.
Гребные колеса не сохранились. Зато на обоих бортах корабля почти целы защищавшие их железные бело-голубые кожухи. На каждом из них есть крупные зеленые буквы, образующие название корабля, и большая красная звезда. Заглянув под кожухи, можно увидеть мощные валы, на которых когда-то крепились колеса, и остатки других технологических узлов. Стеклянные двери и окна на корабле пока находятся в сохранности и занавешены от любопытных глаз.
Вообще же "Сергей Алымов", будучи сейчас явно не в лучшем виде, все же производит впечатление целого корабля, а не останков, как это происходит в большинстве случаев с другими отечественными образцами эпохи пара. По фотографиям 5-6-летней давности, которые можно встретить в интернете, становится понятно, что просто заново покрашенным пароход уже будет выглядеть намного более достойно.
В декабре 2013 года компания "Газпром трансгаз Саратов" пыталась продать эту базу отдыха на аукционе в Москве единым лотом, в составе которого пароход был одним из объектов. Начальная стоимость была определена в 46 миллионов рублей. Судя по тому, что "Алымов" по-прежнему принадлежит предприятию, попытка не удалась.
Что будет с кораблем дальше? Нынешний собственник обеспечивает охрану судна от вандалов. Но как начнут развиваться события, если он поменяется?
Пароход "Сергей Алымов", вне всякого сомнения, заслуживает интереса и участия неравнодушных людей. Попросту говоря, его надо спасать от ухода в небытие. С одной стороны, "Сергей Алымов" был создан значительно позже, чем корабли эпохи расцвета речного пароходства в России. И пока он, к счастью, не единственный сохранившийся представитель проекта 737 в России, есть и другие.
С другой стороны, этот колесный пароход — точно "последний из могикан" на территории Саратовского Поволжья, посмотреть в наших краях больше не на что. После краха СССР в регионе с таким остервенением "строили рыночные отношения" и пилили (в прямом и переносном смысле) царское и советское наследие, в первую очередь на металлолом, что ничего значимого в регионе попросту не осталось.
Это происходило, кстати, не только в Саратовской области. В лихие 90-е в стране не сберегли, к примеру, два легендарных брата-корабля "Великая княжна Ольга Николаевна" и "Великая княжна Татьяна Николаевна", которые при советской власти назывались соответственно "Володарский" и "Спартак". Последний, в частности, широко известен многим из нас как "Ласточка" — под таким названием Эльдар Рязанов снимал этот корабль в своем фильме "Жестокий романс". Оба корабля ходили по Волге аж до начала 90-х. Потом некие "бизнесмены" решили продать их за границу. Но по дороге к новым владельцам оба судна были нещадно разграблены, а потом сгорели.
Если бы в Елшанке появился музей-пароход или музейно-туристический комплекс на площадке турбазы, маршрут до Кошелей наверняка стал бы востребован не только дачниками. А может и вообще превратился бы в тематический.